Учим детей отгадывать загадки.
консультация

Кочанова Людмила Ивановна
Учить дошкольников отгадывать загадки полезно по нескольким причинам:
  • развитие воображения и логики;
  • развитие аналитических способностей;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие внимания;
  • увеличение словарного запаса и расширение кругозора;
  • развитие социальных навыков
 Таким образом, обучение дошкольников отгадыванию загадок способствует их всестороннему развитию, что важно для подготовки к школьному обучению. moluch.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_otgadyvat_zagadki.docx143.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ.

Учить дошкольников отгадывать загадки необходимо по нескольким причинам:

  • Развитие воображения и логики. Чтобы разгадать загадку, ребёнок рисует в своём воображении необычные картины, пытаясь учесть все вводные данные головоломки.
  • Развитие аналитических способностей. Всё внимание ребёнка сосредотачивается на ключевой характеристике загаданного предмета или явления. Загадка учит находить самый яркий признак описываемого и извлекать из памяти схожие по признаку предметы и явления.
  • Развитие творческого мышления. В поисках решения замысловатой логической задачки ребёнку приходится придумывать множество нестандартных решений, мыслить креативно, фантазировать и рассматривать вопрос со всех сторон.
  • Развитие внимания. Внимательно следя за самыми важными характерными чертами вещей, дети учатся наблюдать за миром вокруг и тем, как он меняется.
  • Увеличение словарного запаса и расширение кругозора. Уникальное свойство загадок — сравнивать несравнимое — заставляет глубже погружаться в разные темы.
  • Развитие социальных навыков. Отгадывание загадок может стать групповой деятельностью, которая требует сотрудничества между детьми.

 Таким образом, обучение дошкольников отгадыванию загадок способствует их всестороннему развитию, что важно для подготовки к обучению в школе.

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(кошка)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-1.jpg

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинные уши,
Белый бок.
(заяц)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-2.jpg

Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-3.jpg

Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
(кошка)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-4.jpg

Голодна - мычит,
Сыта - жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.
(корова)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-5.jpg

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(собака)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-6.jpg

На грядке зелёные,
А в банке солёные.
(огурцы)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-7.jpg

В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется …
(лимон)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag1-8.jpg

 В этом возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку может быть сложно запомнить и соотнести между собой.

   Для детей 4-5 лет тематика загадок будет значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Предлагайте  загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые …
(снежинки)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-1.jpg

Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-2.jpg

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(петух)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-3.jpg

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(ёж)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-4.jpg

Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-5.jpg

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-6.jpg

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-7.jpg

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(репка)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag2-8.jpg

Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

Маленькая собачка
Домик стережёт.
(замок)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-1.jpg

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-2.jpg

Над нами -
Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся.
(мухи)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-3.jpg

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-4.jpg

В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыбка)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-5.jpg

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-6.jpg

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(корова)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-7.jpg

Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы.
(петух)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag3-8.jpg

Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица.
(жук)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-1.jpg

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-2.jpg

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(поезд)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-3.jpg

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.
(карандаш)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-4.jpg

Посреди двора
стоит копна
Спереди - вилы,
сзади - метла.
(корова)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-5.jpg

Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(пила)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-6.jpg

Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-7.jpg

Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка.
(месяц, луна)

http://ds2483.msk.ru/pic/logzag/zag4-8.jpg

Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учим детей отгадывать загадки

родителям на заметку...