Методы и приемы коррекционной работы, используемые в слухоречевой реабилитации дошкольников после кохлеарной имплантации.
консультация
рекомендации для родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы коррекционной работы, используемые
в слухоречевой реабилитации дошкольников
после кохлеарной имплантации.
Базурина А.Г.
учитель-дефектолог
Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что дети с кохлеарным имплантом представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим.
Поэтому применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской, Н.Д.Шматко, Э.И.Леонгард, Э.В.Мироновой), доказавших свою высокую эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации детей после КИ. Это обусловлено тем, что ребенок с ИСА приобретает навыки на слухо-зрительной основе, а ребенок с речевым процессором - на слуховой основе, что соответствует естественному развитию малыша.
Для формирования процессов понимания речи и говорения детям необходимо:
- Накопить в памяти множество образов звуков окружающего мира и звуков речи и научиться их анализировать.
- Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила словоизменения и связи слов в предложении.
- Овладеть навыками звукопроизношения.
- Научиться активно пользоваться речью, как средством общения.
Одновременно маленький ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у глухих обычно развиваются с нарушением:
- Развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире.
- Развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.
- Развитие эмоционально-волевых качеств.
У всех детей в целом, а у малышей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: врачей, родителей, дефектологов, логопедов, психологов, музыкальных работников.
Слух и речь у ребенка после КИ развивается в 2-х ситуациях:
- Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях – дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.
- Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.
На каждом занятии по всем разделам программы , в каждом режимном моенте мы в своей работе опираемся на общедидактические методы и приемы. Существует огромное количество классификаций методов и приемов. Например:
Методы (способы воздействия или способ передачи знаний) | Приемы (варианты применения данного метода) | |
Игровые | - дидактические игры - подвижные игры - сюжетно-ролевые игры - игры-забавы - инсценировки | - создание игровых ситуаций - сюрпризность, эмоциональность - интригующие ситуации |
Словесные | - беседы - диалоги - работа с готовым текстом - самостоятельное составление текстов | - восприятие с последующим воспроизведением слов, фраз - называние игрушек, предметов и их изображений, качеств, действий - составление фраз, предложений по малосюжетным и сюжетным картинкам - отгадывание загадок |
Практические | - конструирование - аппликации - рисование - упражнения на развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики | - совместные действия педагога и ребенка - самостоятельная деятельность детей - выполнение поручений |
Наглядные | - наблюдение за явлениями природы, за трудом взрослых | - непосредственное восприятие предмета, игрушки, изображения |
специфические методы и приемы, используемые
в слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Дети, имеющие речевой процессор, имеют разный уровень речевого развития. Это обусловлено временем потери слуха, возрастом слухопротезирования и проведения операции кохлеарной имплантации, наличия сопутствующих нарушений, а также от того, проводилась ли с ребенком коррекционная работа до операции.
Большое внимание должно уделяться коррекционной работе в предоперационный период, т.к. она имеет важное значение для дальнейшего процесса абилитации детей после операции.
Основными задачами коррекционной работы в предоперационный период являются:
-развитие остаточного слуха ребенка,
- подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания, активизация голосовых реакций).
Для реализации данных задач используются следующие методы:
Упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на обнаружение и различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, определение количества и локализации звучания).
С целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры, ежедневно проводится артикуляционная гимнастика.
Для формирования правильного речевого дыхания проводится дыхательная гимнастика.
Для проведения дыхательных упражнений несложно приобрести готовые или самостоятельно изготовить различные приспособления.
После проведения операции кохлеарной имплантации дети раннего возраста находятся, как правило, на начальном или основном этапе реабилитации, выделяемым Королевой И.В.
В эти периоды необходимо:
- достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 2 метров;
- продолжать развивать интерес к любым звукам;
- активизировать спонтанную голосовую активность, вызывать у ребенка интерес к собственному голосу, возможностям его изменения;
- продолжать учить обнаруживать и различать звуки по акустическим признакам;
- связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, а слова с обозначаемыми предметами (действиями, признаками).
