Мероприятие с родителями "Играем в ТРИЗ игры"
методическая разработка (подготовительная группа)

Жижина Ксения Александровна

Сценарий круглого стола с родителями по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_roditelyami_triz.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающие игры ТРИЗ»

(родительское собрание в форме интеллектуальной игры «Волшебное путешествие»)

                                                                         автор Жижина К.А.

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх для развития речи.

Задачи:

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  • Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Волшебное путешествие»

Участники: дети и родители

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

3. Практическая деятельность с родителями: обыгрывание игр на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

4. Подведение итогов.

 

Ход мероприятия:

Вед:- Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.

− Как вы думаете, что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

  • ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В настоящее время в детских садах с успехом используются разнообразные приемы и методы ТРИЗ, направленные на развитие у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

  1. Задание

Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я –лес, а ты кто?

Выбираются три капитана. Им предлагают выбрать по одной карточке с рисунком: лес, море, небо. А другим участникам раздаются карточки с изображением того что находится в этих местах. (Лес: дерево, гриб, цветок, лиса, ягода. Море: корабль, дельфин, морская звезда, ракушка, рыбка. Небо: ракета, солнце, звезда, месяц, планета.) Так формируются три команды:1.Лесные путешественники, 2.Морские путешественники, 3.Космические путешественники. Каждой команде будут задавать задания в соответствии их путешествию. За правильно выполненное задание , команда получает фишку. Кто больше заработает фишек, тот и станет победителем.

      2.Задание

«Хорошо - плохо»

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

1.Дождь.

2.Ветер.

3.Солнце.

 

                 3.Задание

«Наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

1.Высокий –

Холодно –

Сладкая –

Толстый –

Злой –

Кричать –

 

2.Мокрый –

Тяжёлый –

Быстро –

Глубоко –

Плыть –

Больной -

 

 

3.Далеко –

Темно –

Большой –

День -

Светло –

Грустно -

 

 4. Задание «Кто кем будет?»

 Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: - кем (чем ) будет …

1.Волчонок. Яйцо. Жёлудь.

2.Икринка. Головастик. Доска.

3.Птенчик. Мальчик. Гусеница.

Физ.минутка

 

5. Задание «А что потом?»

. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
1. Сначала вечер, а потом? — Ночь, утро, день.
   Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

2. • Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
    Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.

3. • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
     Сначала завтрак, а потом? — Обед, полдник, ужин.



6. Задание «Что лишнее?» (вывести на слайд)
Цель: упражнять в нахождении объекта не принадлежащих данной группе.

1.Волк, лиса, коза, заяц.

Ромашка, колокольчик, крапива, ландыш.

2.Поезд, лодка, корабль, катер.

Акула, дельфин, кит, лягушка.

 3.Дождь, солнце, луна, облако.

Вертолёт, самолёт, ракета, автобус.

7.Задание «Что умеет делать» (вывести на слайд)

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.

Правила игры: Ведущий называет объект.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

1.Птица. Цветок.

2.Лягушка. Вода.

3.Комар. Солнце.

 

 Вот и подошло к концу наше путешествие.

Итог

(Подсчитывается количество фишек. Награждение за 1,2,3 места.)

Вы все справились с заданиями. И я думаю, что всем было весело и интересно.

- Уважаемые родители, все вопросы, которые были использованы в игре взяты из ТРИЗ. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

ТРИЗ - игры для дошкольников

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Последнее десятилетие показало, что а...

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

ТРИЗ игры для дошкольников

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как постро...

ТРИЗ игра (малыши выросли)

Цель: развивать связную речь детей, закреплять умение детей образовывать слова суффиксальным способом. Уметь с помощью суффикса «ищ» образовывать слова увеличивающие объект; с помощью суффикса «чик» о...

ТРИЗ-игры с Лего конструктором ( игры для развитие образного мышления )

ТРИЗ-игры с Лего конструктором(    игры для развитие образного мышления )...