Выступление на родительском собрании на тему " Создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста."
консультация (младшая группа)
Создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета.
Поэтому в своей работе педагог ставит и решает следующие задачи:
1.Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2.Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
3.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.
Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.
Игры на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Если дети испытывают трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, педагог исправляет ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае нужно использовать эффективный прием - любое понятие связывать в представлении ребёнка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).
Таким образом, роль дидактических игр по сенсорике в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста несомненна. Особый акцент в работе нужно делать на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
1.«Чудесный мешочек».
2.«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку).
3.«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
4.«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
5.«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
1.«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
2.«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
3.«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).
4.«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
1.«Сравни предметы по высоте».
2.«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).
3.«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
4.«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
5.«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
1.«Какого цвета не стало?»
2.«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).
3.«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).
4.«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).
5.«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
Вэтом выступлении говорится о роли подвижных игр в умственном, нравственном воспитании,отом, что подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и ...

Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»
В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всесто...

План работы по теме самообразования «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» на 2014 -2015гг.
«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»...

Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье»
Консультация для родителей посвящена сенсорному развитию детей группы раннего развития...
Статья "Создание условий для физического развития детей младшего возраста"
Создание условий для физического развития детей младшего возраста....

