РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал (младшая группа)

Чурикова Елена Григорьевна

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

«КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ

ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

«КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ

ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности.

Фасилитатор не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.

Основное качество фасилитатора — это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями. Грамотный фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло, открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. В настоящее время очень важна работа педагога как фасилитатора с родителями.

Необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.

Цель проведения родительских собраний с использований технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Технология фасилитации (от английского «помогать») – это новая философия работы с семьей, суть её можно представить так:

- равное взаимодействие, но независимое;

- инициируется родителями и педагогами на стимулирование других субъектов, заинтересованных в потребностях семьи и возможностях педагогов;

- знания для родителей не являются целью, они служат средством для решения задач и возникших проблем;

- продуктивное и творческое взаимодействие с детьми и детским садом;

- необходимость обучения при возможности его применения для улучшения своей жизни;

- активные методы обучения (АМО) создают новый статус участника образовательного процесса как активного и заинтересованного субъекта.

Технологии фасилитации настроены на то, чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили некоторые навыки общения и поведения, смогли преодолеть некоторые негативные установки по тем или иным проблемам, связанными с нахождением ребёнка в детском саду, это такие процедуры, направленные на стимулирование и актуализацию возможностей, инициирование, помощь и поддержку в форме взаимодействия, воздействия, диалога и косвенного влияния.

Родительское собрание в детском саду «Капризы и упрямство детей»

Цель: обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Форма проведения: тематическое родительское собрание.

Повестка дня:

  1. Сообщение темы, повестки дня, ее утверждение.
  2. Выступление родителей с основным докладом по теме собрания.
  3. Выступление родителей с опытом семейного воспитания.  Разбор ситуаций.
  4. Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
  5. Игра с мячом «Какой он – мой ребёнок?» (проводят родители)
  6. Заключение и подведение итогов встречи.

 

Ход собрания

1.        Сообщение темы, повестки дня, ее утверждение.

- Добрый день, уважаемые родители, тема нашей встречи «Капризы и упрямство детей»! Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики.

- Как вы думаете, что такое каприз? Упрямство?

- Каковы же причины возникновения капризов и упрямства?

Участникам предлагается собрать из слов эти понятия и пояснить.

Каприз - это бурное проявление гнева и злости. Это когда ребёнок понимает, что нельзя, но настаивает на своём. Капризы свойственны детям, которые не знают, как достичь своей цели, иначе, такой ребёнок зависим от взрослых.

Упрямство - это способ настоять на своём, самоутверждение. Самое главное для ребёнка не уступить, настоять на своём.

Причины:

- Нарушение режима дня;

- Смена обстановки;

- Обилие новых впечатлений;

- Плохое самочувствие;

- Переутомление.

- Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства. Давайте попробуем разобраться какой же он капризный и упрямый ребенок? Как он себя ведет?

2.        Выступление родителей с основным докладом по теме собрания.

В настоящий момент, в среде родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет".

На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей. Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания "идти на поводу у баловника". Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя "неразумные" требования к "маленькому тирану".

Протест ребенка - это не самоцель, это только способ, с помощью которого ребенок отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Ведь очень часто малыш, добиваясь именно того, что ему запрещали, ощущает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, кроме основополагающего запрета: на действия, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

У детей второго-третьего года жизни капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет есть, пить, спать, с ощущением дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, затрудняющая движения, неудобная постель и т. п.). Подобные проявления нельзя считать капризами. Достаточно устранить причины, создающие неудобства, и ребенок снова успокоится.

  • «Упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе» (К. Д. Ушинский).
  •  «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа» (Ж. Ж. Руссо).
  •  «Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети» (народная примета).
  •  «Гни  дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (народная примета).
  • «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься» (народная примета).

Притча «Всё в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.

3.        Выступление родителей с опытом семейного воспитания.  Разбор ситуаций.

Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать.

Ситуация №1

Мама пришла домой с 3-летней Машей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях!” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Машу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…

Вопросы для обсуждения:

- Каково ваше мнение, правильно ли поступила мама?

- Что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?

- Как в такой ситуации поступили бы вы?

- Какие ошибки были допущены взрослым?

Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.

Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!

Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.

Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.

Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Маша плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

Ситуация №2

Витя бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Витя  кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Вите только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.

Вопросы для обсуждения:

- Что можно сказать про эту ситуацию?

- Что стало причиной такого поведения?

- Как стоит поступать родителям?

Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама + папа.

Очевидно, что демонстративное поведение Вити было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д.

Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.

Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.

Ситуация №3

В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает,  и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.

- Как часто ребёнок капризничает по этому поводу?

- Как вы реагируете на поток слёз и криков?

Ответ прост – спокойно вывести его из помещения. Поверьте, как только вы научитесь справляться с капризами дома, в общественном месте вам будет проще успокоить малыша. Уже на улице постарайтесь объяснить ему, что подобное поведение не украшает его. При разговоре старайтесь избегать слов, которые могут упрекнуть малыша, не угрожайте ему. Бороться с капризами необходимо только при помощи положительных эмоций, ласки и любви.

Ситуация №4

Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: «Сам!», «Сам!». «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам». Мама вздыхает: «Когда только научится».

- Каковы последствия поведения мамы?

- А каковы ваши действия в данной ситуации?

Ответ: К 2 -3 годам ребенок часто говорит: "Я сам", и пусть сначала его движения будут неумелыми, не спешите помогать ему, иначе упустив этот момент "я сам" потом привить ему навыки будет трудно. И он будет лениться всё делать сам.

Упражнение "Копилка педагогических идей"

- Понять, что это временно.

- Иметь в запасе множество способов переключения внимания.

- Учить ребёнка не кричать, а договариваться.

- Пересмотреть свою систему запретов и разрешений.

- Используйте игру "Наоборот"

- Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: "Какую кофту ты наденешь красную или синюю".

- Поддерживайте стремление к самостоятельности.

- Быть всем членам семьи единодушными в воспитании.

- Не следует говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".

- Большую роль играет положительный пример взрослых.

- Развивать таланты, играть с детьми.

4.        Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

 «А сейчас предлагаем вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание».

Родителям раздаются бланки с вопросами начинающихся с МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ. Родители должны на каждый вопрос выбрать ответ: Могу и всегда так поступаю. ,Могу, но не всегда так поступаю., Не могу.

Вопросы: Можете ли ВЫ,

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

…поставить себя на место ребенка?

…поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б» - в 2 балла, ответ «В» - в 1 балл.

Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

5.        Игра с мячом «Какой он – мой ребёнок?» (проводят родители)

Игра с мячом  «Какой он – мой ребёнок?»

Ведущий (один из родителей): «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете».

Родители по очереди передают друг другу мяч и называют качества своего ребенка.

6.        Заключение и подведение итогов встречи.

- Вот и подходит к концу наша встреча. Сегодня мы побывали в царстве капризов и упрямства и убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание помогут вам понять, что безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. В заключении мы хотим прочитать Вам цитату Л. Н. Толстого о воспитании наших детей.

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

А - Могу и всегда так поступаю.

Б - Могу, но не всегда так поступаю.

В - Не могу.

Вопросы:

1. Можете ли ВЫ в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Можете ли ВЫ посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Можете ли ВЫ признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Можете ли ВЫ извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Можете ли ВЫ сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

6. Можете ли ВЫ поставить себя на место ребенка?

7. Можете ли ВЫ поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

8. Можете ли ВЫ рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9. Можете ли ВЫ всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Можете ли ВЫ пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11 Можете ли ВЫ выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

12. Можете ли ВЫ не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Можете ли ВЫ устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «ДОО и родители: пути сотрудничества» во второй группе раннего возраста

Цель:- Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.- Ознакомить родителей с планом работы с родителя...

Родительское собрание на тему «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления» в средней группе

Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей...

родительское собрание на тему "Капризы и упрямство"

родительское собрание на тему "Капризы и упрямство"...

Сообщение на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности детей 2–3 лет» в группе раннего возраста

Сообщениена родительском собраниина тему: «Возрастные особенности детей 2–3 лет»в группе раннего возраста...

Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "

Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "...

Родительское собрание на тему «Безопасность детей в детском саду и дома» (группа раннего возраста)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка....