Формирование словесно-логической памяти у дошкольников 5-7 лет
консультация

Сотникова Светлана Викторовна

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование словесно – логической памяти

у дошкольников 5–7 лет»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.

Задачи:

 – расширять кругозор родителей;

 – развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми;

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Кратковременная память — это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы. Долговременная память – хранилище важной информации (всё, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные. Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая. Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях: Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради; Вербально-моторная работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку; Словесно-логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их. Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения. Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), нужно помнить: – лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал; – хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре; – цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по её достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление. К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е. ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией. Полезно знать: разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»; для лучшего запоминания лучше учить на ночь; для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?» Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с её помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объём словесно-логической памяти, а также сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку, позволяет обеспечивать запоминание.

Вот несколько игр для развития словесно-логической памяти:

«Парочки»

Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка – ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) «Со словами я играю, их запоминаю» 1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори! 2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель. 3. Повтори все слова ещё раз.

«Перепутались» 

Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросёнок, медведь, а за ним котёнок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти своё место»

«Запомни – повтори» 

Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.д. Важно, чтобы ребенок соблюдал предложенную последовательность.

«Сравнилки» Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и рассказать, чем похожи и чем отличаются. Ребенок 6-7 лет должен выделять главные признаки предметов.

«Я начну, вы продолжайте» 

Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы. «4 лишний» В предложенной серии картинок, где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...

Конспект НОД по формированию словесно-логического мышления в средней группе «Новогодние приключения»

Цель: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; развитие у детей внимания, памяти, восприятия, воображения.Программные задачи:1. Физическое ...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Формирование словесно-логического мышления у дошкольникоd - задача не только педагогов ,но  и родителей....

Развивающие игры в формировании словесно- логического мышления у старших дошкольников.

Что же такое словесно-логическое мышление? Это вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности....

Формирование словесно – логического мышления у дошкольников

Словесно – логическое мышление у дошкольников...

Перспективное планирование работы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с использованием дидактических игр и пособий.

Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, г...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логи...