Интерактивные формы работы с детьми по приобщению к культурным ценностям
статья
Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.
В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте как отмечает Б. Н. Неменский "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.
Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность.
Знакомство с народным орнаментальным искусством через куклы наиболее доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимает особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции.
В образовательный процесс можно ввести специально- организованные занятия по данной проблеме, и проводить 1 раз в месяц. На занятиях знакомить детей с национальными костюмами, головными уборами народов Поволжья. Дошкольники могут наглядно изучать, рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получать информацию о традициях, праздниках, посиделках, обрядах.
Сделать занятия интересным и понятным помогут игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей были можно приобрести или изготовить развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями могут стать куклы. В дидактических играх будут уточняться и закрепляться, приобретаться новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др. В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировать реальные жизненные ситуации, знакомиться с национальными костюмами, традициями.
Кроме того, для педагогов ДОО и для родителей ДОО можно показать открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с национальными костюмами с использованием кукол.
В процессе работы дети получат более углубленные знания о национальном костюме, а использование национальных кукол способствовать повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту цвета, оформления, узора.
Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой народов. Для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народов и для организации разных форм работы с детьми так же можно создать мини-гостиную. Здесь представить фотогалерея "Моя столица-прошлое и настоящее", государственные символики разных народов родного края. Кроме того, в гостиной представить предметы народно-прикладного искусства, которые позволят детям ощутить многогранность и многоцветие культуры. Собрать этнографический материал для работы с детьми. Представить образцы деревенского зодчества: деревянные постройки, резьба по дереву, керамика, чеканка.
Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Поэтому в настоящее время проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого использовать в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.
Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, можно собирать материал по теме «Праздники и обряды», изучить праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».
Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».
Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».
В работе с детьми использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.
Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.
Применять разнообразные формы работы:
Беседы с детьми: «Большая и малая Родина», «Ай да валенки!», «Ох, лапти мои!», о быте, праздниках людей разных национальностей.
Экскурсия в краеведческий музей.
Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
Рассматривание национальной одежды народов Поволжья.
Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
Рассматривание иллюстраций костюмов разных национальностей.
Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
Разучивание танцевальных народных движений народов Поволжья.
Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
Выставка предметов народного творчества русского народа.
Знакомство с народным орнаментом народов Поволжья.
Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.
Заучивание стихов о Волге, Родине, народных праздниках татар, мордвы, чувашей, национальной обуви (валенки).
Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русский народный костюм).
Составление национальных орнаментов.
«Украшение национальной одежды и обуви» (русский сарафан, валенки, татарское платье).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра – интерактивная форма работы с детьми.
Основной принцип мастер класса: «Я знаю, как это сделать, и покажу вам» Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми старшего дош...

Система включения комплекта настольно-печатных развивающих игр «ЛОГИКО-Малыш» в работу с детьми старшего дошкольного возраста (культурные ценности).
Каждый из периодов развития ребенка по-своему уникален и требует особого подхода. Для полноценного развития малыша от трех лет подходит развивающая методика с помощью универсального дидактического мат...

Доклад на тему "Мини музей один из форм работы с детьми по приобщению к народным традициям и обычаям"
традиции воспитывают поколение людей, передавая накопленную веками мудрость...

Презентация "Формы работы с детьми по приобщению детей к ЧХЛ"
В презентации ракрыты цель, задачи и формы работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы....

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОКЕШИНГА, КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Доклад на тему: "ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОКЕШИНГА, КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс "Сторителлинг - как интерактивная форма работы с детьми"
Познакомить воспитателей ДОУ с новой формой работы - сторителлинг....
Консультация для педагогов "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в акти...
