Консультации для родителей и педагогов
консультация
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ
НАУЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Совместная деятельность ДОО, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению
Родителям на заметку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Составитель:
учитель-логопед
Андреева И.А.
Смоленск, 2025 г.
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
- Общие положения.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
- Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.
Автоматизация звука в слогах.
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
- Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.
Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.
Литература
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
- Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ.
ПОЧЕМУ ВАЖНО, ЧТОБЫ У РЕБЕНКА РАБОТАЛИ ПАЛЬЧИКИ?»
Составитель:
учитель-логопед
Андреева И.А.
Смоленск, 2025 г.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение в развитии моторики имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Все упражнения:
- развивают подражательную способность,
- достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
Примерные упражнения:
МОЕМ РУКИ
1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
ЛОДОЧКА
Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
ПАРОХОД
Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены — это «труба».
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
ДЕРЕВЬЯ
Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.
(Покачивать руками из стороны в сторону.)
Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!
(Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)
КОРНИ
Исходное положение. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти - десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.
Высокие красивые
деревья здесь растут,
(показать руками «деревья»)
А корни под землёю
для них водичку пьют.
(Показать руками «корни».)
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем - другой, после - двумя руками одновременно.
«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:
-Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочерёдное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
В гости
В гости к пальчику большому
(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)
Приходили прямо к дому
(Две ладони сомкнуть под углом - «крыша».)
Указательный и средний, Безымянный и последний.
(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем.)
А мизинчик-малышок
(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх.)
Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики-друзья.
(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)
Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус, бисероплетение;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
- Изготовление гирлянд, бус.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ПРАКТИКУМ
«НАУЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ»
Составитель:
учитель-логопед
Андреева И.А.
Смоленск, 2025 г.
Цель: научить родителей правильно формировать фонематический слух с помощью игр и упражнений
Задачи:
-Научить родителей понимать значение формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
-Формировать у родителей умение грамотно выполнять с детьми домашнее задание, используя игры и упражнения.
-Привлечение родителей к активному взаимодействию в коррекционно-развивающем процессе.
Теоретическая часть.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучение грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Поэтому важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.
-Что такое речь? Все что мы говорим, читаем, пишем –это речь.
Речь бывает: устная и письменная
Состоит наша речь из предложений
Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу). Предложения состоят из слов. Слова из слогов. Слоги из звуков.
Дайте определение звуку. Что такое звук?
Звук - это самая маленькая единица устной речи. Сам по себе звук ничего не обозначает. Тем не менее многие из них имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова. Например, возьмем слово дом, заменим первый звук: лом, ком, том и т.д.
Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слова. Поэтому важно научить ребенка вслушиваться в свою и к нему обращенную речь.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя воздуха выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни язык, ни зубы, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Согласные звуки - это звуки. При произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно ей мешают выходить зубу, губы, язык. Некоторые согласные звуки можно протянуть (ММ, СС), но не пропеть. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые, на звонкие и глухие.
Умение сосредоточится на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь- основное средство общения. Так важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков. Без четкого их различения невозможно становление чистой речи. Но даже если ребенок произносит все звуки. Он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме.
Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического слуха готовит детей к овладению правильным произношением и направлена на предупреждение грамматических ошибок. Приступим! Занятия не должны быть скучными, а должны проходить в форме игры. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия.
Практическая часть.
Прежде всего выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие упражнения:
- Предложите ребенку повторить за вами слоги: са-ша. ач-ащ, са-ца, ша-жа. (если ребенок неправильно произносит звуки, различение проверяется следующим образом, предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие, например, хлопнуть в ладоши.)
- Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Пусть он выберет картинку - Мишка-Миска. Коза-коса. Лужа-лыжа. Спросите, что такое лужа, и что такое лыжа.
- Следующий вариант позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторить сходные слоги: ка-га, да-та, па-ба. Слова: Маша-Даша, жук-лук, тень-день.
Затруднения при выполнении заданий указывает на снижение фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Различение слогов.
5. Различение звуков.
6. Анализ звукового состава слов.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми.
1. Предложите малышу послушать какие звуки за окном. Закрой глазки и прислушайся. Что звучит? Что шумит?
2. Игра «солнышко и дождик». Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Светит солнышко. Ты гуляй, я начну весело звенеть (ключами, бубном) и, если услышишь звук бубна, это начался дождик. Быстрее беги ко мне.
3. Игра «Большой-маленький». Посадите на стол двух игрушечных зайцев (большого и маленького), объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц (у него много сил) и маленький зайчик. Затем попросите ребенка закрыть глаза и произведите то громкие удары, то тихие. Малыш должен угадать, кто играет?
Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи. Рассмотрим следующие игры.
Игра «Далеко-близко». Покажите игрушечного котенка и попросите внимательно послушать, как он мяукает, когда находится далеко (тихо) и как котенок мяукает, когда находится близко. Меняйте силу голоса, а малыш пусть отгадает. Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (ууу), какая дудочка играет большая (УУУ) или маленькая (уу). Игра «Угадай, как надо делать». – определения на слух тема речи. Взрослый несколько раз произносит фразу «мелет мельница зерно», ребенок подражает работе мельницы - выполняет круговые движения руками в том темпе. Как говорит взрослый. Так же можно обыграть фразу «наши ноги ходили по дороге»
Третий этап - различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Не ошибись». Взрослый показывает картинку и громко, четко называет слово. Я буду называть слово неправильно и правильно, когда я ошибусь, хлопни в ладоши. «Бумаг-бутага-булага и т.д.).
Упражнение «Верно-неверно». Ребенку даются две фишки красного и синего цвета. Взрослый предлагает, услышав на неверно сказанное слово, поднять красную фишку и наоборот. Игра «Нарисуй звук». Ребенок под звучание музыкального инструмента рисует на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска и наоборот.
Игра «Доскажи словечко». Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы. Например: спорят брошки и заколки, у кого острей …иголки ит.д.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «кто как кричит?». Посмотри на картинки, послушай кто как кричит и повтори:
-Девочка заблудилась в лесу - «Ау»
-Малыш плачет «Уа» и т.д.
Игра «Будь внимателен». Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее.
Пятый этап - различение звуков. Начинать нужно с различения гласных звуков.
Игра «Сломанный телевизор». Взрослый объясняет, что телевизор сломался. Осталось только изображение и беззвучно взрослый артикулирует гласные звуки. А малыш произносит вслух.
Игра «Прогулка на велосипедах». Сейчас мы пойдем гулять на велосипедах, давай проверим хорошо ли надуты шины. Подкачаем насосом «С-С-С», слышишь воздух шипит: «Ш-Ш-ш»
Игра «Угадай, кто поет?». Птичка песенку поет - ть), а поезд едет «т-т»
Шестой этап – анализ звукового состава слов. Работа начинается с анализа гласных звуков. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слов: Уля, Оля. Приступая к анализу согласных звуков, должна соблюдаться последовательность, сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Подберите картинки так, чтобы слово заканчивалось на согласный звук. Например: жук, мак.
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» (м,н,к)
Игра «Где живут звуки?». Предъявляются картинки, разрезанные на три части. Попросите ребенка, дать ту часть, где слышим заданный звук.
Игра «Загадки». На прогулке загадайте загадку. Объясните, что на палочку нужно встать, где слышим звук (начало, середина, конец).
Упражнение «Домик в деревне». Предложите нарисовать детям «домик в деревне», но, чтобы все предметы содержали звук «Р»: труба, крыша, топор и т.д.
Как живо и интересно проходят игры! Их проведение создаст в вашем доме атмосферу заинтересованности и поднимет настроение. И опыт, который приобретут ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. А самое главное, верьте в своего ребенка и помогите постичь ему мир звуков!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Консультация для педагогов
«Совместная деятельность ДОО, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
Подготовила:
учитель – логопед
Андреева И.А.
Смоленск, 2025 г.
Детский сад, семья и школа - это триединство, которое можно образно назвать «тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое «море знаний», курс в котором прокладывает школа. Но это не значит, что ребёнок должен оторваться от берега, ведь его ждёт всегда тихая гавань- семья.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает ребёнка всё: вещи, явления, но прежде всего люди: на первом месте - родители и педагоги!
При поступлении в школу ребёнок будет лучше учиться, будет комфортнее себя чувствовать, если взрослые: родители, педагоги ДОО и школы объединятся, станут союзниками в формировании и развитии личности будущего первоклассника.
Совместная деятельность родителей, педагогов ДОО и школы позволит лучше узнать индивидуальные особенности ребёнка, поможет формированию его жизненных, социальных ориентиров, учебных предпосылок. Вся психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Поступление в первый класс- переломный момент в жизни самого ребёнка и родителей. От того, насколько дошкольник готов к школе, какова его школьная зрелость, зависит многое:
— полюбит ли он школу;
— будет ли ему доставлять удовольствие открытие нового;
— приобретёт ли себе новых друзей;
— станет ли успешным;
Педагоги школы и ДОО на первое место ставят физическую и мотивационную готовность.
