Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие речи детей"
консультация

Стороженко Ольга Владимировна

Дошкольное детство - уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_rech.docx66.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Золотая рыбка»

Консультация

для родителей

«Влияние музыки

на развитие речи детей»

Подготовила музыкальный

руководитель МБДОУ №8

Стороженко О.В.

г.Приморско-Ахтарск

2025г.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей – дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос передает часть различать звуки на слух, воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Вкратце рассмотрим разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи.

Слушание (восприятие музыки) безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение? мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Интерес детей повышается, если в игровой форме закрепить услышанное:

-- предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

-- предложить муз-дидактическую игру «Узнай и назови произведение».

Пение – безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Перечислю кратко некоторые преимущества певческой деятельности для развития речи:

-- Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

-- Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи.

-- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

-- Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями.

-- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Музыкально – ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералов)

Для развития речи детей мы отмечаем важной в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Лого ритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью лого ритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Упражнения по лого ритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники). 

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития речи детей"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.  Данный материал отвечает на вопрос: "Каковы  же условия ...

Консультация для воспитателей ясельной группы "Развитие речи детей раннего возраста"

Всем известно, что своевременное психическое и личностное развитие детей обеспечивает развитие речи. Но не все знают, что причины нарушений в развитии детей старшего дошкольного возраста  - недос...

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Влияние музыки на развитие речи детей

Развитие речи детей с помощью различных видов музыкальной деятельности...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие речи детей"

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...