Программа детско-родительского клуба "Доверие"
методическая разработка
Программа детско-родительского клуба «Доверие» направлена на пропаганду семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения через организацию различных форм взаимодействия по актуальным для различных категорий родителей, направлениям.В протоколах проведения заседаний клуба обозначены мероприятия, направленные на решение задач психологического просвещения родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Программа
детско-родительского клуба
«Доверие»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт Программы | 2 |
Пояснительная записка | 6 |
Цели, задачи | 7 |
Новизна Программы | 8 |
Ожидаемые результаты Программы | 8 |
Принципы Программы | 8 |
Функции Программы | 8 |
Специфика деятельности родительского клуба | 9 |
Формы и методы реализации Программы | 11 |
Направления деятельности детско-родительского клуба «Доверие» | 12 |
Перспективы реализации программы | 16 |
Этапы реализации Программы | 17 |
Условия реализации Программы | 19 |
Критерии результативности Программы | 20 |
Список литературы | 23 |
Приложения | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Детско-родительский клуб «Доверие» |
Руководитель Программы | Беляева Надежда Витальевна, заведующий |
Разработчики Программы | Коурова А.В., заместитель заведующего Ковальчук Ю.К., педагог-психолог |
Участники Программы | Педагоги, родители (законные представители), воспитанники |
Нормативно - правовые основы разработки Программы |
|
Научно - методические основы разработки Программы. | 1. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011. 2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993. 3. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,2006. 4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 5.Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. 6.Гордон Т. Повышение родительской эффективности. 7.Хрипкова А.Г. Взаимодействие детского сада, семьи и общественности |
Концептуальные положения Программы |
|
Объект Программы | Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников |
Сроки реализации Программы | Программа долгосрочная 2020 – 2025гг. |
Цель Программы | Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, привлечение их к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в воспитания ребенка |
Задачи Программы |
|
Теоретическая и практическая значимость Программы |
|
Предполагаемый результат | 1. Родители научаются относиться к детям безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. 2.Родители адекватно оценят состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей. 3.Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что находящийся с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения; у ребенка формируется принятие собственного «я». 4.Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. 5. Педагоги получат новый опыт в организации общения с родителями через применения разнообразных технологи и форм организации. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности ребёнка, трудно переоценить. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольной организации в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который объединяет в себе различные направления работы с родителями. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые.
Актуальность программы диктуется следующими обстоятельствами: система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Достижение развивающего эффекта в системе занятий в ДОУ само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации (Калягин В.А. Овчинникова Т.С.).
Но, как показывает практика, что во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность, тем самым затрудняя процесс развития ребенка.
Программа детско-родительского клуба «Доверие» направлена на пропаганду семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения через организацию различных форм взаимодействия по актуальным для различных категорий родителей, направлениям.
В программе детско-родительского клуба «Доверие» предпринята попытка решить проблему по оптимизации межличностных внутри семейных отношений при детальном изучении специфики детско-родительских отношений, с целью осуществления полноценного образовательного процесса при тесном взаимодействии с родителями на основе интерактивного подхода. Этот подход базируется на стратегиях групповой работы с родителями: Т. Гордона, Р. Дрейкуса, X. Жино.
Таким образом, программа по оптимизации детско-родительских отношений имеет гуманистическую ориентацию и фиксирует внимание на установление позитивного взаимоприемлемого стиля межличностного взаимодействия. Под таким стилем понимается «диалоговое общение».
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
- опора на базовые потребности ребенка;
- развитие личности ребенка в образовательном процессе;
- совместная деятельность взрослых и детей в образовательном процессе.
Цель Программы: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, привлечение их к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в воспитания ребенка
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком;
- Оказать практическую помощь семьям по различным направлениям работы с детьми;
- Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе;
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- Расширить сферу понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Программа долгосрочная рассчитана на 5 лет
График работы клуба:
- встречи проводится с периодичностью 1-2 раза в месяц;
- праздники и развлечения по графику работы музыкальных руководителей;
- письменные памятки и рекомендации размещаются - 1-2 раза в месяц.
Основные определения:
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.
Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Интерактивные формы - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Новизна Программы заключается в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на развитие, воспитание и образование детей по разным направлениям.
Ожидаемые результаты
- Родители научаются относиться к детям без оценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
- Родители адекватно оценят состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей.
- Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что находящийся с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения; у ребенка формируется принятие собственного «я».
- Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.
- Педагоги получат новый опыт в организации общения с родителями через применения разнообразных технологи и форм организации.
Ведущими принципами организации детско-родительского клуба «Доверие» являются:
- добровольность участия членов в его работе;
- свобода выбора деятельности и направления;
- возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении;
- взаимодействия - подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка».
Главными функциями родительского клуба «Доверие» являются:
- коммуникативная – формирование условий для общения, проведения досуга;
- социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
- социально-культурная – решение личных и семейных проблем, формирование собственной социокультурной среды;
- коррекционная – коррекция выявленных нарушений в развитии речи, познавательных психических процессов, поведения и эмоционально – волевой сферы, в том числе совместная работа по сопровождению ребенка с ОВЗ и детей – инвалидов.
Специфика деятельности родительского клуба следующая:
- Это разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители, педагоги).
- По видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
- Может быть организуемым и самоорганизующимся.
- Существенной характеристикой клуба является его педагогическая и физкультурно-досуговая направленность.
Формы и методы реализации Программы подобраны согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Таблица 1
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик" |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным. Организация «круглых столов», родительских конференций, которые проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Формы и методы работы определялись особенностями личности родителей, их мотивацией, готовностью к сотрудничеству.
Вид | Формы организации | Организатор деятельности |
Пропедевтическая |
| Педагог - психолог |
| Воспитатели | |
| Воспитатели | |
| Педагог – психолог, учитель-логопед | |
| Педагог - психолог, зам. зав. по ВМР | |
Просветительская | Наглядная агитация (стенды, памятки, газета «Вместе дружная семья», папки-передвижки с практическим материалом) | Воспитатели, педагог - психолог |
Встречи со специалистами (инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем - логопедом) | Зам. зав. по ВМР | |
Практические рекомендации по обретению родителями психолого-педагогических знаний, профилактических умений и навыков (курс лекций и бесед, семинары-практикумы) | Воспитатели, инструктор по физической культуре, муз. руководитель, педагог -психолог, учителя - логопеды | |
Показ открытых познавательных, развивающих занятий | Педагоги ДОУ | |
Устный педагогический журнал | Воспитатели Педагог - психолог | |
Интегративная | Совместное обсуждение проблем (родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, КВНов, дискуссионных клубов и др.) | Воспитатели Педагог - психолог |
Знакомство с опытом семейного воспитания («круглый стол», выпуск фотогазеты, просмотр любительских видеофильмов) | Воспитатели Педагог - психолог | |
Совместные мероприятия (вечера семейного отдыха, семейные праздники, театрализованные представления, игры, концерты и т.д.) | Педагоги ДОУ | |
Родительский клуб (тренинги) | Педагог - психолог | |
Кружок игр «Вместе с мамой» (для детей 2—3 лет) | Педагоги ДОУ | |
Индивидуальная | Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей) | Педагоги ДОУ |
Тренинги и беседы с небольшой группой родителей (для коррекции родительских установок) | Педагог - психолог | |
«Телефон доверия» | Педагог - психолог | |
Перспективное планирование | Совместное обсуждение планов на будущее | Педагоги ДОУ |
Анкетирование | Педагог - психолог | |
Проведение опроса | Воспитатели |
Направления деятельности детско-родительского клуба «Доверие»
- Направление детско- родительского клуба «На пороге школы», реализует одну из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе
Цель работы - установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе и формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
Задачи работы:
- Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
- Подготовить родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик";
- Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.
- Направление детско-родительского клуба «Мы вместе» - взаимодействие с молодыми семьями
Цель работы:
Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
- Направление детско-родительского клуба «Первые шаги» - адаптация к образовательной организации
Цель работы - формирование у родителей системы практических и теоретических знаний по адаптации ребенка к ДОУ через организацию работы родительского клуба.
