Мастер-класс для родителей совместно с детьми "Народные игры как средство приобщения к русским традициям в семье"
материал (подготовительная группа)

Акашева Светлана Александровна

Мастер-класс для родителей совместно с детьми "Народные игры как средство приобщения к русским традициям в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.n.igry_.docx336.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Администрация

                               Сергиево - Посадского округа

                                       Московской области

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Гимназия №5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

                                           141300, Московская область,

                              г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд,16

                             тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496)540-43-52

                            е-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru

                             Мастер-класс для родителей

                      Тема: «Народные игры как средство

                 приобщения к русским традициям в семье»

                             (Подготовительная группа)

                    Подготовили: воспитатели высшей квалификационной категории:

                                                                                           Акашева С.А.

                                                                                          Панкратова Е.Ю.

                                             г. Сергиев Посад 2024г.

Цель: Закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? 
Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. 
Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. 
Правила их просты и понятны.

Салки 

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. 
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. 
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. 
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. 
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». 
 «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

Прятки

 Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. 
Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. 
Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». 
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». 
Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. По
Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. 
Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. 
Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. 
В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). 
Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

Гуси 

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». 
В одном находятся гуси, в другом их хозяин. 
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. 
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
– Гуси, гуси! 
– Га-га-га! 
– Есть хотите? 
– Да-да-да! 
– Так летите! 
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. 
Пойманный игрок становится «волком».

Горелки 

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. 
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: 
Гори-гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
И раз, и два, и три. 
Последняя пара беги! 
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. 
 Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

У медведя во бору 

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. 
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. 
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. 
Они подходят к медвежьей берлоге со словами: 
У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру. 
А медведь не спит, 
Все на нас глядит. 
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. 
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Жмурки 

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. 
Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. 
Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». 
Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Удочка Удочка – это скакалка.

Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. 
Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. 
«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. 
 «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. 
«Рыбки» не должны сходить со своих мест. 
Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». 
 Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

Кошки-мышки 
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. 
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». 
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. 
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». 
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. 
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Тише едешь 

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. 
Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. 
Но дойти до водящего непросто. 
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. 
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. 
Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. 
Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

«Горячий картофель» 

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. 
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. 
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). 
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» 
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. 
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Мы предлагаем провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры».
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).

Спасибо за внимание! Предлагаем всем вместе поиграть в русские народные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп «Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»  ...

МАСТЕР КЛАСС "КОРАБЛИК" ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

МАСТЕР КЛАСС И НЕБОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Мастер класс для педагогов на тему:«Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель:- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...