Консультация для родителей "Роль дидактической игры в развитии ребенка"
консультация (младшая группа)

Гурьянова Евгения Геннадьевна

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольников, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания ребенка. Малышей в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, ребёнок незаметно для себя решает дидактическую задачу. В своей консультации я подробнее хочу вам рассказать о методах и приемах обучения игры с дидактическими играми детей младшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль дидактической игры в развитии ребенка»

Дидактическая игра — это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации.            

        Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения.  Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.

        Классификации дидактических игр, встречающиеся в педагогической литературе: по игровому действию и правилам, познавательной деятельности детей, по обучающему содержанию, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

        Дидактические игры можно разделить на три основных вида: 

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  2. настольно-печатные.
  3. словесные игры.

        Игры с предметами. 

        В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

        Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

        Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

        Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях.

        Существуют следующие виды дидактических игр по игровому действию:

- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать.

- Игры «спрячь и найди». Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

        Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей.

        Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

        Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

        Методика проведения дидактических игр в средней группе.

        У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

        Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

        С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

        Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

        Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

        Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

        При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

        Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара).

        Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

        Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"...

Консультация для родителей. "Дидактические игры для развития ребенка с 2-3 лет".

Играя в дидактические игры, ребенок обучается,  сам того не подозревая....

Консультация для педагогов: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка»

Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры...

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития ребенка с 2–3 лет»

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, орг...

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития ребенка 2– 3 лет»

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, орг...