Задачи детско-родительского клуба:
- психологическая и педагогическая подготовка родителей к периоду адаптации ребенка к ДОУ
- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;
- использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;
- познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, коллективом;
- Направление детско-родительского клуба «Клуб отцов» - формирование сознательного отцовства
Цель работы клуба - объединения усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей, представления отцам возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Задачи детско-родительского клуба:
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- сплотить родительский коллектив;
- изучить роль авторитета отца и влияние его на развитие детей в семье;
- формирование адекватных детско-родительских отношений;
- оказание психолого - педагогической поддержки семье в воспитании детей;
- Направление детско-родительского клуба «Крепыши» - формирование здорового образа жизни
Цель работы клуба: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи детско-родительского клуба:
- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового климата.
- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка.
- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды.
- Направление детско-родительского клуба «Семейная академия» - взаимодействие со старшим поколением семей обучающихся
Цель работы клуба: создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками старшего поколения.
Задачи детско-родительского клуба:
- привлекать всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
- обеспечивать преемственность методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление связи разных поколений;
- распространять положительный опыт семейного воспитания, старинных традиций;
- воспитывать уважение к старшему поколению.
- Направление детско-родительского клуба «Гармония» - художественно – эстетическое направление
Цель работы клуба: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Задачи детско-родительского клуба:
- Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
- Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Развитие интереса к культурному наследию.
- Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
- Направление детско-родительского клуба «Маршруты успеха» - коррекционно-развивающее направление
Цель работы клуба: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников с речевыми нарушениями, особенностями развития познавательных психических процессов, эмоционально – волевой сферы и поведения.
Задачи детско-родительского клуба:
- оказание психологической и коррекционной помощи семьям в вопросах обучения и развития детей;
- формирование навыков содержания и воспитания ребенка, создания безопасной среды, успешной социализации;
- формирование взаимного доверия между образовательным учреждением и семьёй, повышение родительской ответственности;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.
10.Направление детско-родительского клуба «В ожидании чуда!» - просветительское направление
Цель работы клуба: способствовать формированию у родителей ценностного отношения к перинатальному периоду развития ребенка через участие в работе клуба для будущих родителей.
Задачи детско-родительского клуба:
- Познакомить с основами ухода, воспитания и развития ребёнка в период младенчества;
- Раскрыть особенности внутриутробного развития ребенка и показать его значение для дальнейшей жизни малыша.
- Формировать у родителей знания, умения и навыки по уходу, организации и осуществлении физического, интеллектуального и эмоционального развития ребёнка в период его ожидания, а также на этапе его младенчества.
- Расширить возможности для понимания и принятия друг друга членами детско-родительского сообщества.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества, которое осуществляется педагогами ДОО и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.
Перспективой в реализации Программы будет служить дальнейшее самосовершенствование педагогов, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОО и родителей, которое в дальнейшем, послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.
Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердят гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.
В рамках сотрудничества, обмена методическими наработками по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства между детским садом и семьей результаты Программы будут представлены на сайте ДОО.
.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 этап Психологическое изучение семей | Анкетирование и психологическое исследование детей и взрослых (родителей). Используемые методики:
| Получение первичных результатов:
|
2 этап Формирование установления эмоционально-доверительных детско–родительских отношений, укрепления родственных связей в целом, расширения социальных контактов, осознания родителями своих функций и роли в воспитании ребенка | Организация и проведение мероприятий:
|
|
3 этап Повторное психологическое изучение формируемых навыков у родителей. | Подведение итогов и анализ результатов. Корреляция успехов родителей и их детей. | Психологическая компетентность родителей, их внутренняя эмоциональная стабильность будут способствовать повышению эффективности развивающих занятий с детьми |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует образовательным программам, ожиданиям и потребностям детей, родителей и сотрудников ДОУ.