Анатомо-физиологический аспект, обуславливающий физическую готовность к школьному обучению, основывается на созревании организма ребенка, в частности, изменениях в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательной систем и т.д. Так незрелость ЦНС, нарушения в протекании нервных процессов возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа. Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности в усвоении учебного материла. Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости. Поэтому организация воспитательно- образовательного процесса в ДОО, в семье и школе должна основываться на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребёнка, профилактических мер опорно-двигательного аппарата, плоскостопия и других отклонений. Хорошая физическая готовность дошкольника- фундамент формирования произвольного поведения, а это есть организованность.
Мотивационная готовность - это желание ребёнка идти в школу не потому, что новый ранец, не потому, что там не надо спать, а «поход» за знаниями: узнать о вращении Земли, планетах, о смене дня и ночи, времён года, как далеко до солнца. Взрослым нужно говорить о трудностях, но не запугивать, играть в «Школу», сводить детей на экскурсию, посетить школьный урок. Это опять совместная работа педагогов и родителей!
Педагоги ДОО и начальной школы в своей работе должны опираться на помощь семьи, а родители — согласовывать свои действия с работой по преемственности детского сада и школы с целью достижения общего результата – формирования готовности ребенка к обучению в школе.
Объективно возникающий у детей старшего дошкольного возраста интерес к учению заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом процессе, о школе взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации учения предполагает тесный контакт педагогов и родителей.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребёнок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, а не завышенную, как в средней и старшей группе. Адекватная самооценка позволяет понимать свои успехи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах, впрочем, как и взрослые.
Коммуникативная готовность - это умение ребёнка вести диалог со взрослыми, сверстниками, умение общаться на определённую заданную тему, развивать её, а не переходить на другие темы, события, это умение войти в новый коллектив, обозначить свою позицию, например, лидерскую, умение работать совместно в паре, группе, находить контакт, идти на компромиссы.
Эмоционально- волевая готовность проявляется в способности ребёнка управлять своими эмоциями, умением контролировать своё поведение, например, дожидаться своей очереди в игре, сосредотачиваться и доводить дело до конца. Недостающий уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Важно ребёнку уметь самоорганизовать себя - это высокий показатель эмоционально- волевой готовности.
Интеллектуальная готовность предполагает формирование учебных предпосылок, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Важно, чтобы ребёнок желал узнавать что- то новое, так как высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.
Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка.
ФГОС ориентирован именно на становление личностных качеств будущего ученика, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения образовательной программы отражают осознание значения семьи и жизни общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. В связи с этим, необходимо создавать психолого-педагогические условия для взаимодействия педагогов и родителей, обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения.
Взаимодействие семьи, ДОО и начальной школы- ступень подготовки ребёнка к школьному обучению и благополучной адаптации, потому что первые месяцы школьной жизни обнажают все недоработки взрослых: несформированность определённого вида готовности (мотивационного, коммуникативного, эмоционально- волевого, физического, интеллектуального), недостаточный социальный опыт ребёнка, незнание его психологических особенностей, чтобы оказать правильную помощь в освоении школьных премудростей и принятия нового социального статуса. Отсюда возникают школьные стрессы, нежелание учиться. И если на пути появляется опытный учитель, то он создаст такую среду для ребёнка, которая «не читает морали», как говорит Ш. Амонашвили, «не грозит пальцем», а которая позитивно направит на деятельность. Грамотное взаимодействие педагога с родителями поможет создать ситуацию успеха первокласснику. Важное условие положительного адаптационного периода заключается в психологической поддержке ребёнка, где задача родителя обеспечить вовремя переход от помощи и контроля к самоконтролю.
Существуют эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках реализации ФГОС:
1. Собрания, семинары, лектории, консультации, проекты по формированию готовности к школьному обучению и успешной адаптации.
2. Анкетирование родителей в ДОО и в школе.
(вопросы следующего характера:)
— оценка родителями готовности ребёнка к школе;
— «иерархия» видов готовности;
— пожелания педагогам (на что обратить внимание);
— важность образовательных услуг;
3. День открытых дверей для будущих первоклассников в ДОО и школе.
4. Обсуждение плана взаимодействия по преемственности ДОО и начальной школы.
5. Взаимопосещение педагогами занятий в Д/С и уроков в школе.
6. Дискуссии, круглый стол по теме адаптации и дезадаптации первоклассников.
7. Мониторинг физического развития и состояния здоровья выпускников ДОО и другие мероприятия.
Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Поэтому основными задачами сотрудничества ДОО и школы являются:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"
Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»
Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Трое в одной лодке, или Родители и воспитатель на поле битвы".
Трое в одной лодке, или Родители и воспитатель на поле битвы....

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".
Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна
Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...