Использование межполушарных игр в развитии речевых и высших психических функций у детей с ОВЗ.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Использование межполушарных игр в развитии речевых и высших психических функций у детей с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО? Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Педагоги в работе не раз слышат такие слова (от близких ребенку людей), он у нас неорганизованный, невнимательный, гиперактивный и вообще нечего не понимает. Когда такие дети приходят в школу начинают возникать проблемы. Ребенок плохо учится, медленно читает (плохо запоминает текст), коряво пишет, делая в тексте порой как говорят взрослые нелепые ошибки. Многих родителей огорчают такие проблемы у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев это не говорит о том, что у ребенка нет стремление или желания учиться, быть успешным как его одноклассники. Если коснуться научных аспектов этой темы, то понимаешь, что причину нужно искать в анатомическом строении мозга (правое и левое полушарие) и тем как он функционирует.
Научные исследования показывают: Координирует работу полушарий - мозолистое тело, оно находится между полушариями, если по каким то причинам будет нарушена проводимость через мозолистое тело, то и связь между полушариями будет нарушена. Полушарное взаимодействие отсутствует, а значит, не будет обмена информацией в полном объеме между полушариями. Ведь правое и левое полушарие воспринимают окружающий мир по - своему. За наши эмоции и чувства отвечает правое полушарие головного мозга (обязанности: ориентация в пространстве, способности к музыке, воображение, фантазия, мечты). За математические символы и числа, контроль речи, способность к письму, чтению, запоминанию фактов и имен – отвечает левое полушарие. В настоящий момент у дошкольников в основном готовят руку к письму, рисованию, вырезанию при этом упор идет только на левое полушарие. Так получается, что мы практически не затрагиваем вторую руку, а полушарие отвечающее за ее работу практически просто перестает взаимодействовать между собой.
У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации). Для того чтобы корректировать и развивать интеллектуальные способности ребенка с ОВЗ рекомендуют использовать в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры. Использование рекомендуемых заданий, игр и упражнений положительно повлияет на структурные изменения в организме и позволит расширить границы межполушарного взаимодействия. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.
Что необходимо делать? кинезиологические упражнения; самомассаж; дыхательные упражнения; дидактические задания ; прослушивание классических музыкальных композиций; логоритмика . Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия для детей дошкольного возраста Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук . Примеры заданий для выполнения одной и двумя руками. Нейропсихологические игры «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук , соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д . Упражнение выполняется в прямом и в обратном . Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак, ребро, ладонь Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
« Зеркальное рисование» Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу). При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга
игры на развитие межполушарного взаимодействия Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Эти веселые упражнения помогут развивать межполушарные связи и улучшать творческие способности ребенка . Также в работе можно использовать готовые пособия.
Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия: Катание между пальцами орехов. Только на первый взгляд кажется, что это просто, далеко не у всех детей это упражнение получается выполнить с первого раза. Если орехи слишком большие для детской руки , их можно заменить шариками или кристаллами подходящего объема. Сминание бумаги. Положите на ладонь ребенка салфетку, и попросите его, используя пальцы только одной руки, смять ее. Потом пусть одновременно сжимает две салфетки двумя руками. Игра «Заполни пустые чашки» . Приготовить три чашки, в одну насыпать любой крупы. Задача ребенка одновременно двумя руками пересыпать из одной чашки в две другие крупу. Постепенно можно увеличить расстояние чашек, поменять ложку на более маленькую .
Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия: Игра «Выложи рисунок по образцу». На листе два одинаковых квадрата, один ребенок играет стрелочками, другой геометрическими фигурами. Ребенок должен выложить рисунок с помощью плоскостных геометрических фигур. Начинать игру нужно с самых простых рисунков, с меньшим количеством геометрических фигур. Постепенно можно увеличить количество фигур в рисунке и попросить ребенка называть фигуру и цвет.
И самое важное Занятия должны выполняться последовательно, нужно идти от простого к сложному. Желательно закрепить пройдённый материал, т.е. периодически повторять пройденные упражнения, игры, задания. Предложить детям начинать выполнять задания с «удобной» руки – ведущей (правой или левой). При выполнении «неудобной» рукой допустимы отклонения от линий.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...

Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...

Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы для успешного пре...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...

Смарт-практика "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
Представлен материал использования нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР...

Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР...