В детском саду созданы оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности. Функционируют кабинеты:
- 3 кабинета учителей-логопедов, укомплектованных новейшими учебно-дидактическими, методическими пособиями и компьютерной техникой;
- 3 сенсорные комнаты для снятия негативных эмоций и состояний у детей;
- Методический кабинет
- 3 музыкальных зала с новым игровым и музыкально - развивающим оборудованием;
- 3 физкультурных зала, оборудованные необходимыми спортивными пособиями, а также всевозможным нестандартным полифункциональным оборудованием, тренажерами;
- 27 групповых помещений со специально созданными условиями.
Групповые помещения зонированы на мини-среды физического, социального, эстетического, познавательного, сенсорного, речевого развития.
Воспитатели и профильные специалисты обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии.
В рамках образования ребенка наши педагоги умеют задавать систему требований к результатам обучения в зоне его ближайшего развития, определять индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника и помогать ему в достижении необходимых знаний, умений и навыков.
Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную образовательную среду – образовательное пространство.
Для реализации программы необходимо:
- Осуществлять гибкий подход и удовлетворение спроса на коррекционно-образовательный процесс;
- Приобретать методическую, художественную литературу по вопросам семейного воспитания;
- Обновлять информационный стенд в помощь родителям.
- Пополнять оснащение психологического кабинета материалами по вопросам семейного воспитания.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами разрабатываются в соответствии с целями и задачами программы.
Этапы мониторинга:
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии работы с родителями на данном этапе.
- Сбор данных о реализации мероприятий программы и оценка этих данных.
- Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.
Объект мониторинга:
- качество результатов психолого-педагогического процесса;
- психолого-педагогическая культура родителей.
Система мониторинга
Критерии оценки результатов | Показатели | Формы, методы | |
Родители | Дети | ||
Характер восприятия родителями своего ребенка |
| Опросник | - |
Родительское восприятия ребенка и реакции на его поведение |
| Тест - опросник | - |
Отношение родителей к ребенку, особенностей общения с ним. |
| Тест - опросник | - |
Отношения ребёнка к своему окружению |
| Игра-тест | |
Волевые качества личности ребёнка; самооценки и уровня притязаний дошкольника |
решительность; пассивность; инициативность; самостоятельность выдержка; настойчивость; целеустремленность;
| Проективный тест | |
Особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка. |
| Графический тест | |
Основные компоненты психологического изучения семей
В исследовании использовался ряд психодиагностических методик:
-анкетирование родителей с целью выявления характера восприятия родителей ребенка;
-опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.М. Марковской (основной) с целью изучения родительского восприятия ребенка и реакции на его поведение;
-тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина (основной) с целью выявления отношений родителей к ребенку, особенностей общения с ним;
-метод Р.М. Геворкян для оценки волевых качеств личности ребёнка (дополнительный);
-проективный тест «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (дополнительный) с целью диагностики самооценки и уровня притязаний дошкольника;
-графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) (дополнительный), исследование внутрисемейных отношений, который позволяет выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
- Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
- Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.//Дефектология.- 1994. – №4.– С.66-72.
- Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика.– Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.
- Ковалев Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1981.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй.–М.:ТЦ Сфера,2004
- Крючева Я.В. Решение проблем детей с ТНР через работу с родителями //Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003. С. 44-47.
- Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.: Изд-во Речь.2002.–160с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408с.
Приложение
План работы детско-родительского клуба «Доверие»
на 2024–2025 учебный год
№ п.п. | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Круглый стол «Календарь семейной погоды» | Сентябрь 2024 | Педагог-психолог Старшая медсестра (по согласованию) |
2. | Лекторий для родителей «Принятие и одобрение» | Октябрь 2024 | Педагог – психолог Учитель - логопед |
3. | Психологическая акция «Ценности и традиции семьи» | Ноябрь 2024 | Педагог – психолог |
4. | Дискуссия «Наказание: польза или вред?» | Декабрь 2024 | Педагог-психолог |
5. | Мастер-класс «Правила счастливого детства» | Январь 2025 | Педагог – психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель |
6. | Семинар-практикум «Уроки общения с ребенком» | Февраль 2025 | Педагог-психолог Учитель-логопед |
7. | Детско-родительский тренинг «Шаги любви» | Март 2025 | Педагог – психолог |
8. | Консультация для родителей «Чувства родителей. Как сохранить ресурсное состояние» | Апрель 2025 | Педагог – психолог |
Приложение
Методическое описание психодиагностических методик.
