Развивающие игры в формировании словесно- логического мышления у старших дошкольников.
статья

Тагирова Рамиля Раисовна

Что же такое словесно-логическое мышление? Это вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_v_formirovanii_slovesno.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры в формировании словесно-

логического мышления у старших дошкольников.

Тагирова Рамиля Раисовна воспитатель

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 66»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны для формирования словесно-логического мышления и интересны для ребенка тем что разнообразны по содержанию и включают в себя различные манипуляции с игровым материалом что способствует удовлетворению моторной активности.

 Что же такое словесно-логическое мышление? Это вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности.

Словесно-логическое мышление и его развитие является новообразованием для детей старшего дошкольного возраста, который представляет собой сложный вид мыслительной деятельности. Словесно-логическое мышление оперирует не конкретными образами, а отвлеченными понятиями и представлениями, которые выражаются словами. Они возникают на основе суждений, с помощью умозаключений и понятий, которые в свою очередь основаны на рассуждениях и доказательстве.  

Научить ребенка рассуждать и доказывать, по мнению Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, одно из необходимых условий для успешной учебы в школе. К концу дошкольного возраста у детей должны быть развиты три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Но как мы знаем, на практике это не всегда так: легко решая задачи в наглядно-действенном плане, ребенок испытывает затруднение, когда задача представлена в образной или словесно-логической форме. Именно поэтому важно научить ребенка рассуждать, помочь ему сделать заключение. Рассуждая ребенок, определяет последовательность своих действий, находит способы и пути решения поставленной задачи.

Когда задача ставится в игровой форме, а игровой материал обеспечивает необходимый объем для пополнения опыта ребенка, практические действия с предметами закрепляют и расширяют эти знания. Задается новая планка – ребенок сам начинает стремиться к новым знаниям и умениям, потому что это ему интересно, потому что, он этого еще не знал!

Как доказано в исследованиях В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Н.Я.Михайленко, игра не изобретается ребенком, она является продуктом совместной деятельности со взрослым, который учит играть, используя при этом необходимые игрушки, учит наблюдать за различными действиями, знакомит с правилами. Так постепенно усложняя и расширяя знания детей, игра учит и развивает ребенка. Задача взрослого – создать необходимые психолого-педагогические условия, сделать подборку игр.

Каковы же эти психолого-педагогические условия? Что нужно сделать, чтобы удержать в ребенке чувство радостного удивления перед тайнами, которые его ждут?

Целью развивающих игр является развитие детей, пишет В. А. Бачурина [3]. Развивающие игры имеют ряд особенностей: задача которая решается с помощью отдельных деталей, которые надо переложить или составить определенным образом, изменить способ получения результата, найти новые варианты для более быстрого решения задачи. Задача может быть представлена в разной форме – как рисунок, который нужно повторить, в виде готовой модели которую нужно усовершенствовать, это может быть и простая словесная инструкция, следуя которой ребенок получит результат. И этот результат не может быть представлен какой-то абстрактной формой, он должен быть осязаемыми, видимыми и понятными для ребенка. Это повышает интерес к игре, происходит интеграция знаний, что движет ребенка вперед, происходит то самое развитие: именно в игре и через игру. В процессе развивающей игры вырабатываются определенные навыки и умения, которые в дальнейшем ребенок использует в самостоятельной деятельности. При этом нельзя забывать, решая познавательные задачи в процессе игры, сама игра не должна терять своей увлекательности, своей необходимости для ребенка, игра никак не должна переродиться в однообразные упражнения.

В своей работе с детьми мы используем игры цепочками, например: «Раздели по цвету» - разложить цветы по цвету, цель: закрепить цвета и оттенки; «Кто быстрее соберет» - оформить букеты из садовых и полевых цветов, цель: умение быстро подобрать оттенки и цвета для букета, развитие ловкости, быстроты; «Подбери рифму» - колокольчики звенят-приглашают в круг ребят, ромашки подружки-собрались в кружки, васильковый василек-улыбается цветок, цель: развитие, пополнение и активизация словаря; «Группируем по признакам» - садовые и полевые цветы, цель: ознакомление с окружающим. Все игры определены одной темой, что, по нашему мнению, будет содействовать успешному усвоению материала, развитию межличностных отношений детей с педагогом и сверстниками в ходе игрового взаимодействия.

С учетом возрастных особенностей и значимости развивающих игр для словесно-логического мышления дошкольников, нами была разработана картотека игр «Маленький академик», включающая комплексную работу с детьми по всем образовательным областям, в образовательной организации и семьях воспитанников. При подборе игр для картотеки исходили из золотого правила: от простого к сложному. Старались выбирать такие игры, которые интересны ребенку сегодня и сейчас, никак не заставлять его играть, а добиваться того, чтобы ребенок с нетерпеньем ждал приглашения к игре.

