Картотека настольных игр
материал (старшая группа)

Кононова Мария Николаевна

Картотека настольных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nastolnyh_igr.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДБОРКА НАСТОЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Игра — важнейший вид деятельности в развитии и воспитании ребёнка. В этом тексте мы расскажем, какие настольные игры подойдут для детей разных возрастов, а также почему совместная игра — это не только весёлый способ провести время в кругу семьи, но и отличная возможность установить контакт с детьми.

Зачем играть?

Часто современные родители стараются обучать малыша буквально с рождения: интерактивные игрушки, методики раннего развития, развивающие курсы. Вот только мамы и папы всё чаще забывают, что старая добрая игра подчас оказывает намного большее влияние на гармоничное взросление малыша. 

Настольные игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают внимание, память, мышление, речь. Они могут стать отличной альтернативой вредным или бесполезным развлечениям, обеспечивая ребёнку хорошее настроение, возможность для умственного развития, — утверждает Жанна Антипова, доцент, кандидат педагогических наук

Кроме того, совместная игра помогает установить контакт с ребёнком. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда сын или дочь начинают сепарироваться от родителей. Проводя время с взрослеющим ребёнком, уделяя ему достаточное внимание, вы помогаете ему сформировать чувство уважения, значимости, а также показываете ему, что он — часть вашей семьи. 

Во что играть?

Ассортимент настольных игр широк, поэтому глаза могут разбегаться. Как же определиться с выбором?

Первый вариант — подбирайте игру по тому сюжету, который нравится ребёнку. Второй вариант — это когда ребёнок уже знает и немного разбирается в играх. Возможно, ему нравятся какие-то конкретные механики или направления. Самый простой способ – купите игру, которая нравится вам. Если вы сами увлечённо будете играть в неё, ребёнок сможет заинтересоваться. Дело в том, что игра стирает возрастные рамки. Вы в этот момент становитесь ребёнку товарищем. Вы не пропадаете из его зоны авторитетов, а остаётесь в ней, но уже как его товарищ, — объясняет Александр Миронов, руководитель организации «Содружество Увлечённых», ведущий разработчик Лаборатории Деловых Игр

При выборе настольных игр ориентируйтесь не только на яркую упаковку, но и на смысл, который несёт игра, навыки, которые формирует у детей. 

Некоторые игры, механика которых ограничена двумя-тремя действиями, может быстро вызвать скуку у ребёнка и отбить желание играть вовсе, — отмечает детский и семейный психолог Анастасия Савина. — Или, например, популярная «Монополия». Она неинтересна большинству подростков, так как она затянута по времени. В ней нет и образовательной составляющей, так как нет варианта выбора стратегии, она не формирует никакие полезные навыки. Задача этой игры — разбогатеть любыми способами, а это может пагубно сказаться на восприятии ценности труда в будущем.

Дошкольники 

В трёхлетнем возрасте у детей начинают развиваться воображение и логическое мышление. Ребёнок становится любознательнее, слегка дистанцируется от мамы, пробует всё делать по-своему. Это время бесконечных «почему» и «я сам». Малыш выражает свою позицию, учится признавать интересы других, ему нравятся сюжетные игры. 

  1. «Детское лото». Механика этой игры знакома всем: раздайте участникам карточки с рисунками и тяните деревянные фишки. У кого на карточке такой же рисунок, как на фишке, забирает её себе. Кто первый закроет фишками все рисунки на своей карточке — победил! Лото может быть тематическим, например, с цифрами, буквами, животными, цветами или формами. Игра тренирует визуальную и аудиальную память, внимание, помогает развивать концентрацию, усидчивость, логику. Знакомит с понятиями «очерёдность», «сходство», «отличие».
  2. «Кто первый» или «Нолики». Настольная игра-стратегия, цель которой — собрать четыре фишки одного цвета подряд в одном из направлений: горизонтальном, вертикальном или по диагонали. Игра построена по принципу «крестики-нолики». Игра помогает формировать тактическое и стратегическое мышление, а также зрительное восприятие. 
  3. «Катамино». Необычная головоломка, в которой нужно заполнять определённые отрезки поля деревянными фигурами разной формы. Игра начинается с лёгких заданий, которые постепенно усложняются. Акцент в игре делается на умение анализировать ситуацию. Также головоломка развивает координацию и мелкую моторику.
  4. «Убери лишнее». На столе необходимо разложить четыре фигурные карточки с различными изображениями. Задание простое: найти карточку, которая не подходит в группу по определённому признаку – цвету, форме, принадлежности и т. д. Эта игра развивает логику, учит детей аргументировать, формулировать свои мысли и отстаивать свой выбор.