Анкетирование родителей с целью выявления характера восприятия родителей ребенка.
Анкетирование с родителями позволяют выявить личностные качества детей, проблемы и поведенческие трудности, которые им присуще в кругу семьи, увидеть детей глазами родителей. В первой анкете родители описывают особенности развития ребёнка, отмечают кто занимается воспитанием в семье и к кому ребёнок наиболее привязан, какие трудности встречают в поведении и в воспитании ребёнка и как их решают.
Во второй анкете родители описывают портрет личности сына или дочери путём выбора из предложенных характеристик. В анкете задание – составить личностный профиль ребёнка, для этого нужно выбрать пять самых ярких качеств ребёнка, а в конце отметить кем, по мнению родителей является их дошкольник: идеалом, личностью, ребёнком-исключением, ребёнком-раздражением, ребёнком, как все
Опросник И.М. Марковской позволяет увидеть взаимодействие родителя с ребёнком, по следующим шкалам: нетребовательность – требовательность; мягкость – строгость; автономность – контроль; эмоциональная дистанция – близость; отвержение – принятие; отсутствие сотрудничества – сотрудничество; тревожность за ребёнка; непоследовательность – последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворённость отношения с ребёнком.
Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале.
1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии его с ребёнком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребёнка.
2-я шкала: мягкость – строгость родителя
По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребёнку, о жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку
Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо любования им. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость родителя к ребенку.
5-я шкала: отвержение — принятие ребенка родителем
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудничество
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие может быть результатом нарушения отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: тревожность за ребёнка.
8-я искала: непоследовательность — последовательность родителя
В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье
10-я искала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем
По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Тест – игра «Почта» помогает выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность – неуверенность в родительской любви.
Ход игры: Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т. к. он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой — свой почтовый ящик.
«В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем «по очереди» в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным «адресом». Располагается такая фраза-«адрес» на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее, ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. Об этом человеке я скучаю.
4. Об этом человеке я не скучаю.
5. С этим человеком я люблю играть, читать.
6. Иногда я боюсь этого человека.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью.
Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):
1. Этот человек меня любит..
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек на меня злится и сердится.
5. Этот человек меня всегда жалеет.
6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый, хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.
При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю». «Этого человека я не люблю». «Этот человек меня любит» «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый, хороший», веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послания «я… люблю», «...меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объема любви и привязанности из числа близких людей.
Тест-опросник родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги. Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Опросник состоит из 61 утверждений по следующим параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II – «кооперация»; III – «симбиоз; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник".
Родителям предлагаются бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос необходимо было дать либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки служит ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
Методика Р.М. Геворкян используется для диагностики особенностей проявления воли у дошкольников, в форме наблюдения по составленной таблице.
Волевые проявления дошкольника можно наблюдать в разных видах его деятельности. Они будут различными в зависимости от того, какой компонент волевого действия, либо волевого качества мы хотим изучить.
Так, при исследовании произвольной активности в игре важно учесть такие ее признаки, как самостоятельный выбор ребенком темы игры и планирование ее хода; выбор средств, для осуществления игрового замысла, согласование своих действий с действиями сверстников, проявление усилий в преодолении трудностей и др. Эти признаки легли в основу наблюдений по следующему плану:
1. Какие цели дети ставят в игре, и каковы эти игры, как ставят цель (самостоятельно, с помощью взрослых, подражая товарищу)?
2. Как обдумывают и планируют средства достижения поставленной цели?
3. Достигает ли ребенок поставленной игровой цели, получает ли удовлетворение при ее достижении?
4. В каких видах игры эти признаки проявляются в наибольшей степени?
