Взаимодействие с родителями
календарно-тематическое планирование
Взаимодействие с родителями в детском саду — это процесс сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, направленный на вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад — семья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»
Сценарий развлечения для старших дошкольников на тему толерантности
1….Дети, одетые в национальные костюмы входят в зал и садятся на места
Ведущий: Добрый день, мои юные друзья! Все мы с вами живем в стране, у которой
удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина!
Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных
морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой,
богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми
людьми, её населяющими.
Ребята, а вы знаете, что на нашей планете Земля огромное количество
стран? Каждая страна особенная и жители тоже особенные.
2. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи,
мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции.
Но все мы едины в одном – мы люди!
Ведущий приглашает ребёнка прочитать стихотворение
Ребёнок: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своём сердце хранить! Садится на место
Ведущий: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия!
3…Ведущий: А давайте расскажем о нашей Родине России стихами и песней.
Дети становятся полукругом
1-й ребёнок: Посредине земного шара есть земля под названием Русь!
Где рассветов горят пожары, где дубов просветленная грусть!
2-й ребёнок: Здесь озёра с водою живою, соловьиных ночей розлив!
Как я счастлив, что здесь живу я, что частица я этой Земли!
3-й ребёнок: И ни часу нельзя, наверно, мне прожить без тебя вдали.
Потому что оно безмерно! Притяжение русской земли!
Песня «ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?»
Дети садятся на места
Ведущий предлагает посмотреть на экран
ВИДЕОРОЛИК О РОССИИ
Ведущий Да, действительно, в России больше тысячи городов, и наш
Нижневартовск один из них. В нашем городе проживают разные
народности. Это украинцы, молдаване, армяне, татары, дагестанцы,
русские и многие другие.
Когда-то люди из других городов приехали в наш город и остались
здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и
уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят
ребята, которые родились в Нижневартовске, но их родители приехали из
других республик и стран.
У каждого народа есть своя культура и свои традиции.
И сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
4. Звучит татарская мелодия. Заходит женщина — татарка, в национальной одежде, приветствует гостей на татарском языке
Татарка: Мой край богатый и красивый, мой Татарстан, ты сердцу мил,
Земля, где я росла счастливой, чей вкусный хлеб меня вскормил!
Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки
Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний
народ, имеющий свою историю. В Татарстане очень красивая архитектура:
мечети, башни. И каждая имеет свою легенду. И сейчас я предлагаю
отправиться в небольшое путешествие по Татарстану.
5. ВИДЕОРОЛИК О ТАТАРСТАНЕ
6. Выходят дети в татарских костюмах
Ребёнок: Татарский мой язык родной зовется, Аллахом мне и матерью он дан.
Я говорю на нем, и сердце гордо бьётся – Татарин я, я сын твой, Татарстан!
Ребёнок: Татары с вами, как одна семья, хотя язык и разный,
Татарская игра сейчас начинается у нас!
Игра «ПРОДАЁМ ГОРШКИ» (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
бегущие не имеют права задевать других игроков;
водящий может начинать бег в любом направлении.
Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Татарка: А теперь, ребята, я приглашаю вас на весёлый татарский танец!
Повторяйте движения за мной.
«ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ»
Ведущий приглашает детей и гостью с Татарстана присаживаться
Ведущий: Татарстан – часть нашей большой страны России. Но в городе
Нижневартовске проживают еще и люди, приехавшие из других стран.
И сейчас разговор пойдёт об Украине.
Украина славится своими городами – Киев, Львов, Харьков, Одесса.
7…Многие из вас любят национальные блюда Украинской кухни: вареники,
борщ, галушки, пампушки!
8. Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят украинцы.
Рассматривают на проекторе костюмы: венок, шаровары
Выходит ребёнок
Ребёнок: Украина! России родная сестра,
Песни счастья звучат над Сибирью.
Украинские танцы прекрасны, как май,
Ну-ка музыка, громче, задорней играй!
Ведущий: Сейчас мы посмотрим, как дети исполнят украинский танец.
9. Входят дети в украинских костюмах
Танец «НЕСЕ ГАЛЯ ВОДУ»
Ведущий: Спасибо, ребятам, за чудесное исполнение танцевальной композиции.
10. А сейчас мы с вами отправимся в чудеснейший край – Дагестан, что означает
«страна гор». Этот край славится своим гостеприимством, богатством
обычаев, красотой горной природы. Вот как о нем писали поэт:
«Мой Дагестан неописуем. Как ты прекрасен, словно рай!
О, Дагестан, ты словно сказка, чудесный, горный, милый край!»
Главной музыкой и танцем является лезгинка. Давайте посмотрим этот
зажигательный танец.
11…ВИДЕОРОЛИК «ЛЕЗГИНКА»
Ведущий: Ну, я вижу, что вы все готовы танцевать лезгинку!
12....Тогда, предлагаю поиграть в народную дагест-ую игру «Подними платок»
Игра «ПОДНИМИ ПЛАТОК» «К»
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок. Затем он выбирает себе пару, накидывает на плечи платок и танцуют.
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка!
Ведущий: 13. А мы с вами сейчас перенесёмся в следующую республику – Узбекистан.