Младшие школьники (1–4 класс) 

Школьники младших классов активно развиваются умственно и физически. Происходит прорыв и в плане личностного развития: увеличивается объём памяти, внимание становится произвольным. У детей появляется осознанная любознательность. Они могут сосредоточить внимание на определённом предмете или теме, последовательно изучить и затем описать увиденное или услышанное. Роль взрослых – помочь ребёнку развиваться посредством игр.

  1. «Кто я». Участникам нужно угадать, что написано на карточке, которая находится у них на лбу. Тот, кто сделает это первым, становится победителем. Для самых маленьких можно загадать предмет или животное, а для ребят постарше – имя известной личности, например, писателя, политика или художника. Игра стимулирует речевую активность, развивает воображение, внимание, мышление.
  2. «Падающая башня». Участникам игры необходимо сделать выше башню из деревянных брусочков, вынимая «кирпичики» из тела башни и укладывая их наверх. Ловкость рук поможет игроку стать победителем. Во время этой простой, на первый взгляд, игры тренируется ловкость, координация, мелкая моторика рук, а также способность анализировать и просчитывать наперёд. 
  3. «Морской бой». Игра для двух участников, которые по очереди называют координаты на неизвестной им карте соперника. Если у соперника по этим координатам находится корабль, то корабль или его часть «топится», а попавший получает право сделать ещё один ход. Можно использовать готовые наборы или же рисовать на листке. «Морской бой» является одной из тех игр, которые позволяют развивать высшие психические функции, такие как внимание, память, мышление. Игра идеальна и для того, чтобы познакомить детей с основами стратегии и тактики. 
  4. Игры-ходилки. Игры этого типа способны занять вне зависимости от возраста: правила настолько просты, что их иногда и читать не нужно. Бросай кубик, двигай фишку — и выигрывай! Именно поэтому они так и называются: игроки то продвигаются вперёд, то отходят назад, в общем — ходят и бродят по полю. Но, конечно, в каждой игре есть кое-что ещё, кроме бросков кубика и передвижений. Мы выбрали самые интересные и популярные игры с этой механикой, чтобы вы могли найти для себя новую и увлекательную: «Ход конём», «Волшебники изумрудного города», «Звезда Африки».

В 2022 году Институт воспитания разработал настольную игру «Ход конём» по мотивам известных детских книг и мультфильмов. Участвовать в игре могут дети и взрослые от 6 до 106 лет (и даже старше). В основе – традиционная игра-бродилка: бросайте кубик, двигайте каждый свою фишку, соблюдайте правила и пусть к финишу придёт самый удачливый и хитроумный! 

Скачать все необходимые материалы к игре можно по ссылке. Просто распечатайте поле и карточки с вопросами, возьмите кубик и любые фишки (разноцветные пуговицы вполне подойдут) – и начинайте игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека настольно- дидактических игр для детей младшего возраста

картотека настольно- дидактических игр для младшего возраста...

Картотека «Настольно-печатные игры»

Картотека «Настольно-печатные игры»...

Картотека Настольно-печатные игры для детей младшей группы

Картотека Настольно-печатные игры для детей младшей группы...

Картотека настольно - печатных игр в подготовительной группе.

Направлены на развитие логики у дошкольников....

Картотека настольно-печатных дидактических игр по математике

Картотека настольно-печатных игр для второй младшей группы...

Картотека настольно-печатных игр на разный возраст

Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и опред...

Картотека настольных игр

Настольные игры для развития любознательности и познавательного интереса с целью развить внимание, воображение, логическое мышление у детей....