Признаки проявления воли:
1. Осознание ребенком того, что он хочет
2. Осознание ребенком того, почему он этого хочет
3. Верная оценка своих возможностей для достижения цели
4. Осознание возможных препятствий
5. Действия для достижения осознанных целей
6. Стремление доводить начатое дело до конца
7. Умение продолжать деятельность при нежелании, нехотении
8. Умение длительно преследовать цель
9. Умение проявить упорство при столкновении с трудностями
10. Проявление терпения
11. Выносливость в деятельности
12. Умение работать в затруднительных условиях
13. Способность тормозить свои соблазны, прихоти
14. Умение овладевать своими эмоциями
15. Умение контролировать свое поведение
16. Быстрое продумывание действия
17. Отсутствие растерянности в затруднительных ситуациях
18. Выполнение принятого решения без колебания
19. Уверенность в своих действиях и поступках
20. Организация деятельности и поступков без посторонней помощи
21. Выполнение решений без напоминаний
22. Умение отстоять свое мнение, не проявляя упрямства
23. Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность
24. Способность не поддаваться дурным влияниям .
25. Умение выдвигать новые идеи
26. Способность показать пример в положительном поступке
27. Участие в осуществлении новшества, выдумки
28. Проявление творчества, изобретательности
Степень выраженности проявления воли у дошкольника, оценивалось следующим образом: редко 1 балл, иногда 2 балла, часто 3 балла.
Можно получить показатели по данной методики: 1-5 показатели целеустремленности, 6-9 показатели настойчивости, 10-15 показатели выдержки, 16-19 показатели решительности, 20-24 показатели самостоятельности, 25-28 показатели инициативности.
Методика «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур представляет собой лесенку, состоящую из шести ступенек, окрашенных в различные цвета: от тёмных внизу, где живут плохие дети, до ярких, радостных наверху, где живут самые хорошие дети. Шкала с комплексным описанием качеств (хороший, умный, добрый…). Методика позволяет выяснить у ребёнка на какую из ступеней, он бы поставил себя. Таким образом, можно увидеть, что ребёнок ставит себя на верхнюю ступень, что свидетельствует о высокой самооценке, в другом варианте ребёнок ставит себя на среднюю ступень, что говорит об адекватной самооценке и в худшем варианте, когда дошкольник ставит себя на самую низкую ступень – показывает низкую или очень сниженную самооценку ребёнка. Уровень притязаний ребёнка можно изучить по выбору заданий, т.е. предлагаются письма с трудным, средней трудности и лёгким заданиями. Тот, кто выбирает задания трудные, имеет высокий уровень притязаний, ребёнок, выбравший средней сложности задания со средним уровнем притязаний, а дети, выбравшие лёгкие задания – низкий уровень притязаний.
Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дает возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.
Предлагается следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, резинка. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:
– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;
– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;
– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 5
ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Доверие»
ТЕМА: Мастер – класс «Правила счастливого детства»
21 января 2025 года | Присутствовало: 10 человек Место проведения: сенсорная комната МАДОУ города Нижневартовска ДС № 4 «Сказка» корпус 2. Время проведения: 17.30 Форма проведения: очная |
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ:
- Правила безусловного принятия. Калашнова И.А., педагог-психолог
- Мастер-класс – изготовление дерева «Мой ребенок – какой он?». Яруллина А.Я., педагог-психолог
СЛУШАЛИ:
Калашнова И.А., педагог-психолог | Обозначила основные позиции, которые нужны каждому ребенку для того, чтобы быть счастливым (любовь, безусловное принятие, уважение, конструктивная критика, сотрудничество и конструктивное общение) |
Яруллина А.Я., педагог-психолог | Предложила родителям изготовить дерево, на листочках которого написать те качества, которыми обладает ребенок. |
ПОСТАНОВИЛИ:
- Принять к сведению рекомендации специалистов по гармонизации детско-родительских отношений
Председатель Ковальчук Ю.К.
