Информационный буклет для родителей «Зачем знакомить дошкольников с малыми формами фольклора народов России?»
материал (старшая группа)

Горбунова Татьяна Викторовна

Зачем знакомить дошкольников с пословицами?

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова,  понимать смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_buklet.docx430.26 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем знакомить дошкольников с пословицами?

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова,   понимать  смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей помогает им в вербальном общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, развивает словесно-логическое мышление, учит устанавливать причинно-следственных связи между происходящими событиями, развивает творческие способности, помогает в личностном становлении ребёнка.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

20180516_235339.jpg«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». 20180516_235406.jpg «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда».

20180516_235350.jpg «Готовь сани летом, а телегу - зимой».

Игры и упражнения:

1. «Закончи пословицу». Взрослый произносит начало, а ребёнок заканчивает пословицу.

2. «Объяснялки», «Подбери картинку». Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Или подбирают к пословице соответствующую иллюстрацию, картинку, фотографию и т.д.

3. Иллюстрирование пословиц: ребёнку предлагается нарисовать любую понравившуюся пословицу и вспомнить её название.

4. Моделирование пословиц: С помощью кукол, театральных персонажей, предметов-заместителей дети разыгрывают разнообразные ситуации.

5. Инсценирование пословиц: Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

6. Подбор пословиц к определённому действию: Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи - своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело - гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения.

7. «Восстанови пословицу и объясни её»: Взрослый говорит пословицу, изменяя её окончание, ребёнку необходимо вспомнить и произнести правильный вариант.

8. «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы». Даются слова, например: дороже,  добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).

9. «Подбери к предмету пословицу». Взрослый показывает карточку с предметом, а ребёнок называет пословицу (перо – что написано пером, то не вырубишь топором; камень – под лежачий камень вода не потечет. 

      IMG-7cef2ed38e89647b055c7b72d87f9266-V.jpg«Что посеешь, то и пожнешь».

IMG-247292519acbacfc208ad6ca90256241-V.jpg«Любишь кататься, люби и саночки возить».

IMG-aa60599a522c9505f36c3cfc1d566ce7-V.jpg«Яблоко от яблони не далеко падает».

Подборка пословиц народов России

Русская пословица

Аналог народов России

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь рыбу есть, люби и в воду лезть (чувашская)

Терпенье и труд все перетрут.

Старательный и в камень гвоздь забьёт (татарская)

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь рыбку кушать – люби и в холодной воде мёрзнуть (мордовская)

Кончил дело – гуляй смело.

По труду и отдых (тат.)

Волка бояться – в лес не ходить.

Кто боится, тот всю жизнь дрожит (морд.)

Дело мастера боится.

Парню и семидесяти ремёсел мало (тат.)

Кто не боится работы, станет мастером (чув.)

Без кота мышам раздолье.

Где спят кошки, там хозяева – мышки (чув.)

Не место красит человека, а человек место.

Для хорошего пахаря и плохая земля хороша (морд.)

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что припасёшь, то и понесёшь (чув.)

Что сошьёшь, то и поносишь (морд.)

Яблоко от яблони недалеко падает.

Какова яблоня, таково и яблоко (морд.)

Показывает дорогу, а сам в болото лезет.

У заблудшего дороги не спрашивают (тат.)

Видна птица по полёту.

Хоть ворон и высоко летает, он не

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг дороже денег (тат.)

Надежный друг цены не имеет (чув.)

Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Рано встанешь – много сделаешь (морд.)

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не упусти синицу в погоне за журавлём (тат.)

Из огня да в полымя.

Убежал от дождя, да в град попал (тат.)

Купить кота в мешке.

Купить, закрыв глаза (морд.)

Труд человека кормит, а лень портит.

Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи. 

Информационный буклет

для родителей

детей дошкольного возраста

«Зачем знакомить дошкольников с малыми формами фольклора народов России?»

Forum_russian_peoples.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Консультация для воспитателей по использованию малых фольклорных форм в работе....