«Л» Звучит узбекская народная музыка. На слайде узбек и узбечка
Ребёнок: Узбекистан – прекрасный край! Пустыни, горы – это рай!
Оазисы встречаются, прохладно получается!
Природа наша – просто класс, и здесь мы рады видеть вас!
Ведущий: Главная часть одежды узбеков – тюбетейка. Она может рассказать о том,
богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается
в дорогу. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными
орнаментами. Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые,
удобные. Мужчины носят халат, который подвязывают платком. На голову
одевают тюбетейку. Женщины носят красивое яркое платье и шаровары.
На голову одевали сразу 3 элемента – тюбетейку, платок и тюрбан.
Рассказ Ведущей сопровождается показом слайдов
Узбекский народ очень мудрый, и эта мудрость передается в сказках.
Послушайте узбекскую «Сказку о злом сыне».
Однажды сын приходит к отцу: - Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?
- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.
Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.
- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.
- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.
Сын сделал все, как сказал отец.
Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:
- Я вынул все гвозди. Что дальше?
- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.
С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии.
Ведущий задаёт детям вопросы по сказке
Ведущий: А теперь нас ждёт встреча с чудесным краем под названием Кыргызстан!
«М» Выходят дети-киргизы
Ребёнок: Кыргызстан – чудесный милый край,
Здесь всё красиво, всё цветёт весной!
Ребёнок: Природный мир богат у нас в краю,
Природный мир красив, словно в раю!
ВИДЕОРОЛИК О КИРГИЗИИ
Ведущий: У киргизов испокон веков уважением пользовались и славились люди
большой физической и духовной силы, люди ловкие, смелые, закаленные,
способные переносить любые трудности.
И я предлагаю вам проверить свою силу и ловкость в народной киргизской
игре Аркан тартмай, что означает – перетягивание каната.
«Аркан тартмай» (перетягивание каната)
Ведущий: Видите, как много мы узнали о татарах, украинцах, дагестанцах, киргизах.
И все мы живем в нашей большой и дружной стране, России,
которая также славится своими обычаями, национальными блюдами,
танцами, играми и, конечно же, русскими песнями!
Давайте-ка, ребята, исполним русскую народную песню
«Как у наших у ворот!» «О»
«П»Песня «КАК У НАШИХ У ВОРОТ!»
Ведущий: Веселись, детвора, будет русская игра!
«Р» Игра «РУЧЕЁК»
После игры дети становятся полукругом
Ребёнок: Есть белые дети, есть черные дети,
Есть жёлтые дети на нашей планете.
Но дело не в цвете, а в том, что на свете
Друг другу всегда улыбаются дети!
Ребёнок: Хочу я чтоб общими были на веки –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Все вместе: Пусть будут все люди на веки друзьями!
Ребёнок: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
«С» Песня-танец «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ!»
Ведущий: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы со своими улыбками друг
с другом, ощутите тепло, свет, радость и счастье!
«Т» Под музыку дети выходят из зала
Музыкальный репертуар:
- Песня «ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?»
- Песня «КАК У НАШИХ У ВОРОТ!»
- Песня-танец «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ!»
- «ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ»
- Танец «НЕСЕ ГАЛЯ ВОДУ»
- Игра «ПРОДАЁМ ГОРШКИ» (Чулмак уены)
- Игра «ПОДНИМИ ПЛАТОК»
- Игра «Аркан тартмай»
- Игра «РУЧЕЁК»
АТРИБУТЫ:
- Коромысло, 2 ведра
- Платок
- Канат
- Ложки деревянные
Предварительный просмотр:
Приложение
План работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
на2023 -2024 учебный год
Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения |
Анкетирование и опросы Родительские собрания Заседания «Круглого стола» Дни открытых дверей Привлечение родителей к участию в деятельности группы Наглядная педагогическая информация Консультирование | Планирование работы с родителями Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; Доклады: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» «Воспитание юного патриота в семье» «Патриот воспитывается с детства» «Прогулки с детьми по селу» Выставка работ «Генеалогическое древо», «Герб семьи» Совместная деятельность детей, родителей и педагогов Альбомы: «История родного города» «Памятные места города Нижневартовска» Встречи с интересными людьми: -полицейский; -ветераны войны. Участие в акциях к Дню Победы Педагогическое просвещение родителей Памятки для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному поселку в семье и детском саду» «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» Выставки детских работ Реклама книг, статей из интернет ресурсов и журналов на тему патриотического воспитания детей «Как научить детей охранять природу» «Патриотическое воспитание детей 5-7 лет» | сентябрь октябрь март ноябрь май февраль сентябрь ноябрь февраль апрель май декабрь апрель май ежемесячно в течении года ноябрь март |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
«Гражданин воспитывается
с детства»
Цель:
привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,
раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
2. Изготовление памяток на тему собрания.
3. Фотовыставка "Мой родной город Нижневартовск", «Моя любимая страна».
Ход собрания.
1. Вступление.
Воспитатель знакомит родителей с темой родительского собрания, обобщает представления родителей о правильном воспитании гражданина своей страны – патриота своей Родины.
