Развитие связной речи детей с помощью словесных игр
консультация (старшая группа)
Важность использования словесных игр для развития связной речи, активизации словаря и звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговорный язык является средством общения между людьми. Человек, где бы он ни находился, с кем бы ни общался, должен без колебаний высказывать свое мнение, вести беседу, говорить.
Язык – это, во-первых, инструмент, который помогает нам выражать наши представления, мысли, а во-вторых – способствует формированию нашего сознания, обогащению, дальнейшему обучению ребенка, развивает его мыслительные способности и способствует развитию интеллекта.
Очень велика роль воспитателя в обучении детей коммуникативной культуре, умении правильно произносить звуки и выражать свои мысли в соответствующей последовательности, содержательно и связно, без спешки.
Научить ребенка правильно говорить, увеличить словарный запас, выразить свое мнение в доступной, понятной для окружающих форме – главная задача воспитателей детских садов.
Развитие речи в первую очередь зависит от того, насколько богат словарный запас. Это пополнение словарного запаса детей, развитие связной речи и достижение грамматически правильной речи, забота об их личностном развитии. А углубление смысла речи связано с увеличением словарного запаса за счет существительных, прилагательных, глаголов.
Во время образовательной деятельности, при знакомстве с окружающим миром дети слышат названия увиденных предметов, знакомятся с их качествами. Часть этих слов активизируется в речи ребенка, к другим ребенок обращается редко, так как еще не имеет потребности в употреблении в повседневной речи. Это уже составляет пассивный словарный запас.
Основная часть речевой работы заключается в обучении грамотному употреблению слова, умению правильно произносить слова, стремлении к красивой, понятной речи, внимательности.
При знакомстве ребенка с окружающими предметами необходимо уделять внимание развитию его речи. Знакомя с предметами, их названиями, в словесных играх выгодно использовать эти названия в разных вариантах. Такие игры расширяют смысловое содержание слов в сознании ребенка, учат составлять различные словосочетания.
Словесные игры выгодны как воспитательное средство, так как в них воспитываются такие прекрасные качества, как коллективность, дружелюбие, внимательность, отзывчивость, а также уважение к родному языку, прошлому, традициям, обычаям нашего народа, гордость за свою нацию. Поэтическое построение словесных игр воспитывает у детей эстетический вкус, способствует развитию навыков связной речи.
К первой группе относятся игры, позволяющие различать основные признаки предметов, явлений. Например, игры «Да – нет», «Магазин игрушек», «Радио», «Найди ответ».
Ко второй группе относятся игры, направленные на развитие у детей навыков противопоставления, сравнения. Например, «Похоже – не похоже», «Так или нет?».
К третьей группе относятся игры, направленные на обобщение, группирование предметов по различным признакам: «Кому что нужно?», «Скажи одним словом».
Игры, направленные на развитие внимания, терпения, смекалки, составляют четвёртую группу. Это игры «Сломанный телефон», «Улетел-улетел», «Не надо Белой вороны» и другие.
Участники словесной игры должны быть старательными, ловкими, терпеливыми, а некоторые игры требуют от малышей умения петь и танцевать.
Учитывая психологические особенности детей, выделим несколько основных направлений в организации игровой деятельности:
– развитие мышления, воображения ребенка;
– включение игры в любой вид деятельности ребенка, в режимные моменты;
– учитывать характер, темперамент, личные возможности, желания каждого ребенка.
При организации детской игры необходимо помнить об этих правилах.
1. Не пытайтесь заменить игру другим занятием.
2. Используйте игру во всех сферах жизни ребенка.
3. Если ребенок приглашает вас поиграть, радуйтесь, это значит, что он любит вас и доверяет вам.
4. Играя с ребенком, забывайте, что вы взрослый человек.
5. Не наказывайте ребенка лишением игры.
6. Постарайтесь более спокойно относиться к ребенку, нарушающему правила игры.
7. Не навязывайте роли во время игры.
Работа по внедрению в активную речь новых слов, знакомых на занятиях, уточнению и пополнению словарного запаса детей ведется воспитателем в различных режимах. Неоценима роль дидактических игр в обогащении словаря детей именами, глаголами и прилагательными. Эти игры не требуют какого-либо оборудования и являются словесными дидактическими играми.
Чтобы обогатить словарь именами, можно поиграть в игры «Скажи одним словом!», «Что пропало?», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Выстраивайте предметы в том порядке, в котором я их говорю!» Начинать игры нужно с 2–3 игрушек или предметов, улучшая память ребенка, увеличивая его внимание. Также обогащает словарь именами использование тематических лото, иллюстрированных домино, решение головоломок, кроссвордов, сканвордов (для детей).
Речь детей очень бедна глаголами. Глаголы следует учить употреблять в точном, соответствующем, правильном значении. Дети с удовольствием играют в игры «Скажи по-другому!», «Как что-то кричит?», «Что летает, плывет, бежит», «Исправь ошибку!», «Накрой стол!», «Кто что делает».
Для обогащения словарного запаса детей качествами, формирования активного словарного запаса необходимо помочь им найти подходящее слово «Скажи по-другому», «Скажи обратное!» (красивое – уродливое, большое – маленькое, черное – белое и т. д.), «Скажи иначе!» (красивый – милый, обаятельный, храбрый – смелый, бесстрашный, ловкий).
Обогащая, уточняя, уточняя словарный запас детей, проводя последовательную, целенаправленную работу, каждый ребенок повышает уровень речевого развития, совершенствует общение, понимание друг друга, помогает усвоить все тонкости родного языка.
В народных поговорках, частушках, песнях, пословицах много говорится о значении языка, красивой, правдивой речи. Зная место каждого слова, подбирая их по крупицам, речь говорящего ласкает уши, доходит до души, легко понимается. Точное, уместное, правильное использование слов определяет культуру речи. Только когда словарь богат, можно подобрать слова и найти именно то, что нужно. Поэтому одной из важнейших задач развития речи детей является уточнение, пополнение, активизация словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей с помощью мнемотаблиц
Консультация для родителей воспитанников с ОНР и ЗПР...

РОЛЬ СЛОВЕСНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о роли словесных игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; о том, как важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение ...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...

Использование дидактических и словесных игр в развитие связной речи детей.
презентация для выступления на пед совете...

Конспект квест-игры по развитию связной речи детей с помощью карт Проппа " Загадочное письмо"
С помощью карт Проппа дети легко анализируют структуру сказки, разбив её на функци, что помогает лучше усвоить содержание сказки и облегчает пересказ. Карты развивают в...
Выступление на РМО на тему "Развитие связной речи детей 6 – 7 лет с помощью учебно – методического комплекса «Речь : Плюс» Речевое развитие в детском саду».- 2023 г.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качест...
Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.
Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь. Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мн...