Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников"
консультация
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников» имеет своей целью ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста, поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников. В ходе мастер-класса педагоги знакомятся с понятием мнемотехники, с особенностями и принципами данной технологии, с этапами работы и особенностями использования мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12» г. Тулы
Мастер-класс:
«Использование приёмов мнемотехники
в речевом развитии дошкольников»
подготовила и провела
учитель-логопед:
Репина Д.Ю.
Тула, 2023
Мастер-класс:
«Использование приемов мнемотехники
в речевом развитии дошкольников».
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, карандаши, презентация, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемодорожки для отгадывания пословиц.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Давайте с вами разберёмся, что же такое мнемотехника.
СЛАЙД № 2.
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» и дословно переводится как «искусство запоминания». Мнемотехника представляет собой совокупность специальных приёмов, которые облегчают запоминание и воспроизведение информации.
А как обстоят дела с вашей памятью, уважаемые коллеги?
Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа вашей памяти.
Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.
Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните. Последовательность воспроизведения слов не имеет значения!
СЛАЙД № 3
Книга, звезда, тетрадь, улица, ножницы, окно, курица, змея, ковёр, пальма, кресло, чайник, лодка, дом, лыжи
Педагоги выполняют задание.
СЛАЙД № 4 – проверка!
А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.
Памятник, книга, валенки, кувшин, свёкла, наушники, стакан, пирожное, стрела, банан, бусы, корона, утюг, петух, кастрюля.
Педагоги выполняют задание.
СЛАЙД № 5 – проверка!
Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить!
И конфетку положить!как часто в своей практике вы наблюдаете такой феномен, что ребёнок плохо запоминает стихи, забывает текст, путается в строчках, но, в то же время этот же ребенок великолепно запоминает рекламу, безошибочно цитируя какой-нибудь рекламный ролик, или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём же причина такого феномена?
В первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, всё это сопровождается музыкой и не требует усилий для запоминания.
СЛАЙД № 6 – Актуальность мнемотехники
ВЫВОД:
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Именно поэтому дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Если ребёнок будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядно и не имеет опоры на имеющийся у ребенка опыт, то на успех рассчитывать не стоит.
СЛАЙД № 7 – Мнемотехника – мнемосхемы - мнемотаблицы
Сегодня мне бы хотелось не просто познакомить вас с понятием мнемотехники, а дать возможность практически опробовать некоторые приёмы, которые использую я в своей работе с детьми с ОНР, и, которые можно использовать с детьми общеразвивающих групп.
Детям с ОНР в силу объективных причин тяжело даётся работа, связанная с заучиванием стихотворений, с составлением пересказов и описательных рассказов.
Моя задача – научить ребенка связно, последовательно, грамматически правильно пересказывать тексты, рассказы, сказки, заучивать стихи, и мне хочется сделать этот процесс более интересным и лёгким.
В этом мне помогает использование мнемотехники!
Мнемотехника в дошкольном возрасте, как правило, сводится к использованию мнемосхем и мнемотаблиц.
Суть мнемосхем состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Любой рассказ, сказку, стихотворение, пословицу можно «записать» используя картинки или схематические знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию.
СЛАЙД № 8 - Структура мнемотехники
Работа в мнемотехнике строится поэтапно (от простого – к сложному): мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.
СЛАЙД № 9 - Мнемоквадрат
Мнемоквадрат – это одиночная картинка, которая обозначает одно слово, словосочетание или короткое предложение.
А сейчас мы с вами попробуем самостоятельно изобразить мнемоквадраты.
Слова и понятия: снег, ёлка, стул,
СЛАЙД № 10 – Мнемодорожка
Мнемодорожка – это линейная таблица из 4-5 мнемоквадратов, которая несёт определенную информацию.
А теперь предлагаю вам попробовать самостоятельно сделать мнемодорожки.
Скороговорки:
В миске у киски колбаса и сосиски.
Маша на подушке вышила кукушку.
На опушке дом с окошком, на окошке дремлет кошка.
Цыплёнок и курица пьют воду на улице.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
У Пашки – рубашка, на рубашке – кармашки, а на кармашках – ромашки.
В огороде у Федоры огурцы и помидоры.
У сороки и вороны в сковородке мухоморы.
Петушок нашёл мешок, а в мешке лежал горшок.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
СЛАЙД № 11 - Как заниматься с мнемодорожкой
- В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки.
- Выразительно прочитайте текст.
- Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.
- Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.
- Читаете еще раз для закрепления материала.
- Просите малыша повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.
СЛАЙД № 12 - Мнемотаблица
Мнемотаблица – это рисунки основных звеньев сюжета рассказа, сказки или стихотворения.
А сейчас предлагаю вам попробовать самостоятельно сделать мнемотаблицу.
Сказки: Заюшкина избушка.
Волк и семеро козлят.
Стихи:
Повар Ходит повар в колпаке, С поварёшкою в руке, Он готовит нам обед: Суп, компот и винегрет. | Маша Маша нашему малышке, Сшила новые штанишки, Сшила шубу, сшила шарф, Для Мишутки-малыша. | Елочка Перед нами ёлочка, Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки! |
Встали девочки в кружок… Встали девочки в кружок, | Кораблик | Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой! Я его на платье Маме приколю, Больше всех на свете Маму я люблю |
У лисы в лесу глухом, Есть нора – надёжный дом. Под кустами ёж колючий, Нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём! | Вышел Миша на крылечко, Взял он удочку, червей. Быстро он бежит на речку, Там поймает пескарей. | В темном небе звезды светят. |
СЛАЙД № 13 – Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
- Разделить текст на фрагменты.
- Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
- В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
- При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
А сейчас предлагаю поработать практически и сделать мнемотаблицу к стихотворению.
СЛАЙД № 14 – Алгоритм работы по мнемотаблице со стихами
- Выразительное чтение стихотворения взрослым.
- Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу и установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
- Вопросы по содержанию стихотворения.
- Объяснение значения непонятных слов.
- Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказывание ребёнком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
СЛАЙД № 15 – Алгоритм работы по мнемотаблице по пересказу
- Чтение текста взрослым.
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
СЛАЙД № 16 – Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим.
Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа: Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.
- Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.
- После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный), или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
- В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000.
- Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Методические рекомендации по обучению рациональным приемам обработки информации на логопедических занятиях с учащимися младших классов коррекционных школ. - http://nsportal.ru/node/92762
- Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий. - СПб.: Паритет, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....
"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....
"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизнен...

Мастер – класс для родителей: «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в речевом развитии дошкольников»
Мастер – класс для родителей:«Использование технологии«СИНКВЕЙН» в речевом развитии дошкольников»Цель мастер класса:Уточнение представления родителей о технологии ра...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Презентация к мастер-классу "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников"
Данная презентация предназначена для показа при проведении мастер-класса для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников". Конспект мастер-класса опубликова...