Секретарь Яруллина А.Я.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 6
ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Доверие»
ТЕМА: Деловая игра «Сказки для тревожных детей»
13 февраля 2024 года | Присутствовало: 11 человек Место проведения: музыкальный зал МАДОУ города Нижневартовска ДС № 4 «Сказка» корпус 2. Время проведения: 17.30 Форма проведения: очная |
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ:
- Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Ковальчук Ю.К., педагог-психолог
- Использование элементов сказкотерапии как средства снижения нервно-психического напряжения ребенка. Раманова М.А., педагог-психолог
- Сочиняем сказку вместе. Раманова М.А., Ковальчук Ю.К. педагоги-психологи
СЛУШАЛИ:
Ковальчук Ю.К., педагог-психолог | Обозначила понятие «тревожность» и симптомы появления тревожности у детей дошкольного возраста. Отметила роль семьи, значение гаджетов в возникновении проявлений тревожности у детей |
Раманова М.А., педагог-психолог | Познакомила с элементами сказкотерапии, которые являются средством снижения нервно-психического напряжения ребенка. Предложила родителям готовую сказку и вопросы по ее содержанию. |
Раманова М.А., педагог-психолог Ковальчук Ю.К., педагог-психолог | Предложили родителям сочинить и обыграть сказку для детей с тревожностью. Обратила внимание на важность регулярного использования подобных упражнений в домашних условиях |
ПОСТАНОВИЛИ:
- Родителям использовать предложенную технологию для снижения уровня тревожности у детей.
- Специалистам распространить информационные буклеты, содержащие комплекс игр и упражнений по работе с тревожными детьми во все возрастные группы.
Председатель Раманова М.А.
Секретарь Ковальчук Ю.К.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 7
ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Доверие»
ТЕМА: семинар-практикум для будущих родителей «Шаги любви»
18 марта 2025 года | Присутствовало: 7 человек Место проведения: сенсорная комната МАДОУ города Нижневартовска ДС № 4 «Сказка» корпус 1. Время проведения: 17.30 Форма проведения: очная |
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ:
- Что такое материнская любовь. Калашнова И.А., педагог-психолог
- Шаги эмоционального благополучия. Яруллина А.Я., педагог-психолог
- Практические инструменты для эффективного взаимодействия с детьми. Ковальчук Ю.К., педагог-психолог
СЛУШАЛИ:
Калашнова И.А., педагог-психолог | Обозначила понятие «материнская любовь» и провела беседу – дискуссию «Может ли материнская любовь наносить вред? |
Яруллина А.Я., педагог-психолог Ковальчук Ю.К., педагог-психолог | Предложила к обсуждению ситуации: ребенок – это собственность родителей? и Что такое эгоистическая любовь? Провела упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений «Закончи предложение», «Эмоциональный дневник» |
ПОСТАНОВИЛИ:
- Принять к сведению рекомендации специалистов по гармонизации детско-родительских отношений
Председатель Ковальчук Ю.К.
Секретарь Яруллина А.Я.
Предварительный просмотр:
Отчет
по работе детско-родительского клуба «Доверие»
за первое полугодие 2025 года
В 2024 – 2025 учебном году в МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» с целью оказания психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннего психолого-педагогического сопровождения воспитания и развития детей, посещающих МАДОУ, просвещения родителей (законных представителей) функционировал детско-родительский клуб «Доверие».
Качественный и количественный анализ работы клуба.
- Кадровый потенциал детско-родительского клуба.
Численность педагогических работников составляет 74 человек. Из них 22 специалист: 5 музыкальных руководителей, 3 инструктора по физической культуре, 7 учителей-логопедов, 6 – педагогов – психологов, 53 воспитателей.
2. Формы организации общения педагогов и родителей
3. Специфика деятельности Клуба:
- разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители, педагоги).
- по видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
4. Перечень и количественный анализ проведенных мероприятий:
№ п.п. | Мероприятие | Привлекаемые | Количественный охват |
Январь | |||
1. | Мастер-класс «Правила счастливого детства» | Педагог – психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель | Родители (законные представители), 10 человек |
Февраль | |||
2. | Семинар-практикум «Уроки общения с ребенком» | Педагог-психолог Учитель - логопед Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 11 человек |
Март | |||
3. | Семинар – практикум для будущих родителей «Шаги любви» | Педагог-психолог Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 7 |
Апрель | |||
4. | Консультация «Чувства родителей. Как сохранить ресурсное состояние» | Педагог-психолог Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 12 человек |
5. Сравнительный анализ количества проведенных мероприятий (за первое полугодие учебного года, период 2024 – 2025 год, в ед.)