Для реализации задач данного этапа продолжаем использовать методы и приемы, применяемые на предоперационном этапе, усложняя предъявляемый материал. В этот период важно фиксировать все слуховые и речевые успехи и неудачи ребенка с целью передачи информации аудиологу. Это необходимо для достижения оптимальных параметров настройки речевого процессора.
Приведем примеры некоторых методов и приемов, которые используются занятиях в начальный и основной этап слухоречевой реабилитации:
«Где звучало?»
«Кто позвал?»
«Что ты слышишь?»
«Послушай и повтори»
«Что звучало?»
«Слушай заданный звук»
«Кто как голос подает?»
Различение звучаний с электронных носителей.
Упражнения для развития мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Крайне важна в этот период роль родителей. Они имеют большие возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам, звукам улицы и т.п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Сурдопедагог в этот период консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам.
Период реабилитации детей после КИ наиболее эффективно проходит в условиях комбинированной группы, в которой слышащие и дети с речевым процессором находятся в едином образовательном пространстве в течение дня.
Верботональный метод. Основная стратегия верботонального метода – развитие ощущений, с помощью которых все тело участвует в восприятии и воспроизведении речи. Почему мы используем верботональный метод в постоперационном процессе реабилитации? Потому что этот метод позволяет развивать слуховосприятие и качественную речь, исходя из положения, что произношение (микромоторика речевых органов) находится в прямой зависимости от макромоторики, а основой мелодики любого языка является ритм, темп, интонация.
Верботональный метод предполагает использование такого приема, как фонетическая ритмика Фонетическая ритмика – гармония тела и стимуляция движений. С помощью движений фонетической ритмики мы активизируем голосовую активность детей, формируем навыки произвольного изменения высоты и силы голоса, вызываем и закрепляем доступные дошкольникам звуки речи, развиваем интонационно – ритмическую сторону речи.
В процесс реабилитации детей после КИ вводится обучение игре на музыкальных инструментах. На занятиях дети при работе над ритмами используют барабан, бубен, свисток, фортепиано. В форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но различать как высокие, так и низкие звуки, так как ритм и интонация передаются через низкие частоты, сохранные у детей с нарушением слуха.
Третий этап в развитии восприятия речи называют «языковым этапом». Его длительность достигает 5 и более лет.
В этот период мы подбираем методы и приемы, развивающие у ребенка способность быстрее обрабатывать речевую информацию, лучше понимать речь и узнавать звуки в условиях зашумленности, запоминать новые слова и стихи, понимать речь, не обращенную к нему, в том числе с электронных носителей. На занятиях по развитию речи мы продолжаем обогащать и активизировать пассивный и активный словарь, формировать грамматические навыки (на слухо-зрительной и слуховой основе), развиваем диалогическую и связную речь, формируем навык чтения и понимания прочитанного.
Четвертый этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов достигается чаще уже к моменту поступления ребенка в начальную школу. В этот период используют методы и приемы, направленные на дальнейшее обогащение детей представлениями об окружающем мире, активной лексики, связной речи и совершенствование грамматической системы.
Творческий подход на занятиях не только вызывает положительные эмоции у детей, но и благотворно влияет на развитие говорения. Проговаривание во время рисования, обсуждение рисунков и рисование ситуаций из жизни помогает ребенку говорить в естественных ситуациях общения.
В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей: они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.
Хорошая реабилитация – залог качественного обучения.
Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИИ.
В нашей стране растёт число пользователей кохлеарных имплантов.С КИ ребёнок слышит даже самые тихие звуки, но чтобы научиться говорить и понимать речь потребуется многолетняя ежедневная коррекционная ...
Выступление на Окружном семинаре 2012 г: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности".
Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности ...
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации....
Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий, интеллектуальных игр и упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".
Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...



