Информационный буклет для родителей «Зачем знакомить дошкольников с малыми формами фольклора народов России?»
материал (старшая группа)
Зачем знакомить дошкольников с пословицами?
Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.
Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, понимать смысл, иносказательную особенность и красоту фразы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 430.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем знакомить дошкольников с пословицами?
Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, понимать смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей помогает им в вербальном общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, развивает словесно-логическое мышление, учит устанавливать причинно-следственных связи между происходящими событиями, развивает творческие способности, помогает в личностном становлении ребёнка.
Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда».
«Готовь сани летом, а телегу - зимой».
Игры и упражнения:
1. «Закончи пословицу». Взрослый произносит начало, а ребёнок заканчивает пословицу.
2. «Объяснялки», «Подбери картинку». Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Или подбирают к пословице соответствующую иллюстрацию, картинку, фотографию и т.д.
3. Иллюстрирование пословиц: ребёнку предлагается нарисовать любую понравившуюся пословицу и вспомнить её название.
4. Моделирование пословиц: С помощью кукол, театральных персонажей, предметов-заместителей дети разыгрывают разнообразные ситуации.
5. Инсценирование пословиц: Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
6. Подбор пословиц к определённому действию: Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи - своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело - гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения.
7. «Восстанови пословицу и объясни её»: Взрослый говорит пословицу, изменяя её окончание, ребёнку необходимо вспомнить и произнести правильный вариант.
8. «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы». Даются слова, например: дороже, добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).
9. «Подбери к предмету пословицу». Взрослый показывает карточку с предметом, а ребёнок называет пословицу (перо – что написано пером, то не вырубишь топором; камень – под лежачий камень вода не потечет.
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
«Яблоко от яблони не далеко падает».
Подборка пословиц народов России
Русская пословица | Аналог народов России |
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. | Любишь рыбу есть, люби и в воду лезть (чувашская) |
Терпенье и труд все перетрут. | Старательный и в камень гвоздь забьёт (татарская) |
Любишь кататься — люби и саночки возить. | Любишь рыбку кушать – люби и в холодной воде мёрзнуть (мордовская) |
Кончил дело – гуляй смело. | По труду и отдых (тат.) |
Волка бояться – в лес не ходить. | Кто боится, тот всю жизнь дрожит (морд.) |
Дело мастера боится. | Парню и семидесяти ремёсел мало (тат.) Кто не боится работы, станет мастером (чув.) |
Без кота мышам раздолье. | Где спят кошки, там хозяева – мышки (чув.) |
Не место красит человека, а человек место. | Для хорошего пахаря и плохая земля хороша (морд.) |
Что посеешь, то и пожнёшь. | Что припасёшь, то и понесёшь (чув.) Что сошьёшь, то и поносишь (морд.) |
Яблоко от яблони недалеко падает. | Какова яблоня, таково и яблоко (морд.) |
Показывает дорогу, а сам в болото лезет. | У заблудшего дороги не спрашивают (тат.) |
Видна птица по полёту. | Хоть ворон и высоко летает, он не |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | Друг дороже денег (тат.) Надежный друг цены не имеет (чув.) |
Кто рано встаёт, тому Бог даёт. | Рано встанешь – много сделаешь (морд.) |
Лучше синица в руке, чем журавль в небе. | Не упусти синицу в погоне за журавлём (тат.) |
Из огня да в полымя. | Убежал от дождя, да в град попал (тат.) |
Купить кота в мешке. | Купить, закрыв глаза (морд.) |
Труд человека кормит, а лень портит. | Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи. |
Информационный буклет
для родителей
детей дошкольного возраста
«Зачем знакомить дошкольников с малыми формами фольклора народов России?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Консультация для воспитателей по использованию малых фольклорных форм в работе....








