Презентация к мастер-классу "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников"
консультация

Репина Дарья Юрьевна

Данная презентация предназначена для показа при проведении мастер-класса для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников". Конспект мастер-класса опубликован на моём мини-сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-mnemotehnika.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Составила учитель-логопед: Репина Д.Ю.

Слайд 2

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

КАКОЙ ТИП ПАМЯТИ ПРЕОБЛАДАЕТ? Книга, звезда, тетрадь, улица, ножницы, окно, курица, змея, ковёр, пальма, кресло, чайник, лодка, дом, лыжи

Слайд 4

КАКОЙ ТИП ПАМЯТИ ПРЕОБЛАДАЕТ? Книга, звезда, тетрадь, улица, ножницы окно, курица, змея, ковёр, пальма, кресло, чайник, лодка, дом, лыжи

Слайд 5

КАКОЙ ТИП ПАМЯТИ ПРЕОБЛАДАЕТ? Памятник, книга, валенки, кувшин, свёкла, наушники, стакан, пирожное, стрела, банан, бусы, корона, утюг, петух, кастрюля.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Именно поэтому дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Если ребёнок будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядно и не имеет опоры на имеющийся у ребенка опыт, то на успех рассчитывать не стоит.

Слайд 7

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» (К. Д. Ушинский) Мнемотехника помогает упростить для детей процесс запоминания и обучение происходит в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок . Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника в дошкольном возрасте, как правило, сводится к использованию мнемосхем и мнемотаблиц . Суть мнемосхем - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию .

Слайд 8

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ Опустел скворечник. Опустел скворечник, улетели птицы Листьям на деревьях тоже не сидится. Опустел скворечник, Улетели птицы… Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Слайд 9

ЭТАП 1: педагог знакомит детей с мнемоквадратом . МнемоКВАДРАТ – изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 10

ЭТАП 2: педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки . МнемоДОРОЖКА – это уже линейка из 4-6 квадратов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Как заниматься с мнемодорожкой В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки. Выразительно прочитайте текст. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое. Поинтересуетесь, все ли малыш понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме. Читаете еще раз для закрепления материала. Просите малыша повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.

Слайд 11

Как заниматься с мнемодорожкой 1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки . 2. Выразительно прочитайте текст. 3. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке . 4. Соедините все изображения в единое целое. 5. Объяснить ребёнку новые слова или понятия. 6. Читаете еще раз для закрепления материала. 7. Просите малыша повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку .

Слайд 12

ЭТАП 3: работа с мнемотаблицой . МнемоТАБЛИЦА представляют собой схему (изображение основных звеньев), в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 13

Как создать мнемотаблицу самостоятельно? Чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно: Разделить текст на фрагменты. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Слайд 14

Алгоритм использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений Выразительное чтение стихотворения взрослым. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу и установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. Вопросы по содержанию стихотворения. Объяснение значения непонятных слов. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребёнком с опорой на мнемотаблицу . Рассказывание ребёнком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .

Слайд 15

Алгоритм использования мнемотаблиц при пересказе Чтение текста взрослым. Рассматривание мнемотаблицы . Ответы на вопросы по содержанию. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице .

Слайд 16

Выводы Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

"Мнемотехника в речевом развитии дошкольников"...

Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

презентация "Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников"

Систематически работая по речевому развитию при помощи мнемотехники можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что перес...

Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников"

Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников» имеет своей целью ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памя...