6. Проблемы и пути решения
При реализации плана детско-родительского клуба выявлены следующие проблемы:
- Несогласие в воспитательных подходах
Решение: открытое обсуждение воспитательных методов и целей;
- Эмоциональное напряжение. Родители могут испытывать тревогу по поводу нахождения ребенка в ДОУ, что приводит к конфликтам и недопониманиям.
Решение: включить в план работы мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций;
- Разные ожидания от образовательного процесса.
Решение: обсуждение ожиданий и целей воспитания и обучения;
- Количественный охват родителей (законных представителей) достаточный, но мероприятия посещают одни и те же родители;
Решение: разнообразить формы взаимодействия с родителями.
7. Выводы:
Эффективность психолого-педагогической помощи осуществляемой родителям заключается в:
– включении в психолого-педагогический процесс матери и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
– коррекции недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;
– совместном участии детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;
– Сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.
Критериями эффективности работы по включению родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность детско-родительского клуба являются:
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
- Овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания детей дошкольного возраста;
- Изменение характера взаимодействия с педагогами и родителями;
- Увеличение количественного охвата родителей мероприятиями клуба.
Предварительный просмотр:
Отчет
по работе детско-родительского клуба «Доверие»
за первое полугодие 2024 – 2025 учебного года
В 2024 – 2025 учебном году в МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» с целью оказания психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннего психолого-педагогического сопровождения воспитания и развития детей, посещающих МАДОУ, просвещения родителей (законных представителей) функционировал детско-родительский клуб «Доверие».
Качественный и количественный анализ работы клуба.
- Кадровый потенциал детско-родительского клуба.
Численность педагогических работников составляет 74 человек. Из них 22 специалист: 5 музыкальных руководителей, 3 инструктора по физической культуре, 7 учителей-логопедов, 6 – педагогов – психологов, 53 воспитателей.
2. Формы организации общения педагогов и родителей
3. Специфика деятельности Клуба:
- разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители, педагоги).
- по видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
4. Перечень и количественный анализ проведенных мероприятий:
№ п.п. | Мероприятие | Привлекаемые | Количественный охват |
Сентябрь | |||
1. | Круглый стол «Календарь семейной погоды» | Педагог – психолог Старшая медсестра (по договоренности) Родители (законные представители) | Родители (законные представители), 10 человек |
Октябрь | |||
2. | Лекторий для родителей «Принятие и одобрение» | Педагог-психолог Учитель - логопед Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 11 человек |
Ноябрь | |||
3. | Психологическая акция «Ценности и традиции семьи» | Педагог-психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 450 |
Декабрь | |||
4. | Дискуссия «Наказание: польза или вред?» | Педагог-психолог Родители (законные представители) | Родители (законные представители) – 12 человек |
5. Сравнительный анализ количества проведенных мероприятий (за первое полугодие учебного года, период 2022 – 2024 год, в ед.)
6. Проблемы
При реализации плана детско-родительского клуба выявлены следующие проблемы:
- Педагоги испытывали сложности в налаживании контактов и осуществлении взаимодействия с так называемыми трудными родителями (высокомерные, не воспринимающие педагога как авторитетное лицо, пассивные родители);
- Количественный охват родителей (законных представителей) достаточный, но мероприятия посещают одни и те же родители;
- Различие ценностных ориентаций и взаимных ориентаций педагогов и родителей.
7. Выводы:
Эффективность психолого-педагогической помощи осуществляемой родителям заключается в:
– включении в психолого-педагогический процесс матери и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
– коррекции недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;
– совместном участии детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;
– Сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.
Критериями эффективности работы по включению родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность детско-родительского клуба являются:
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
- Овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания детей дошкольного возраста;
- Изменение характера взаимодействия с педагогами и родителями;
- Увеличение количественного охвата родителей мероприятиями клуба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы р...

авторская программа детско-родительских отношений ( из опыта работы)
программа рассматривает наиболее часто встречаемые проблемы и пути их разрешения в детско-родительских отношениях...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников
Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...


