Консультация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Оксана Александровна Кривошеина

Консультация для родителей по развитию речи детей.

Речь необходимо развивать и применять различные способы и методы для этого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста»

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Недаром народная мудрость гласит «Умение общаться- значит в счастье купаться».

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны в наше время.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, мною были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста : им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

В работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие игровые технологии:

• Игры с пуговицами

• Мнемотехника

• Театрализованные игры

• Метод наглядного моделирования

• Игры драматизации

• Пальчиковые игры

• Игры с бросовым материалом.

А теперь мне бы очень хотелось рассказать про каждую технологию по подробнее.

Игры с пуговицами - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Как же правильно играть с пуговицами?

1. Рассказываем сказку вместе с ребёнком (возьмём к примеру самую простую сказку –теремок и представим, что мышка будет у нас маленькая серая пуговица, лягушка будет зелёная пуговица и т. д. и с каждым персонажем размер пуговицы увеличивается).

2. Рисуем пуговицами картины

3. Выкладываем разнообразные пуговичные мозаики.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речиВ своей работе мнемотаблицы использую: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью)Разновидности театрализованных игр: спектакль, настольный театр, фланелеграф, игрушки самоделки.

Метод наглядного моделирования: Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа над ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Применение метода наглядного моделирования считается целесообразным, т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать и обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детейразвивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Пальчиковые игры и упражнения. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой игры» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игры с крупамиРазвивающей средой в этих играх выступают: различные виды круп, миски, ложки, поднос, воронка. Пересыпание круп, поиск игрушки, сортировка круп, рисование на манке. Дети с удовольствием рисуют на манной крупе и рассказывают : это солнышко – оно круглое, яркое, лучистое и т. д., с интересом на ощупь определяют что спрятано в коробочке с крупой: шарик, кубик, колокольчик и т. д. и рассказывают о свойствах найденного предмета: шарик круглый, твёрдый, красный и ещё он катится.

Игровые технологии применяемые с целью развития речи и творчества детейпомогают:

• Сделать занятия интересными для детей;

• Учесть индивидуальные способности каждого ребёнка;

• Создать «ситуацию успеха» для каждого воспитанника;

• Повысить познавательную и речевую активность детей с разным уровнем речевого развития.

И самое главное – обучение не является скучным и трудным. Игровые технологии влияют на развитее речи, памяти, мышления, воображения и конечно же взаимоотношения ребят в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....