Пальчикова игра, как средство развития мелкой моторики дошкольников. (Из опыта работы)
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчикова игра, как средство развития мелкой моторики дошкольников. (Из опыта работы)
Аннотация. В статье подчеркивается значение развития мелкой моторики в общем и речевом развитии дошкольника. Рассматривается одно из направлений в развитии моторики — пальчиковые игры и упражнения. Предлагается их классификация с образцами игр для использования в работе педагогов ДОО и родителей.
Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, дошкольный возраст, речевое развитие.
Автор: Мельникова Наталья Геннадьевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Мелкая моторика – это не просто умение ловко управляться пальчиками. Это целый мир, который открывает двери к развитию речи, успешной учебе и даже эмоциональному благополучию!
Как же помочь нашим малышам стать настоящими мастерами маленьких дел? Для развития мелкой моторики разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.) В своей работе использую накопленный опыт по данному направлению.
Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
1-я группа — пальчиковые игры без предметов
В данной группе особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. В этом случае пальчиковые упражнения и игры напоминают- инсценировки. Где педагог сопровождает действия пальчиков указаниями, стихами, рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением). Однако необходимо помнить, что ребенку до 4–5лет трудно сопровождать сложные для него упражнения словами. Поэтому обычно при пальчиковых инсценировках в этом возрасте говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками.
«Скакалка»
Цель. Тренирование большие пальцы рук.
Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. И.п.: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую.
Взрослый читает:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
«Кошка- мышка»
Цель. Тренирование кистей рук.
Игровое упражнение выполняется согласно словам текста
Вот кулак, а вот ладошка
На ладошку села кошка.
Села мышек посчитать
1,2,3,4,5
Мышки сразу испугались
Быстро в норки разбежались
( выполнить с другой руки) (Можно придумать продолжение)
2-я группа — пальчиковые игры с использованием атрибутики
В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию.
«Знакомимся с пальчиками»
Цель. Ознакомление с названием пальцев; развитие ловкостей пальцев рук.
В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки. Каждый цвет соответствует названию определенного пальца (красный колпачок надевается на большой палец, синий — на указательный, желтый — на средний, зеленый — на безымянный, белый — на мизинец)
«Давайте знакомиться с удивительным народцем» — пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У каждого пальчика есть своё имя. Это — Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы — на одной и на другой руке. Это — Указа тельный палец» и т.д. (Так знакомлю детей со всеми пальцами и их названиями).
«Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика — красный колпачок (только на одной, затем усложняя- на пальцы обеих рук) и т. д. Нарядив пальчики в колпачки, можно предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются на звания пальцев и, конечно, развивается мелкая моторика.
«Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки»
Дети снимают по словесному указанию колпачки и выставляют их перед собой на столе. (Большой палец снял свой красный колпачок,
Указательный палец снял свой синий колпачок» и т.д.)
Пальчики другой руки не помогают.
Когда последний колпачок снят, укладываем пальчики в кроватку — в кулачок (большой палец сверху).
«Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются)
и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз — пальчики собираются в кулачок; на два — кулачок раскрывается).
Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел ... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел ... синий колпачок» и т.д.
Атрибутика — желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без них.
3-я группа — пальчиковые игры с предметами.
«Игры с карандашом»
Цель. Развитие координации движений, согласованность движений пальцев рук и моторную ловкость.
Ребенок выполняет движения согласно тексту:
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу (держим карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным, начинает скользить пальцами вниз)
Положить карандаш на обе ладони горизонтально.)
Пальчики бегут в перед
И никто не отстает (держим карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным, начинает переставлять пальцы с низу в верх)
Покатаю вверх и вниз
Ну-ка карандаш держись (Положение карандаша горизонтально, катание вверх- низ)
По столу круги катаю
Карандаш не отпускаю (Положить карандаш на обе ладони горизонтально.)
Карандаш я покачу
В право-влево- как хочу (Положение карандаша горизонтально, катание вправо-лево)
Попробуйте: -Поймай карандаш
-Повращай карандаш
-Перебрасывание карандаша
-Перебирание карандаша пальцами
Работа с крупами: Пересыпание, сортировка, выкладывание узоров из фасоли, гороха, гречки – отличная тренировка для пальчиков.
Пример: Игра «Фасоль в файле»
Конструирование, рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, шнуровки, мозаика- представленные игры– это не только весело, но и очень полезно! Они учат усидчивости, координации движений и готовят руку. Помните, что самое главное – это играть вместе с детьми, поддерживать их интерес и хвалить за каждый маленький успех! Ведь развитие мелкой моторики – это радость от новых открытий и умений!
Источники
1. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3–4 лет. Методическое пособие для воспитателей. 3-е издание. М.: Просвещение, 2021.
2. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4–5 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е издание. М.: Просвещение, 2021.
3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5–6 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е издание. М.: Просвещение, 2021.
4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6–8 дет. Методическое пособие для воспитателей. 4-е издание, М.: Просвещение, 2022.
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд., пере раб. и доп. М.: Советская Россия, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук дошкольников"
laquo;Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и м...

Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" ...
