Консультация для родителей "Как помочь заговорить ребенку?"
консультация (младшая группа)

Петраченко Мария Олеговна

Актуальность. Сегодня остро стоит вопрос оказания своевременной поддержки детям с особенностями развития. Статистика показывает, что все больше малышей рождаются недоношенными, и многие из них сталкиваются с проблемами, возникшими в период внутриутробного развития или родов. Среди детей с нарушениями развития значительную долю составляют те, у кого наблюдаются трудности с речью. Все чаще родители сталкиваются с тем, что их ребенок в раннем возрасте не начинает говорить. Не имея специальных знаний, родители часто оказываются в растерянности перед этой проблемой. Именно поэтому крайне важно организовать для них консультативную помощь со стороны учителя-логопеда. Специалист поможет родителям справиться с ощущением беспомощности и научит их эффективно способствовать развитию речи своего ребенка.
Цели и задачи (консультации).

Цель: Повысить уровень психолого-педагогической осведомленности и общей родительской компетентности в вопросах развития речи у детей раннего возраста.

Задачи:

  • Изучение соответствующей психолого-педагогической литературы по запросу родителей.
  • Предоставление родителям информации об особенностях нормального и нарушенного речевого развития.
  • Формирование у семьи адекватного и поддерживающего подхода к воспитанию ребенка с речевыми трудностями.
  • Обучение родителей практическим методам и приемам работы с детьми, направленным на развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_pomoch_rebenku_zagovorit.docx582.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как помочь заговорить ребенку?»

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

Петраченко М.О.

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

Picture background

        

Актуальность. Сегодня остро стоит вопрос оказания своевременной поддержки детям с особенностями развития. Статистика показывает, что все больше малышей рождаются недоношенными, и многие из них сталкиваются с проблемами, возникшими в период внутриутробного развития или родов. Среди детей с нарушениями развития значительную долю составляют те, у кого наблюдаются трудности с речью. Все чаще родители сталкиваются с тем, что их ребенок в раннем возрасте не начинает говорить. Не имея специальных знаний, родители часто оказываются в растерянности перед этой проблемой. Именно поэтому крайне важно организовать для них консультативную помощь со стороны учителя-логопеда. Специалист поможет родителям справиться с ощущением беспомощности и научит их эффективно способствовать развитию речи своего ребенка.
Цели и задачи (консультации).

Цель: Повысить уровень психолого-педагогической осведомленности и общей родительской компетентности в вопросах развития речи у детей раннего возраста.

Задачи:

  • Изучение соответствующей психолого-педагогической литературы по запросу родителей.
  • Предоставление родителям информации об особенностях нормального и нарушенного речевого развития.
  • Формирование у семьи адекватного и поддерживающего подхода к воспитанию ребенка с речевыми трудностями.
  • Обучение родителей практическим методам и приемам работы с детьми, направленным на развитие речи.

Онтогенетические особенности становления речи у детей.

Нормальное речевое развитие: К двум с половиной годам ребенок, развивающийся в пределах нормы, обычно имеет словарный запас от тысячи до двенадцати сот слов. Это в три-четыре раза больше, чем его словарный запас в два года. В его речи преобладают существительные и глаголы. Прилагательные используются для описания:

  • Размеров предметов (большой, маленький).
  • Цвета (зеленый, красный, синий, желтый, белый, черный).
  • Свойств предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий).
  • Качеств (хороший, плохой).
  • Формы (круглый, квадратный, треугольный).

В речи малыша активно появляются обобщающие понятия, такие как "игрушки", "фрукты", "овощи", "одежда", "мебель", "посуда", "животные". Он может еще путать предметы из одной категории, называя, одним словом, туфли, ботинки, тапочки и даже короткие сапожки, или объединяя понятия "овощи" и "фрукты". Реже встречаются упрощенные слова (например, "би-би" вместо "машина"). Активно развивается словотворчество – ребенок сам придумывает новые слова. Корней Чуковский в своей книге "От двух до пяти" приводит яркий пример, демонстрирующий понимание детьми звуковой стороны слова: "мазелин" вместо "вазелин", "мокресс" вместо "компресс".

Психолого-педагогические особенности речевого развития у детей с речевой задержкой.

Дети с трудностями в речевом развитии, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Что же делать родителям, если ребенок не заговорил в «положенные» онтогенетические рамки?

Прежде чем начинать работу над речевым развитием, необходимо подготовить ребенка. Прежде всего стоит включить игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Организация специальных игр для активизации речевой деятельности. Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др. Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.

Игры на развитие общего подражания «Мишка косолапый», «Заиньки», «Ладошки».

Игры для развития речевого подражания «Самолеты», «Ёжик», «Бьем в барабан», «Кто в домике живет?», «Кто как говорит?» и др.

Игры на развитие речевого дыхания. «Сдуй перышко», «Футбол», «Веселые бабочки», «Задуй свечу» и др.

Список литературы

  1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 231 с.
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (развитие речи). – СПб.: Паритет, 2004. – 160 с.
  3. Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 – № 1. С. 41-47.
  4. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.
  5. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986. – 162 с.
  6. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить. – Москва: Теревинф, 2007. – 232 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Как помочь заговорить ребёнку. 10 советов Логопеда»

Информационный буклет для родителей детей младшего дошкольного возраста...

Буклет «Как помочь заговорить ребёнку. 10 советов Логопеда»

1. Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу арти...

Консультация для родителей " Почему заговорить бывает трудно"

Данный материал алресован родителям неговорящих  детей или для родителей сдетей с задержкой речевого развития.Что делать? Как побуждать малыша к активным высказываниям? В статье представлены реко...

Консультация для родителей "Трудно заговорить. Почему?"

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичны...

Консультация для родителей "Как помочь заговорить ребенку"

Советы для родителей неговорящего ребенка...

Как помочь заговорить ребенку?

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности и педагогической культуры родителей в рамках формирования речевой деятельности у детей раннего возраста....

Как помочь заговорить малышу

Конспект родительского собрания...