Про адаптацию к детскому саду
консультация

Юлия Владимировна Найденова

Важные моменты, которые нужно учесть, начиная посещать ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_adaptatsiyu_k_dou.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду: сколько длится

Малыш идет в детский сад, возможно, впервые остается без мамы и папы в новом месте. Как ему помочь? Детский сад — важный этап в жизни ребенка. Адаптация к детскому саду пройдет легче, если родители будут помогать малышу правильно и постараются не допускать ошибок. Мы подготовили несколько полезных рекомендаций.

Времена, когда ребенок шел в детский сад сразу на полный день — прошли. Теперь детям принято давать время на адаптацию, и это положительно влияет на отношение ребенку к детскому саду. Но сформировать позитивное восприятие можно и до того, как вы переступите порог учреждения.

Психология адаптации. Как это сделать?

Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок, но совместное чтение книг о том, как дети идут в садик, может помочь. Психологи советуют рассказать о том, как герой истории тоже сначала переживал, но потом нашел друзей, много интересных занятий и с нетерпением ждал нового дня, чтобы поиграть в детском саду.

С той же целью можно придумать ролевую игру, где куколка-воспитатель будет заниматься с детьми-другими игрушками. Многим малышам важно понимать, что их ждет. Расскажите в игре об обычном распорядке дня в садике, о том, чем ребенок будет там заниматься. Так можно помочь преодолеть страх неизвестности.

Сроки адаптации к детскому саду

Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Возможно, стоит подождать еще один год.

«Психологический возраст ребенка может отличаться от возраста календарного. И нередко психологический возраст оказывается меньше, чем возраст по свидетельству о рождении. Например, ребенку формально три с половиной года, а психологический его возраст — три года. И говоря о степени готовности, нужно учитывать именно психологический возраст, а не календарный».

Первое время в детском саду — самое волнительное, это большой стресс для малыша, который привык быть в домашней обстановке с родителями или другими родственниками.

Адаптация: легкая, средняя, тяжелая

Сфера проявления

Легкая степень адаптации

Средняя степень адаптации

Тяжелая степень адаптации

Эмоциональное состояние

Ребенок спокоен, проявляет интерес к новому окружению, может иногда грустить при расставании, но быстро отвлекается. Улыбается, настроение ровное, положительное.

Плачет при расставании с родителем, но через время успокаивается и включается в игру. Настроение часто меняется: может быть весел, а потом вдруг вспомнить о доме и загрустить.

Постоянный плач, крик, истерики при расставании и в течение дня. Проявления страха, паники, агрессии (может царапаться, кусаться). Апатия, подавленность, «уход в себя».

Поведение и активность

Активно исследует новое пространство, с интересом играет с игрушками, включается в предложенные воспитателем занятия. Инициативен в общении с детьми.

Проявляет интерес к игрушкам, но играет рядом, а не вместе с другими детьми. Может ходить за воспитателем «хвостиком», не отпуская его. Активность снижена, требуется направляющая помощь взрослого.

Полностью отказывается от игр, не интересуется игрушками. Сидит в стороне или стремится спрятаться. Может проявлять деструктивное поведение (ломает игрушки, кидается ими). Или замирает в одной позе.

Сон и аппетит

Сон крепкий, спокойный, засыпает быстро или после небольшого укладывания. Аппетит обычный, ест самостоятельно и с удовольствием.

Засыпает с трудом, сон чуткий, может просыпаться с плачем. Аппетит снижен, ест выборочно (только любимые блюда), необходима помощь в кормлении.

Отказ от сна, продолжительный плач перед сном и после пробуждения. Полный отказ от еды и питья в саду. Могут возникать физиологические реакции (рвота при виде пищи).

Речь и коммуникация

Речь активная, задает вопросы воспитателю, пытается наладить контакт с другими детьми. Охотно отвечает на вопросы.

Речь заторможенная, малообщителен, на вопросы отвечает односложно или молчит. Предпочитает играть один.

Речь отсутствует или резко заторможена (может перестать говорить в саду совсем). Избегает контакта (зрительного, тактильного) со взрослыми и детьми.

Здоровье

Состояние здоровья стабильное, не болеет в период адаптации.

Возможны психосоматические реакции: снижение аппетита, временное нарушение стула (запор/жидкий стул), небольшой кашель «на нервной почве». Может часто болеть ОРВИ из-за стресса.

Частые и длительные болезни (сразу «схватывает» инфекцию). Появление или обострение хронических заболеваний. Возможны тики, энурез, экземы и другие выраженные психосоматические расстройства.

Длительность периода

От 1-2 недель до 1 месяца. Ребенок практически полностью осваивается в новом коллективе.

От 1 до 2-3 месяцев. Привыкание происходит волнообразно: могут быть хорошие дни, которые сменяются периодами негативизма.

Более 3 месяцев или адаптация не происходит вообще. Состояние и поведение ребенка не улучшаются, требуется помощь специалистов.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

  • Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать себе обновки к детскому саду, получит небольшой подарок, если в сад разрешено принести игрушку. Ребенку будет интересно показать обновки сверстником. Пусть первый день в саду станет праздником.
  • Поговорите с воспитателем и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не утаивая. Зная обо всех возможных трудностях, воспитателю будет легче помочь в адаптации.
  • В первый день старайтесь не отходить далеко, скажите своему крохе, что вы будете рядом и скоро придете за ним. Важно выполнять обещания и не обманывать. Если вы скажете, что в саду придется побыть совсем недолго, а, на самом деле, предстоит большой срок, малыш потеряет доверие и испугается.
  • Маленьким детям тяжело ориентироваться во времени, поэтому лучше описывать сроки вашего прихода событиями — «ты поиграешь, поспишь, поешь, а потом я сразу за тобой приду».
  • Вы можете заранее узнать распорядок дня в саду и перестроить под него ваше расписание. Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку дневного сна. Оставлять малыша на полный день раньше, чем он начнет хорошо спать в саду, не рекомендуется. Усталость не позволит выдержать нагрузки.
  • Увеличивать время пребывания в саду лучше постепенно, по получасу в день.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и туалет, тем проще ему будет привыкнуть к образу жизни в детском саду.
  • В период адаптации не стоит загружать ребенка дополнительными кружками и секциями. Проведите время после сада вместе, за спокойной прогулкой или тихими играми. Важно не перегрузить нервную систему ребенка.

Ошибки адаптации

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность,  можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка, что вы его не заберете.

«Когда мама говорит ребенку «я тебя не заберу», она своими руками ломает доверие ребенка к миру, ломает фундамент, который позволяет ему чувствовать себя хорошо, уверенно, спокойно. Чем сильнее расшатывается этот фундамент, тем больше ребенок будет плакать в детском саду. Он будет не столько скучать, сколько беспокоиться – не бросят ли его? Не забудут ли?».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

консультация для родителей в младшем возрасте в детском саду "Адаптация в детском саду"

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...