Игры проводим как вовремя ООД, так и в свободное время. Для того чтобы заинтересовать, заразить детей этой идеей в нашей группе появился клуб «Юные академики». Все дети стали членами клуба. Вместе изготовили медали, придумали девиз: «Мы ребята молодцы-и послушны, и умны!» Заседания клуба начинаем всегда торжественно, под музыку, воспитатель одевает шляпу магистра и приглашает желающих детей помочь Умной Совушке решить задачу. Задания начинались с самого простого. Если, вовремя ООД мы с детьми знакомились с геометрической фигурой треугольником, то и Совушке объясняли, как отличить фигуру, помогали выбрать подходящие фигуры чтобы украсить домик для Умной Совушки. Постепенно усложняя задания: меняя цвета, формы, размеры фигур.

Во время заседания клуба «Юные академики» детям предлагались игры с различными вариантами выполнения задания. Одна из таких игр: «Математический орнамент». Целью этой игры является развитие логического мышления, способность к анализу, поэтому мы ориентировали детей на поиск новых ответов, не стандартных решений. Одно из заданий – изобразить чудо-рыбу, из царства Нептуна. Задание выполнялось на игровом поле с помощью геометрических фигур, предлагался образец. Но при оценки законченных работ, во время обсуждения всегда обращаем внимание детей на необычно выполненную работу, поощряем творческий подход.

         Для того чтобы сохранить знания и умения, полученные во время организованной образовательной деятельности и во время заседаний клуба «Юные академики» совместно с детьми, организовали игровой центр: «Игры академиков». Куда каждый ребенок принес свою любимую игру, схему для мозаики или постройки. Каждый раз вместе с детьми разбирали правила, обсуждали варианты проведения игры.

Современные дети много знают, а хотят знать еще больше, для того чтобы получить эти знания-нужна определенная развивающая среда не только в стенах детского сада, но и дома. Создание такой среды и ее поддержка со стороны взрослых необходимое условие семейного воспитания. У родителей воспитанников появились вопросы, предложения, кто-то узнал что-то о новинках и хотел поделиться – так, на основе общей заинтересованности вопросами организации, подбора игр мы с родителями воспитанников организовались в клуб «Игротека». Встречи проходят в различных форматах это и консультации, и деловая игра, и мастер-классы, где своим опытом делятся не только воспитатели или психолог, а также, и родители наших воспитанников. Например, «Круглый стол», где родитель не пассивный слушатель, а активный участник педагогической консультации. Так как тема встречи выбирается из предложений родителей, то есть по тем вопросам, которые интересуют родителей в данный момент: «Как организовать развивающую среду дома?»; «Как играть с ребенком дома»; «Как правильно подобрать игру? Что при этом необходимо учитывать».

В нашей картотеке игр «Маленький академик» подобраны не только настольные игры, но и подвижные: «Заполни корзину!», «Назови три слова», «Закончи предложение» и др.; игры на внимание: «Что я загадала?», «Сравни предметы»;  на быстроту реакции: «Собери цветок», «Орнамент» «Вспомни быстрее»; словесные: «Кто кем хочет стать?», «Волшебники», «Что бывает», «Логические концовки», «Зоопарк», «Назови как можно больше предметов», «Подбери рифму»; на группировку: «Посади цветы», «Группируем по признакам»; на ассоциацию: «Полезно - вредно», «Опасно-не опасно»,  «Все, что летает», «Из чего сделано» и т.д.

С помощью игр, мы вместе с детьми погружаемся в новый мир. Который меняется в зависимости от игры: то это волнующее море где надо разделить речных рыб от морских, то вдруг это лес полный загадок, которые надо быстро отгадать чтобы помочь домашним животным. Но главное условия для «жизни» этого мира - мира игры, это ее привлекательность для ребенка, ее разнообразие, эмоциональная насыщенность. Ребенок никогда не пройдет мимо интересной игры, его пытливый ум стремится к новым знаниям. И именно в игре, через игру ребенок «читает» окружающий его мир и учится в нем жить. Спасибо за внимание, всем творческих успехов!

Список литературы:

  1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : Форум, 2012.
  2. Бачурина, В.А. Развивающие игры для дошкольников / В. А.

Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2017. – 176  с.

3.     От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.  М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....

Использование развивающих игр при формировании словесно –логического мышления у детей, имеющих нарушения речевого развития.

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. Предложенные игры, направлены на решение многих задач и дают возможнсть проводить образовательную деятельность с детьми более живо и ...

Перспективное планирование работы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с использованием дидактических игр и пособий.

Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, г...