"Организация общения с детьми младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Ольга Игоревна Иванова

Рекомендации для родителей по организации общения с детьми младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по организации общения

с детьми младенческого возраста

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни.

Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития

малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего

двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться,

агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на

их настроение. В период младенчества родители уделяют основное

внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о

воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на

подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша,

формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее

развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в

этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает

три месяца.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

1. От рождения до трех месяцев.

2. От трех до шести месяцев.

3. От шести до девяти месяцев.

4. От девяти месяцев до года.

Первый период

ИТАК, основные советы и рекомендации которых нужно придерживаться:

Для нормального развития детской психики необходимо

постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать

потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых

игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие

развитию сенсорного восприятия;

По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления

физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на

живот, делать зарядку и массаж;

Важным воспитательным моментом является необходимость приучать

ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно

некоторое время. Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась

вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки,

развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените

погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет

поворачивать голову в сторону источника звука;

Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить,

погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу

ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и

уверенно удерживать;

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное

сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап

включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно

включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и

мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные

мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его

внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с

окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью

воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание

(к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а

вот тарахтит трактор и т. д.).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения.

Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и

слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период

активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В

противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен

получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться,

если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются

основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает

благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для

формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать

массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более

разнообразными и готовят малыша к ползанью.

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9

месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и

любознательным. У детишек этого возраста активность возрастает в разы.

Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а

некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для

этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода,

бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети

в это время стремятся изучить содержимое

шкафов. Не препятствуйте малышу, просто

уберите все опасные предметы и наполните

шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха

может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем

заниматься зарядкой и массажем, включив новые

движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения

ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков

описаны в этой статье. Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не

закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его

после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время

ребенку станет понятно, для чего это делается.

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек

перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой

процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так

вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную

одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем,

каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в

грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас

переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен

этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем

перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за

полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку,

предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика

ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая

возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно

показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение.

С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки:

мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В

это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки,

ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут

находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать

простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием

продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно

каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить

ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется,

нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне

больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы

ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он

просто не будет его замечать.

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки.

Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте

маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с

ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное

произношение слов.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы

деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со

взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза,

когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а

затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет

удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки.

Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки.

Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он

почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет

предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать

действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить

машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное

представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают

воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами

и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками,

искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по

соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается

матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается

еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом.

Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и

сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие

дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда.

Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он

должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения

доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру.

Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия.

Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших

отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок

начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия,

используя слово «нельзя». Запрет должен звучать строго и категорично,

чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно.

Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей,

которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие

действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет,

следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи

(лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в

пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами,

проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя

различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока»,

научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать

мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать

сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой. Игрушки и

игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов детского сада : «Организация наблюдений с детьми младшего возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать....

Нетрадиционные формы организации занятий с детьми младшего возраста как средство пробуждения познавательных интересов.

Маленькие дети активные и любознательные . Я стараюсь применять в работе разные формы и методы, чтобы пробудить познавательный интерес....

Презентация "Организация прогулок с детьми младшего возраста"

Консультация предназначена для воспитателей. В консультации говорится о том, как грамотно планировать прогулку с детьми младшего возраста....

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия.

Опыт общения и взаимодействия со сверстниками начинает формироваться на 2-3-ем году жизни. Поэтому поиск путей и средств для построения работы с детьми раннего возраста для развития у них навыков обще...

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...