Адаптационный период детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается психическое и физическое развитие, и считается важнейшим этапом развития личности. При посещении 2-ой младшей группы детского сада каждый ребёнок испытывает определённый стресс, интенсивность и продолжительность которого зависит не только от индивидуальных особенностей, но и стратегии поведения воспитателя и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается психическое и физическое развитие, и считается важнейшим этапом развития личности. При посещении 2-ой младшей группы детского сада каждый ребёнок испытывает определённый стресс, интенсивность и продолжительность которого зависит не только от индивидуальных особенностей, но и стратегии поведения воспитателя и родителей.
Адаптация к новым условиям – это сложный и многогранный процесс, успешность которого во многом можно определить увлеченностью
ребенка в предлагаемые виды деятельности.
2-ую младшую группу детского сада посещают ребята возраста 3-4 лет. С учётом их возрастных особенностей, сферы интересов, потребностей созданы все необходимые условия для полноценного, всестороннего развития.
Образовательная программа 2-ой младшей группы детского сада имеет свои особенности. Детей учат концентрировать внимание на игре, рисованию, конструированию, не отвлекаться на посторонние раздражители. Такое психологическое напряжение существенно осложняет процесс адаптации к детскому саду.
С первых дней посещения 2-ой младшей группы детского сада каждый ребёнок начинает демонстрировать несвойственное ему ранее поведение. Спокойные дети становятся активными, упрямыми, иногда, даже агрессивными. Непоседы и весельчаки, наоборот, становятся замкнутыми, безынициативными. Многие дети начинают плакать, избегать любого контакта с окружающими, протестовать. В самом начале адаптации их крайне сложно успокоить, а, тем более, вовлечь в какую-либо деятельность. Со временем всё возвращается к норме. Постепенно дети свыкаются с фактом систематического посещения детского сада, знакомятся друг с другом, начинают больше доверять воспитателю. Теперь они знают правила и расписание, испытывают гордость за первые, успешно выполненные, работы. Успешность адаптации на данном этапе зависит от многих факторов. Если ребенок остаётся без внимания воспитателя, всегда последним уходит из группы, не может ни с кем подружиться или оказывается неспособным выполнить творческую работу, процесс адаптации заметно усугубится, будет длиться дольше, чем у остальных детей. Привыкание к новым условиям может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.
Так или иначе каждый воспитанник избавляется от чувства дискомфорта, перестаёт протестовать по утрам, плакать, расставаясь с мамой. Дети начинают получать удовольствие от посещения детского сада, проникаются к воспитателю, ответственно относятся к занятиям. Каждый этап и процесс адаптации в целом носит индивидуальный характер по степени выраженности негативных симптомов, продолжительности.
Трудности, которые могут возникнуть: Сложности адаптации детей 3-4 лет во многом обусловлены особенностями их развития. Немногие взрослые понимают, что капризы и упрямство ребёнка вызваны тем, что он уже считает себя взрослым. Непоколебимая позиция ребенка, который стремится всё делать самостоятельно, заставляет либо признать право выбора, либо ограничить ребёнка в действиях. Первая позиция может привести к порче вещей, вторая – к закономерным конфликтам. Родители и воспитатель должны понимать, что ребёнок – это, в первую очередь, индивидуальная личность с собственными интересами, потребностями, убеждения.
Каждый ребенок нуждается в безусловной любви; в признании себя; в похвале. Но одновременно с этим перед взрослым стоит задача научить и показать правильный алгоритм действий, чему ребёнок всеми силами препятствует.
Причин, почему ребёнок противится посещению детского сада, может быть огромное множество. Среди возможных: не знание культурно-гигиенических навыков; неумение самостоятельно играть с игрушками; несовпадение режима дня дома и в детском саду; низкий иммунитет; особенности характера; неподобающий стиль воспитания (например, опека); отсутствие опыта (ребёнок не общался со сверстниками, не оставался в гостях у бабушек с дедушками, не ходил в гости вместе с родителями). Каждая из причин может осложнить, так и облегчить адаптацию ребёнка во 2-ой младшей группе детского сада.
Советы для родителей: Ребёнок 3-4 лет транслирует в своём поведении настроение взрослого. Дети быстро заряжаются эмоциями, несмотря на их направленность. Самое главное правило, которого должны придерживаться родители – это сохранять спокойствие в любых ситуациях. Вытерпеть капризы ребенка во время подъёма, сбора в садик, прощания с мамой бывает крайне затруднительно, однако агрессия, недовольство со стороны взрослого обязательно будет перенята ребенком. Если родитель судорожно прощается с ребёнком, едва сдерживая слёзы, он обязательно почувствует тревогу, беспокойство. Тогда детский сад у него будет ассоциироваться с опасностью, причём необъяснимой. Время нахождения в группе следует увеличивать постепенно. Посещения при этом должны быть регулярными, а не зависеть от того, во сколько удалось разбудить ребенка. Прощание не должно быть долгим, а в первые недели следует напоминать, что разлука будет недолгой.
Воспитатель – это значимый взрослый в жизни каждого ребёнка. Он не только несёт непосредственную ответственность за его безопасность, но и играет важную роль в процессе адаптации. Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, воспитатель должен уделять ему достаточно внимания, вовремя замечать негативные симптомы и бороться с ними, вовлекать его в разнообразные виды деятельности, хвалить за полученный результат.
Что говорит об успешном завершении привыкания?
Успешно завершённый процесс адаптации отражается в настроении, поведении ребёнка. Он больше не капризничает и не сопротивляется во время сборов в детский сад. Мало того – проявляет инициативу, выбирает, что надеть, какую игрушку взять с собой, торопится, чтобы не опоздать.
Вечером, по дороге домой, довольный ребенок с радостью поделится с мамой впечатлениями, полученными в течение дня.
Успешно адаптированные детки дружат, играют, делятся друг с другом, преимущественно пребывают в приподнятом настроении.
Что может усложнять процесс?
Нельзя пугать ребёнка детским садиком за непослушание – так дошкольное учреждение никогда не вызовет позитивных эмоций. Не стоит бурно реагировать и за плаксивость при расставании. Это нормальная реакция детей 3-4 лет, которых принудительно помещают в совершенно незнакомые для них условия жизни. Давая обещание забрать ребенка
пораньше или сходить с ним вместе в кино после садика, важно обязательно их сдерживать. Обманутый однажды ребёнок может на долгое время потерять доверие к родителю.
В заключение хочется сказать о том, что несмотря на все положительные последствия, многие родители предпочитают пренебрегать или отсрочивать посещение детского сада ввиду соответствующих опасений – капризов, болезней, конфликтов. Все негативные симптомы – закономерная реакция организма ребёнка на стресс. Процесс адаптации может протекать до нескольких месяцев и зависеть от многих факторов. Взрослые могут и должны облегчить привыкание ребенка к новому режиму жизни, создав подходящие для этого условия. Выбор стратегии должен опираться при этом на индивидуальные особенности ребёнка, его предшествующий опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста
В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...
Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни
Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни...

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»...

Родительское собрание в ясельной группе "«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни"
Родительское собрание проводилось в смешанной группе....
