Графомоторный навык
консультация

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие графомоторных навыков у детей»

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  2. Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  3. Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  4. Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой

психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:

  • формирование дифференцированных движений кистями и пальцами;
  • формирование согласованных действий обеими руками;
  • развитие дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  • обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  • обучение шнуровке.

На 2 этапе важно совершенствовать зрительное внимание и восприятие, формировать умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы, ориентироваться в разных плоскостях на листе, выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания. Они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий), дорисовывать недостающие части рисунка.

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Графомоторные дорожки как способ развития графомоторных навыков дошкольников.

Цель : Развитие графомоторных навыков у  дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности....