Буклет для родителей "Осень в творчестве композиторов"
методическая разработка
Информация буклета расширит предствления родителей о творчестве композиторов, поможет при организации прослушивания классических произведний дома.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 168.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.
Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ребёнком и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, увлечение только «легкой» музыкой препятствуют развитию ребенка, обедняют его кругозор.
Уважаемые родители!
В этом буклете мы предлагаем Вашему вниманию музыкальные произведения об осени, которые Вы можете прослушать с детьми дома. А информация буклета поможет Вам лучше понять их и преподнести ребёнку в интересной форме.
Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года».
А. Вивальди "Времена года" Осень
Четыре концерта, объедененные в цикл "Four Seasons" были написаны в 1723 году итальянским композитором Вивальди, которые спустя время стали одним из часто исполняемых музыкантами произведений на скрипичных концертах. Осень - это третий концерт цикла "Времена года".
Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим – гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко, восторженно и постепенно стихают.
Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
П. И. Чайковский "Времена года" Осень
"Охота". Сентябрь
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин
Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов – охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие авторства Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых. Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.
Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.
"Осенняя песнь". Октябрь
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой
В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.
Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
"На тройке". Ноябрь
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов
Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит под копытами мчащихся коней.
Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск
«Североморская школа полного дня»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова
Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...

Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.
Долгосрочный проект: «Музыкальная гостиная» Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...

Вечер творчества композитора В.Я.Шаинского
Развлечение для детей старшей группы совместно с родителями...
Гөлләрем, гөлкәйләрем (Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)
“Гөлләрем, гөлкәйләрем”(Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)Задачи: 1. Расширять знания детей об истории и культуре родного края через знакомство с творчеством В. Агапова. 2...
Времена года в творчестве композиторов , художников и поэтов
Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выраз...
«Музыка для детей» (творчество композитора В.Я. Шаинского): Проект
ПроеПроект предполагает погружение в творчество легендарного детского композитора Владимира Шаинского через просмотр и обсуждение мультфильмов, музыку к которым он написал, непосредственное разучивани...

Сценарий праздника, посвященного творчеству композитора М.И.Красева
Ознакомление с композитором дошкольного классика....


