Статья
статья (старшая, подготовительная группа)

Борисова Татьяна Николаевна

ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОм КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОМ

КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Воспитатель – Борисова Т.Н.

Дзержинск, 2024г.

Патриотическое воспитание молодого поколения - одна из основных

задач современного образования, так как данный возрастной период имеет

самую благодатную почву для формирования чувства любви к Родине. Под

патриотическим воспитанием следует понимать постепенное и непрерывное

формирование у детей чувства любви к своей Родине. Патриотизм является

одной из важнейших черт всесторонне развитого человека. У учащихся

должно формироваться чувство гордости за свою Родину и свой народ,

чувство уважения к его национальному достоянию и героическим событиям

прошлого.

Реформирование, нововведения, изменения, произошедшие в стране за последние годы и образовавшиеся в связи с этим проблемы, которые касаются сферы воспитания детей, предопределили переосмысление сути патриотического воспитания, его места и роли в обществе.

Сфера познавательного и социального развития предполагает формирование первичных представлений о малой родине (регионе) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках. Дошкольные образовательные учреждения, который в полной мере можно считать начальным звеном системы образования, должны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, позитивное отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Дошкольный возраст считается периодом интенсивного становления

личности детей. Именно в данном возрастном периоде воспитывается отношение к окружающему миру. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. Ребенок дошкольного возраста ассоциирует с Родиной родной дом, двор, вид из окна квартиры, детский сад, окружающую природу.

Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем

регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах

современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается

потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание

познания местных историко-культурных, национальных географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».

Развитие понимания дошкольников о родном регионе взращивается вместе с взросление ребенка, закладывает основы эмоционально-ценностного понимания дошкольником окружающего мира, затем – развивающее, связанное с непосредственной деятельностью, с овладением элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений (ФГОС ДО), и уже на этой основе – обучающее.

Знакомство с родным регионом, формирование интереса, передача детям знаний о прошлом и настоящем своей малой родины направлено на повышение качества патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с родным регионом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Кроме формирования чувств и убеждений, необходима определенная

деятельность, являющаяся важным аспектом патриотического воспитания. Она состоит из: понимания устойчивой связи со своим народом, участия в его делах; сохранения и развития культурных ценностей, традиций, обычаев; соблюдения утвержденных моральных норм и правил, государственного законодательства; знания

достижения своей Родины. Патриотическая деятельность направлена на поддержание политики государственного строя, готовности ее отстаивать; на усвоение знаний по истории своего народа; добросовестное выполнение своих обязанностей в области образования и самообразования, умение работать плодотворно, с использованием творческой составляющей.

Прививается любовь к народным преданиям, легендам, поверьям,

народным песням, осуществляется знакомство с народным творчеством;

формируется уважение к устоявшимся национальным традициям, обычаям,

праздникам и соблюдение их. Все перечисленные разделы находятся в

тесной взаимосвязи, они образуют целостную систему, направленную на

патриотическое воспитание.

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что патриотическое воспитание – это общественная категория, формирующая отношение человека к себе, своему народу и Родине. Это отношение проявляется в формировании определенных чувств, убеждений, идей. Только руководствуясь интересами, стремлениями, потребностями, идеалами своего народа, понимая свою национальную неповторимость и самобытность, человек становится зрелой, общественно сознательной личностью, убежденным патриотом и деятельным творцом собственной судьбы, и соучастником формирования истории своей Родины.

Патриотическое воспитание является основой всей учебно-воспитательной работы, в процессе которой происходит воспитание личности, наделенной чувством гордости за свое государство, добросовестно выполняющей общественные обязанности, осознающей экономические проблемы Родины и российского народа, относящейся с уважением и любовью к родным и близким людям. Российский патриотизм является одной из основных воспитательных идей современных детских дошкольных учреждений, и должен реализовываться внегрупповой деятельности.

Концепция дошкольного воспитания предусматривает развитие у дошкольников национальной культуры, являющейся общечеловеческие достижения демократии, чести, совести, гуманизма, достоинства, гражданственности; воспитание детей наиболее эффективно, при использовании примеров исторического прошлого, формирующих у детей чувства патриотизма и интернационализма.

В результате патриотически направленной деятельности, в ходе неоднократных повторений, развиваются навыки и привычки поведения, впоследствии становящихся нормой. Система действий, поступков

постепенно становится чертой характера, свойством личности.

Формирующиеся патриотические убеждения состоят из знаний, которые подкреплены искренней уверенностью в их истинности. На необходимость формирования патриотических убеждений у дошкольников указывал великий педагог мыслитель Я.А. Коменский, он писал об этом следующим образом: «они (дети) могли защищать все, что они считают истинным и добрым ... честным».

Цель убеждений состоит в формировании определенного подведения человека не только к пониманию основных положений патриотических чувств, но и внутреннему их восприятию. К патриотическим убеждениям относятся следующие чувства: признание приоритетной роли народа и родины в жизни человека; вера в способность русского народа построить собственное государство и навести в нем порядок; уверенность в будущем России и ее народа; надежда на собственные силы, талант, неповторимость, трудолюбие; уверенность в силе, стойкости и справедливости государственной власти.

Именно в дошкольном периоде, когда дети очень чувствительны к эмоциональным воздействиям и склонны к подражанию, формируются благоприятные условия для того, чтобы постепенно показать им смысл народного и мирового наследия через знакомство с художественными произведениями, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления личностных качеств в отношении родных и близких людей, родному дому, отчему краю с его особенной природой, собственной историей и уникальными традициями, – всего, из чего для каждого складывается понятие Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...