Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
презентация

Мельник Мария Петровна

Ход игры

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности, познакомимся с современными технологиями экономического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, без которых невозможно формирование финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Так как основной вид деятельности у дошкольников это – игра, то и наше с вами общение сегодня пройдет в форме игры-викторины. Вам будут предложены различные задания в соответствии с темой. Работать будем в командах. А разделиться нам на 2 команды поможет «волшебный мешочек». (Проводиться игра «Волшебный мешочек». Внутри мешочка лежат круглые жетоны «рубли» и «копейки»).

Ведущий. Сегодня будут участвовать две команды: команда «Рублики», команда «Копейки». Команды занимайте свои места. А я представляю вам членов жюри…(перечислить).

Правила игры. Сначала слушаем, смотрим, выполняем задания, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, быстро позвоните в колокольчик. За каждый правильный ответ команда получает определенное количество баллов в виде «монет (1 и 2 рубля)». Монеты, набранные командой, жюри будет вешать на денежное дерево. У каждой команды свое денежное дерево. (Приложение №1) Выиграет та команда, кто наберет больше баллов (сумму монет).

Как говорят «Деньги любят счет», вот и я вам желаю успеха, правильно и быстро выполнять интересные задания, получая за это монеты. Готовы?

Итак, начинаем нашу игру.

ЗАДАНИЕ 1. «ФИНАНСОВЫЙ ЭРУДИТ»

(1 балл за правильный ответ).

Вы должны отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.

1. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)

7. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт …(Кассир)

8. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(Доход)

9. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…(Вклад)

10. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

Вывод: Эти загадки вы можете использовать в совместной  деятельности с детьми, только вместо слов - отгадок использовать картинки. С использованием картинок дети более ярко запоминают и усваивают образы, экономические термины.

Продолжаем нашу игру.

 

ЗАДАНИЕ № 2. «Различные ситуации».

(2 балла за полный ответ, 1 балл – неполный ответ)

Подумайте,  ответьте и обоснуйте ответ.

(У каждой команды лежит конверт с заданиями. На выполнение задания дается время.).

Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

       Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

       Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

       Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

 

Вывод: Правильно уважаемые родители, в ваших ответах я услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. 

ЗАДАНИЕ №3 «ЭКОНОМИКА В СКАЗКАХ» (3 балла)

Важную роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Вопросы по сказкам

1. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

3. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

4. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).

 

Вывод: знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.

В этих сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.               
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: «Она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»

 

ЗАДАНИЕ № 4. «ПОСЛОВИЦЫ»

(1 балл за каждый правильный ответ)

Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

          Я буду читать начало пословицы, а команды проговаривать её конец. Итак, начнем.

Конкурс пословиц

- Труд человека кормит, а лень…(портит).

- Дерево сильно корнями, а человек…(трудами).

- Землю солнце красит, а человека…(труд)

- Кто не работает тот не…(ест)

- Делу время потехе…(час)

- Скучен день до вечера когда делать…(нечего)

- Дело мастера…(боится)

- Деньги куры…(не клюют)

 

Вывод: через пословицы («Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет») мы даем детям понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии.

 

ЗАДАНИЕ № 5. «СТРАТЕГИЯ» (3 балла)

Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У вас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и подумайте: «Почему старик передумал корову продавать?»

Кому, какой товар достанется, решит «слепой жребий» (капитаны команд выбирают конверты, в которых находятся изображения товаров для рекламы). Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если команда - противник догадается, что вы рекламируете, вы получите – 3 монетки.

(На выполнение задания дается 3 минуты, затем выбранный командой участник рекламирует товар).

Вывод: даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

 

ЗАДАНИЕ № 6. «ВАЛЮТА». (1 балл за каждый правильный ответ)

Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание ребусов. Ребус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. На экране будут появляются ребусы, команды должны разгадать его. Побеждает та команда, которая быстрее разгадает ребус. 

Вывод: использование таких игровых моментов позволяет детям принять информацию зрительно и запомнить ее словесно.

Ведущий: на этом наша викторина подошла к концу. Прошу жюри подвести итоги. Пока жюри подводит итоги предлагаю провести анкетирование).

Анкета для родителей

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Знают ли дети профессии родителей?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

 

Ведущий: Молодцы! А сейчас предоставляется слово жюри.

Жюри объявите, пожалуйста, сколько «заработала денег» каждая команда.

Жюри оглашает результаты викторины. 

Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы с вами закрепили основы финансовой грамотности и познакомились с игровыми приемами, которые вы можете использовать со своими детьми.

Хочу также подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.

Спасибо всем за увлекательную и интересную игру!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon roditelskiy_vseobuch.pdf421.55 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Программа по дополнительному  образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.

Презентация о финансовой грамотности и ее важности в жизни дошкольника. Приречислены главные истины о деньгах, которые необходимо знать дошкольнику. Подобран список литературы для обучению детей финан...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...