Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет.
консультация (старшая группа)
Практический материал для воспитателей и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.
Мелкая моторика, которую еще называют пальцевым праксисом – это точные, скоординированные действия пальцами и кистями рук, в выполнении которых задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы. Функция объединяет различные движения – и самые простые (например, хватание предмета), и сложные (письмо и рисование).
Попробуйте поднять теннисный мячик и гречишное зернышко. Согласитесь, взять шарик легче и быстрее – достаточно сомкнуть. А для того чтобы подцепить и удержать зернышко, нужно приловчиться.
Причина заключается в особенностях физиологии. У человека кисти рук оснащены большим количеством крупных и мелких мышц. Первые тренируются и развиваются каждый раз при совершении любых движений пальцами или кистями. А мелкие мышцы чаще «отдыхают», так как задействуются только при выполнении мелких и точных манипуляций.
Сегодня педагоги и ученые рекомендуют развивать мелкую моторику, чтобы привить ребенку:
- богатое воображение, гибкое пространственное мышление и креативность;
- способности планирования;
- разнообразные навыки монологической речи и коммуникаций, а также литературного творчества;
- усидчивость и терпеливость, умение сконцентрироваться на определенной задаче для достижения цели;
- способность к запоминанию больших объемов поступающей информации.
Уровень развития мелкой моторики учитывается при оценке интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Дошкольник, у которого подвижные руки и ловкие пальчики, как правило, имеет четкую артикуляцию, свободную речь и богатый словарный запас. Он умеет логически рассуждать и правильно формулировать свои мысли, у него развиты внимание и память.
Дошкольник с недостаточным уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется. Он сталкивается со сложностями при выполнении заданий, так как не может долго оставаться сосредоточенным. Ему трудно даются задачи, связанные с письмом. Если в дальнейшем не развивать мелкую моторику, ребенок начнет отставать в учебе.
Работу с мелкими мышцами рук рекомендуется начать с грудничкового возраста. При этом прогресс развития мелкой моторики у каждого ребенка индивидуальный и проходит своими темпами. Если вы заметили, что малыш не справляется с манипуляциями, нормальными для его возраста, стоит дать ему время. Он спокойно нагонит и даже перегонит сверстников за пару месяцев, если будет ежедневно выполнять интересные и несложные упражнения на развитие мелкой моторики.
Картина из пластилина
Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.
Материалы: пластилин, листики с рисунками.
Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.
Повтори за мной
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.
Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.
Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.
Золушка
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.
Материалы: контейнеры, рис, горох.
Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.
Найди похожую
Цель: развитие внимания и мелкой моторики.
Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.
На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.
Лесные тропинки
Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.
Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.
Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.
Мороженое
Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.
Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.
Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.
Накорми птицу
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.
Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.
Наряды для пальчиков
Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.
Материалы: маленькие цветные резинки для волос.
Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.
Угадай, что лежит в мешке
Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.
Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.
Рисунки на крупе
Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.
Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)
Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
