Нетрадиционное родительское собрание Мастер - класс «Развиваем пальчики — развиваем речь».
план-конспект занятия (младшая группа)

Цель: сформировать практические навыки использования игр на развитие мелкой моторики для стимуляции речевого развития детей 3–4 лет.

Задачи:

  • показать взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речи;
  • обучить родителей эффективным приёмам пальчиковой гимнастики и сенсорных игр;
  • мотивировать к систематическим домашним занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_palchiki.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Нетрадиционное родительское собрание

Мастер - класс «Развиваем пальчики — развиваем речь».

Вторая младшая группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

                                                   с. Кабанск

                                                       2025г.

Цель: сформировать практические навыки использования игр на развитие мелкой моторики для стимуляции речевого развития детей 3–4 лет.

Задачи:

  • показать взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речи;
  • обучить родителей эффективным приёмам пальчиковой гимнастики и сенсорных игр;
  • мотивировать к систематическим домашним занятиям.

Продолжительность: 60 минут.

Формат: интерактивная мастерская с практическими блоками и обменом опытом.

Необходимые материалы:

  • столы для групповой работы;
  • мультимедийное оборудование (по желанию);
  • контейнеры с материалами для станций:
  • крупы (рис, гречка, манка);
  • пуговицы разного размера;
  • прищепки;
  • пластилин, солёное тесто;
  • пинцеты, щипцы;
  • цветные шнурки, нитки;
  • одноразовые тарелки, ложки;
  • бумага, карандаши, фломастеры;
  • мелкие безопасные игрушки;
  • раздаточные материалы (карточки с играми, памятки).

Ход мероприятия

1. Вступление (10 мин)

Приветствие
Родители рассаживаются за столы с материалами. Звучит лёгкая фоновая музыка.

Вводная беседа
Воспитатель:

«Добрый вечер! Сегодня мы поговорим о важном принципе: чем активнее работают пальчики ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Почему это работает? В головном мозге зоны, отвечающие за мелкую моторику и речь, расположены рядом. Тренируя пальчики, мы стимулируем речевые центры. Уже через 1–2 месяца регулярных занятий вы заметите:

  • улучшение звукопроизношения;
  • увеличение словарного запаса;
  • более сложные речевые конструкции».

Мини-опрос (краткие ответы по кругу):

  • Какие игры на развитие пальцев вы используете дома?
  • Замечали ли связь между такими играми и речью ребёнка?
  • С какими трудностями сталкиваетесь?

2. Теоретический блок (10 мин)

Ключевые принципы эффективных занятий:

  1. Регулярность — 5–10 минут ежедневно.
  2. Игровой формат — занятия должны увлекать ребёнка.
  3. Постепенность — от крупных предметов к мелким.
  4. Партнёрство — взрослый участвует, а не контролирует.
  5. Разнообразие — чередуйте виды деятельности.

Возрастные ориентиры (3–4 года):

  • удерживать карандаш, рисовать простые фигуры;
  • застёгивать/расстёгивать крупные пуговицы;
  • нанизывать бусины (Ø ≥ 2 см);
  • пересыпать крупы ложкой;
  • мять и раскатывать пластилин;
  • захватывать предметы пинцетом.

Типичные ошибки родителей:

  • принуждение к занятиям;
  • завышенные требования к результату;
  • использование опасных мелких предметов.

3. Практическая часть — мастер-класс (30 мин)

Родители делятся на 4 группы. Каждая проходит 4 станции по 7–8 минут.

Станция 1. «Сенсорные коробки»

  • Задание 1: пересыпать крупы из тарелки в тарелку ложкой.
  • Задание 2: найти «сокровища» (игрушки) в коробке с крупой.
  • Польза: развитие щипкового хвата, тактильная чувствительность, координация.

Станция 2. «Пластилиновые чудеса»

  • Задание 1: скатать шарики, нанизать на шнурок (бусы).
  • Задание 2: слепить «пирожки» из солёного теста.
  • Польза: укрепление мышц кисти, подготовка к письму, творчество.

Станция 3. «Ловкие прищепки»

  • Задание 1: прицепить прищепки к краю корзины, снять пинцетом.
  • Задание 2: создать «солнышко» (прищепки-лучики) на круге.
  • Польза: точность движений, сила пальцев, концентрация.

Станция 4. «Пальчиковый театр»

  • Задание 1: разыграть диалог с пальчиковыми куклами («Зайчик и Мишка»).
  • Задание 2: нарисовать героев на пальцах, придумать историю.
  • Польза: активизация речи, развитие диалога, воображение.

Общий блок: пальчиковые игры
Разучиваем 3 игры с текстом:

  1. «Сорока-сорока» (массаж пальцев):

Сорока-сорока, кашку варила,
Деток кормила: этому дала…

  1. «Пальчики здороваются» (касания кончиков):

Большой с большим, указательный с указательным…

  1. «Домик» (сложение пальцев):

Вот стоит красивый дом,
В нём мы дружно заживём!

4. Обсуждение и вопросы (7 мин)

Рефлексия (ответы по кругу):

  • Что было самым полезным?
  • Какие игры попробуете дома?
  • Что вызвало затруднения?

Ответы на вопросы:

  • Как мотивировать ребёнка?
    → Начинайте с любимых занятий, играйте вместе, хвалите за попытки.
  • Какие материалы опасны?
    → Мелкие бусины (< 1,5 см), острые края, токсичные краски.
  • Как адаптировать для детей с ОВЗ?
    → Упрощайте задания, используйте крупные предметы, увеличивайте время.

5. Заключение (3 мин)

Практические рекомендации:

  1. Создайте «корзину мелочей» с безопасными предметами разных текстур.
  2. Включите пальчиковые игры в ежедневный ритуал (утро/вечер).
  3. Используйте природные материалы (камешки, шишки, листья).
  4. Хвалите за усилия, а не за результат.
  5. Чередуйте активные и спокойные игры.

Раздаточный материал:

  • карточки с 5 пальчиковыми играми;
  • список безопасных материалов для сенсорных игр;
  • памятка «10 идей для мелкой моторики без затрат»;
  • буклет «Развитие речи через игру».

 «Спасибо за участие! Помните: каждая минута игры с пальчиками — вклад в речь вашего ребёнка. Начните сегодня — и через месяц увидите прогресс. До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация мастер - класс "Играем пальчиками - развиваем речь"

Истоки способностей и дарование детей - на кончиках их пальцев....

Мастер-класс «Тренируем пальчиками, развиваем речь»

Мастер-класс «Тренируем пальчиками, развиваем речь»...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер-класс для детей и их родителей«Развиваем пальчики - улучшаем речь»на тему «Гостинцы для лесного жителя»Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и спосо...

мастер класс играем пальчиками развиваем речь

«Играем пальчиками развиваем речь»...