Пальчикова игра, как средство развития мелкой моторики дошкольников. (Из опыта работы)
статья

Н. Г. Мельникова
В статье подчеркивается значение развития мелкой моторики в общем и речевом развитии дошкольника. Рассматривается одно из направлений в развитии моторики — пальчиковые игры и упражнения. Предлагается их классификация с образцами игр для использования в работе педагогов ДОО и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_igrakak_sredsta_razvitiya_melkoy_motoriki.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчикова игра, как средство развития мелкой моторики дошкольников. (Из опыта работы)

Аннотация. В статье подчеркивается значение развития мелкой моторики в общем и речевом развитии дошкольника. Рассматривается одно из направлений в развитии моторики — пальчиковые игры и упражнения. Предлагается их классификация с образцами игр для использования в работе педагогов ДОО и родителей.

Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, дошкольный возраст, речевое развитие.

Автор: Мельникова Наталья Геннадьевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

Мелкая моторика – это не просто умение ловко управляться пальчиками. Это целый мир, который открывает двери к развитию речи, успешной учебе и даже эмоциональному благополучию!
Как же помочь нашим малышам стать настоящими мастерами маленьких дел? Для развития мелкой моторики разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.) В своей работе использую накопленный опыт по данному направлению.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа — пальчиковые игры без предметов

В данной группе особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. В этом случае пальчиковые упражнения и игры напоминают- инсценировки. Где педагог сопровождает действия пальчиков указаниями, стихами, рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением). Однако необходимо помнить, что ребенку до 4–5лет трудно сопровождать сложные для него упражнения словами. Поэтому обычно при пальчиковых инсценировках в этом возрасте говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками.

«Скакалка»

Цель. Тренирование большие пальцы рук.

Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. И.п.: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую.

Взрослый читает:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

«Кошка- мышка»

Цель. Тренирование кистей рук.

Игровое упражнение выполняется согласно словам текста

Вот кулак, а вот ладошка
На ладошку села кошка.
Села мышек посчитать
1,2,3,4,5
Мышки сразу испугались
Быстро в норки разбежались
( выполнить с другой руки) (Можно придумать продолжение)

2-я группа — пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию.

«Знакомимся с пальчиками»

Цель. Ознакомление с названием пальцев; развитие ловкостей пальцев рук.

В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки. Каждый цвет соответствует названию определенного пальца (красный колпачок надевается на большой палец, синий — на указательный, желтый — на средний, зеленый — на безымянный, белый — на мизинец)

«Давайте знакомиться с удивительным народцем» — пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У каждого пальчика есть своё имя. Это — Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы — на одной и на другой руке. Это — Указа тельный палец» и т.д. (Так знакомлю детей со всеми пальцами и их названиями).

«Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика — красный колпачок (только на одной, затем усложняя- на пальцы обеих рук) и т. д. Нарядив пальчики в колпачки, можно предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются на звания пальцев и, конечно, развивается мелкая моторика.

«Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки»

Дети снимают по словесному указанию колпачки и выставляют их перед собой на столе. (Большой палец снял свой красный колпачок,

Указательный палец снял свой синий колпачок» и т.д.)

Пальчики другой руки не помогают.

Когда последний колпачок снят, укладываем пальчики в кроватку — в кулачок (большой палец сверху).

«Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются)

и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз — пальчики собираются в кулачок; на два — кулачок раскрывается).

Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел ... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел ... синий колпачок» и т.д.

Атрибутика — желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без них.

3-я группа — пальчиковые игры с предметами.

«Игры с карандашом»

Цель. Развитие координации движений, согласованность движений пальцев рук и моторную ловкость.

Ребенок выполняет движения согласно тексту:

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу (держим карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным, начинает скользить пальцами вниз)

Положить карандаш на обе ладони горизонтально.)

Пальчики бегут в перед

И никто не отстает (держим карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным, начинает переставлять пальцы с низу в верх)

Покатаю вверх и вниз

Ну-ка карандаш держись (Положение карандаша горизонтально, катание вверх- низ)

По столу круги катаю

Карандаш не отпускаю (Положить карандаш на обе ладони горизонтально.)

Карандаш я покачу

В право-влево- как хочу (Положение карандаша горизонтально, катание вправо-лево)

Попробуйте: -Поймай карандаш

-Повращай карандаш

-Перебрасывание карандаша

-Перебирание карандаша пальцами

Работа с крупами: Пересыпание, сортировка, выкладывание узоров из фасоли, гороха, гречки – отличная тренировка для пальчиков.

Пример: Игра «Фасоль в файле»

Конструирование, рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, шнуровки, мозаика- представленные игры– это не только весело, но и очень полезно! Они учат усидчивости, координации движений и готовят руку. Помните, что самое главное – это играть вместе с детьми, поддерживать их интерес и хвалить за каждый маленький успех! Ведь развитие мелкой моторики – это радость от новых открытий и умений!



Источники

1. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3–4 лет. Методическое пособие для воспитателей. 3-е издание. М.: Просвещение, 2021.

2. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4–5 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е издание. М.: Просвещение, 2021.

3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5–6 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е издание. М.: Просвещение, 2021.

4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6–8 дет. Методическое пособие для воспитателей. 4-е издание, М.: Просвещение, 2022.

5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд., пере раб. и доп. М.: Советская Россия, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук дошкольников"

laquo;Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и м...

Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                        ...