Арт-терапия как коррекционное средство развития речи
консультация
Арт-терапия в логопедической практике - это метод использования различных видов искусства и творчества для коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у людей с речевыми расстройствами. Этот подход включает в себя использование рисования, лепки, музыки, театрализованной деятельности и многих других форм творчества для стимулирования речевого развития, улучшения коммуникативных навыков и коррекции речевых дефектов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 444.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Арт-терапия как коррекционное средство развития речи»
Выполнила:
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 11 г.Павлово
Кузьмина А.А.
Арт-терапия в логопедической практике - это метод использования различных видов искусства и творчества для коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у людей с речевыми расстройствами. Этот подход включает в себя использование рисования, лепки, музыки, театрализованной деятельности и многих других форм творчества для стимулирования речевого развития, улучшения коммуникативных навыков и коррекции речевых дефектов.
Как арт-терапия помогает в развитии речи:
- Стимуляция правого полушария мозга: Арт-терапия активизирует правое полушарие, отвечающее за творчество, эмоции, интуицию и образное мышление. Активация этой области может косвенно влиять на языковые функции, особенно если у ребенка есть трудности в этой области.
- Облегчение выражения эмоций: Часто задержки или нарушения речи связаны с эмоциональными блоками или трудностями в выражении себя. Арт-терапия предоставляет безопасный и невербальный способ для выражения эмоций, страхов и переживаний, что может способствовать раскрепощению и желанию говорить.
- Развитие символического мышления: Использование различных материалов и техник для создания образов помогает развивать символическое мышление, которое напрямую связано с развитием речи. Ребенок учится соотносить образы с понятиями и словами.
- Расширение словарного запаса: Во время арт-терапевтических занятий можно стимулировать ребенка к описанию своих работ, используемых материалов, цветов и форм. Это способствует расширению словарного запаса и развитию навыков описания.
- Развитие мелкой моторики: Работа с различными материалами (краски, глина, карандаши) развивает мелкую моторику рук, которая тесно связана с развитием речи.
- Снижение тревожности и напряжения: Арт-терапия помогает снизить тревожность и напряжение, которые могут блокировать речь. Расслабляющая атмосфера и творческий процесс способствуют раскрепощению и желанию общаться.
- Создание позитивного опыта: Арт-терапия создает положительный опыт, связанный с общением и творчеством. Это может повысить мотивацию ребенка к развитию речи.
Арт-терапия представляет собой эффективное средство для развития речи детей, которое родители могут применять дома самостоятельно. Этот подход предполагает активное включение творчества в повседневную жизнь ребенка, что создает комфортные условия для обучения и укрепления речевых навыков.
Занимаясь арт-терапией вместе с родителями, ребёнок учится доверять взрослому, открыто высказываться и проявлять инициативу. Родители становятся участниками процесса, что усиливает интерес ребёнка к выполнению заданий и увеличивает вовлеченность в обучение. Рассмотрим подробнее, как родители могут организовать занятия арт-терапией дома.
- Рисование. Предложите ребёнку нарисовать то, что он хочет сказать или описать. Это может помочь ему выразить свои мысли и чувства через искусство. Обсуждайте с ребёнком его рисунки, задавайте вопросы о том, что он изобразил, и поощряйте его рассказывать об этом.
- Лепка. Используйте пластилин или глину для создания фигурок или сцен. Это может помочь ребёнку выразить свои мысли и эмоции через тактильные ощущения и визуальные образы. Поощряйте ребёнка описывать свои творения и рассказывать истории о них.
- Музыка. Играйте музыку разных жанров и обсуждайте с ребёнком его впечатления. Попросите его описать свои чувства и эмоции, которые вызывает музыка. Пение песен также может помочь развить вокальные навыки и улучшить дикцию.
- Театрализованная деятельность. Создайте вместе с ребёнком небольшой спектакль или сценку. Это может быть, как импровизация, так и заранее подготовленный сценарий. Репетиции и выступления помогут ребёнку преодолеть страх перед публичными выступлениями, улучшить дикцию и выразительность речи.
- Творческие рассказы. Придумывайте вместе с ребёнком истории, используя различные предметы или картинки как стимул для воображения. Это поможет развить связную речь и воображение. Просите ребёнка пересказывать историю, менять сюжет или добавлять детали.
- Коллажи. Предложите ребёнку создать коллаж на заданную тему. Это может быть что-то простое, например, «Мой любимый день» или «Моя семья». Обсуждение коллажа поможет ребёнку выразить свои мысли и чувства.
- Использование подручных материалов для творчества. Например, создание узоров из макарон, бумажных фигурок или аппликаций. Это не только развивает мелкую моторику, но и стимулирует речевую активность, когда ребёнок рассказывает о своём творчестве.
- Игры с использованием искусства. Например, можно создать «галерею» из рисунков ребёнка и попросить его рассказать о каждом изображении, описать его сюжет, персонажей и т. д.
- Игры с песком. Работа с песком оказывает успокаивающее воздействие и помогает выражать эмоции. Например, предложите ребенку создать определенную композицию из песка, разместить в нем различные предметы и разыграть сюжет.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Экспериментируйте с различными видами искусства и творчества, чтобы найти то, что лучше всего подходит для вашего ребёнка. Создавайте доверительную и поддерживающую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно и комфортно. Сделайте занятия регулярными, выделяя хотя бы полчаса ежедневно для совместного творчества. Также рекомендуется консультироваться с логопедом или специалистом по арт-терапии для получения более индивидуальных рекомендаций.
Таким образом, арт-терапия является мощным инструментом для развития речи детей, доступным каждому родителю. Она помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, выразить свои эмоции и чувства, а также способствует развитию речи через стимуляцию различных областей мозга и развитие мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное средство развития речи Су- Джок терапия «Чудо пальчики»
Задача мероприятия: познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей применяемых на занятиях....

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников
Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»
Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мерна своевременное обеспечение каждому ребёнк...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"
Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...

Мастер- класс для родителей Тема: «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми в развитии мелкой моторики» «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития речи детей».
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить, потрогав, показав что – либо движением. Поэтому на пр...