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитание у дошкольников начал патриотизма и толерантности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания. Сложность решения данной задачи состоит в том, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств. Воспитывают эти чувства на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.воспитываем бережливость, приобщаем к красоте окружающей природы.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) в котором они живут, худ.литература, музыка, изо. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в д/саду.
2. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"
Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
3. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город».
Игра для родителей «Узнай по голосу»
4. Музыкальная пауза.
5. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Человек без Родины - соловей без песни.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
- Дома стены помогают.
- Без корня и полынь не растет.
- Всякая сосна своему бору шумит.
6. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
- "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
- "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
- "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
- "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)
- «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
7. Подведение итогов. Разное.
Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.
Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.
Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?
3. Беседуете ли Вы о родном городе?
4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;
6. Совершаете выезды на природу;
7. Совместно читаете книги;
8. Смотрите телевизор;
9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Нравственно-патриотическое воспитание.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:
1) воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. 1
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.2
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.( Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.)3
2) формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям
(Расширять представления о малой Родине.
Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край) 4
- представление о России как о родной стране;
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
Воспитывать любовь к Родине.5
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к селу, городу, ко всей стране.
- Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
Чувство Родины… Оно начинается у ребѐнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) необходимо привить детям такие важные понятия как "долг перед Родиной" "трудовой подвиг", "Любовь к Отечеству".
- В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. (Мы продолжаем: знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, с городецкой росписью, с росписью Полхов-Майдана. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. )
- повсюду люди трудятся для всех;
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители могут рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.
4. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.
5. Любить Родину – это и знать её.
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Задача взрослых, как можно больше собрать интересной информации о том месте, где они живут.
В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город, поселок, село в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего.
Старшие дошкольники должны знать название своего города, села, своей улицы, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы различных городов, на их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Родители из различных поездок могут привезти различные символы (из разных городов), брошюры, картинки и т.д.
В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой: городской, республиканской, Российской.
- И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов "Они защищали Родину". Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
7. Быть гражданином, патриотом, - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Памятка для родителей
по патриотическому воспитанию дошкольников:
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни ( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, а знаете ли Вы, что когда вы просите своего ребёнка убрать в комнате, на самом деле Вы помогаете ребёнку с математикой? Во время уборки, расставляя игрушки по местам, мы группируем их, и потом легко найти любую. На математическом языке все игрушки называются множество; группы, на которые мы их распределяем (автомобили, солдатики, динозавры) – подмножество; а каждая отдельная игрушка – элемент.
Очень увлекательным и познавательным делом может оказаться и простая уборка обуви.
Вся обувь в доме – множество. Каждая туфля – элемент этого множества. Сколько туфель собрал ребёнок? Хорошо, если они оказались чистыми!
Туфли можно рассортировать на подмножества – детские туфли и туфли для взрослых и расставить их на разные полочки.
Можно рассортировать по другим принципам:
- туфли для улицы и домашние тапочки;
- нарядные туфли и туфли на каждый день;
- удобные и неудобные;
- туфли на левую и туфли на правую;
Наводим порядок дальше?
- Рассортируйте ручки и карандаши на две группы.
- Рассортируйте карандаши на те, которые надо поточить, и на острые.
Таблица Кэрролла – способ сортировать информацию о любых предметах по категориям. Для примера возьмём игру с конфетами. В неё можно играть с ребёнком на кухне, чтобы процесс приготовления обеда стал ещё и интеллектуальным занятием для вашего ребёнка. Для этого вам нужно взять вазочку, в которой должно быть как можно больше разных конфет. Предложите ребёнку разложить конфеты по принципу, предложенному в таблице.
Ириска или шоколад
попали бы сюда
Шоколад | Не шоколад | |
Ириска | ||
Не ириска |
Шоколадная конфета, не ириска, А куда бы вы
попали бы сюда. поместили карамель?
В какой части таблица оказались любимые конфеты Вашего ребёнка? А Ваши любимые конфеты? А в какой части нелюбимые конфеты?
Вот так быстро вы выяснили, каких конфет должно быть меньше всего в Вашей вазе.
А теперь предложите ребёнку рассортировать выглаженную одежду по категориям «рубашка», «не рубашка»
или «взрослый», «не взрослый».
Предварительный просмотр:
Задание: «Напиши, сколько геометрических фигур в нарисованном кораблике»
Задание: «Напиши, сколько геометрических фигур в нарисованном паровозе»
Задание: «Напиши, сколько геометрических фигур в нарисованном жирафе»
Задание: «Закрась только тот предмет, который состоит из геометрических фигур справа. Объясни свой выбор»
Задание: «Закрась только тот предмет, который состоит из геометрических фигур справа. Объясни свой выбор»
Задание: «Закрась только тот предмет, который состоит из геометрических фигур справа. Объясни свой выбор»
Задание: «Закрась только тот предмет, который состоит из геометрических фигур справа. Объясни свой выбор»
Задание: «Закрась справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована кошка. Назови их.»
Задание: «Закрась справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована собачка. Назови их.»
Задание: «Закрась справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована машина. Назови их.»
Задание: «Закрась справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик. Назови их.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...

















































































