Про адаптацию к детскому саду
консультация
Важные моменты, которые нужно учесть, начиная посещать ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация к детскому саду: сколько длится
Малыш идет в детский сад, возможно, впервые остается без мамы и папы в новом месте. Как ему помочь? Детский сад — важный этап в жизни ребенка. Адаптация к детскому саду пройдет легче, если родители будут помогать малышу правильно и постараются не допускать ошибок. Мы подготовили несколько полезных рекомендаций.
Времена, когда ребенок шел в детский сад сразу на полный день — прошли. Теперь детям принято давать время на адаптацию, и это положительно влияет на отношение ребенку к детскому саду. Но сформировать позитивное восприятие можно и до того, как вы переступите порог учреждения.
Психология адаптации. Как это сделать?
Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок, но совместное чтение книг о том, как дети идут в садик, может помочь. Психологи советуют рассказать о том, как герой истории тоже сначала переживал, но потом нашел друзей, много интересных занятий и с нетерпением ждал нового дня, чтобы поиграть в детском саду.
С той же целью можно придумать ролевую игру, где куколка-воспитатель будет заниматься с детьми-другими игрушками. Многим малышам важно понимать, что их ждет. Расскажите в игре об обычном распорядке дня в садике, о том, чем ребенок будет там заниматься. Так можно помочь преодолеть страх неизвестности.
Сроки адаптации к детскому саду
Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Возможно, стоит подождать еще один год.
«Психологический возраст ребенка может отличаться от возраста календарного. И нередко психологический возраст оказывается меньше, чем возраст по свидетельству о рождении. Например, ребенку формально три с половиной года, а психологический его возраст — три года. И говоря о степени готовности, нужно учитывать именно психологический возраст, а не календарный».
Первое время в детском саду — самое волнительное, это большой стресс для малыша, который привык быть в домашней обстановке с родителями или другими родственниками.
Адаптация: легкая, средняя, тяжелая
Сфера проявления | Легкая степень адаптации | Средняя степень адаптации | Тяжелая степень адаптации |
Эмоциональное состояние | Ребенок спокоен, проявляет интерес к новому окружению, может иногда грустить при расставании, но быстро отвлекается. Улыбается, настроение ровное, положительное. | Плачет при расставании с родителем, но через время успокаивается и включается в игру. Настроение часто меняется: может быть весел, а потом вдруг вспомнить о доме и загрустить. | Постоянный плач, крик, истерики при расставании и в течение дня. Проявления страха, паники, агрессии (может царапаться, кусаться). Апатия, подавленность, «уход в себя». |
Поведение и активность | Активно исследует новое пространство, с интересом играет с игрушками, включается в предложенные воспитателем занятия. Инициативен в общении с детьми. | Проявляет интерес к игрушкам, но играет рядом, а не вместе с другими детьми. Может ходить за воспитателем «хвостиком», не отпуская его. Активность снижена, требуется направляющая помощь взрослого. | Полностью отказывается от игр, не интересуется игрушками. Сидит в стороне или стремится спрятаться. Может проявлять деструктивное поведение (ломает игрушки, кидается ими). Или замирает в одной позе. |
Сон и аппетит | Сон крепкий, спокойный, засыпает быстро или после небольшого укладывания. Аппетит обычный, ест самостоятельно и с удовольствием. | Засыпает с трудом, сон чуткий, может просыпаться с плачем. Аппетит снижен, ест выборочно (только любимые блюда), необходима помощь в кормлении. | Отказ от сна, продолжительный плач перед сном и после пробуждения. Полный отказ от еды и питья в саду. Могут возникать физиологические реакции (рвота при виде пищи). |
Речь и коммуникация | Речь активная, задает вопросы воспитателю, пытается наладить контакт с другими детьми. Охотно отвечает на вопросы. | Речь заторможенная, малообщителен, на вопросы отвечает односложно или молчит. Предпочитает играть один. | Речь отсутствует или резко заторможена (может перестать говорить в саду совсем). Избегает контакта (зрительного, тактильного) со взрослыми и детьми. |
Здоровье | Состояние здоровья стабильное, не болеет в период адаптации. | Возможны психосоматические реакции: снижение аппетита, временное нарушение стула (запор/жидкий стул), небольшой кашель «на нервной почве». Может часто болеть ОРВИ из-за стресса. | Частые и длительные болезни (сразу «схватывает» инфекцию). Появление или обострение хронических заболеваний. Возможны тики, энурез, экземы и другие выраженные психосоматические расстройства. |
Длительность периода | От 1-2 недель до 1 месяца. Ребенок практически полностью осваивается в новом коллективе. | От 1 до 2-3 месяцев. Привыкание происходит волнообразно: могут быть хорошие дни, которые сменяются периодами негативизма. | Более 3 месяцев или адаптация не происходит вообще. Состояние и поведение ребенка не улучшаются, требуется помощь специалистов. |
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать себе обновки к детскому саду, получит небольшой подарок, если в сад разрешено принести игрушку. Ребенку будет интересно показать обновки сверстником. Пусть первый день в саду станет праздником.
- Поговорите с воспитателем и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не утаивая. Зная обо всех возможных трудностях, воспитателю будет легче помочь в адаптации.
- В первый день старайтесь не отходить далеко, скажите своему крохе, что вы будете рядом и скоро придете за ним. Важно выполнять обещания и не обманывать. Если вы скажете, что в саду придется побыть совсем недолго, а, на самом деле, предстоит большой срок, малыш потеряет доверие и испугается.
- Маленьким детям тяжело ориентироваться во времени, поэтому лучше описывать сроки вашего прихода событиями — «ты поиграешь, поспишь, поешь, а потом я сразу за тобой приду».
- Вы можете заранее узнать распорядок дня в саду и перестроить под него ваше расписание. Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку дневного сна. Оставлять малыша на полный день раньше, чем он начнет хорошо спать в саду, не рекомендуется. Усталость не позволит выдержать нагрузки.
- Увеличивать время пребывания в саду лучше постепенно, по получасу в день.
- Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и туалет, тем проще ему будет привыкнуть к образу жизни в детском саду.
- В период адаптации не стоит загружать ребенка дополнительными кружками и секциями. Проведите время после сада вместе, за спокойной прогулкой или тихими играми. Важно не перегрузить нервную систему ребенка.
Ошибки адаптации
- Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
- Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
- Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
- Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
- Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
- Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).
Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность, можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка, что вы его не заберете.
«Когда мама говорит ребенку «я тебя не заберу», она своими руками ломает доверие ребенка к миру, ломает фундамент, который позволяет ему чувствовать себя хорошо, уверенно, спокойно. Чем сильнее расшатывается этот фундамент, тем больше ребенок будет плакать в детском саду. Он будет не столько скучать, сколько беспокоиться – не бросят ли его? Не забудут ли?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»
Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

консультация для родителей в младшем возрасте в детском саду "Адаптация в детском саду"
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...
