Методическая консультация для педагогов: «Использование новогоднего периода для музыкального развития и создания праздничной атмосферы в группе» ГБДОУ №5 Калининского района СПБ
консультация (старшая группа)
Консультация предоставляет воспитателям практические инструменты и идеи для интеграции музыкальной деятельности в ежедневную образовательную работу в предновогодний период для всестороннего развития детей и создания эмоционально насыщенной среды.
Содержание:
1. Организация музыкально-предметной среды группы (Музыкальный уголок «В гостях у Зимушки»)
2. Музыкальное насыщение режимных моментов (Фоновая и организующая музыка)
3. Система музыкально-игровой деятельности (От простого к сложному)
4. Интеграция с другими образовательными областями
5. Взаимодействие с семьями воспитанников (Музыкальный мост «Детский сад — дом»)
6. Подготовка к утреннику: психологический и музыкальный аспекты
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая консультация для педагогов: «Использование новогоднего периода для музыкального развития и создания праздничной атмосферы в группе»
Подготовил музыкальный руководитель Александрова Т.В.
Цель: Предоставить воспитателям практические инструменты и идеи для интеграции музыкальной деятельности в ежедневную образовательную работу в предновогодний период для всестороннего развития детей и создания эмоционально насыщенной среды.
Введение:
Декабрь — уникальное время, когда сама атмосфера наполнена ожиданием чуда. Это открывает широкие возможности для педагога в области художественно-эстетического развития, в частности, музыкального воспитания. Музыка становится не просто занятием по расписанию, а сквозным элементом, организующим, вдохновляющим и объединяющим детский коллектив.
1. Организация музыкально-предметной среды группы (Музыкальный уголок «В гостях у Зимушки»)
Создайте в группе тематическое пространство, стимулирующее самостоятельную музыкальную деятельность.
- Атрибуты: Разместите в доступном месте детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, колокольчики, металлофоны), в том числе изготовленные своими руками («шумелки» и «гремелки» из бросового материала).
- Дидактические материалы: Подборка иллюстраций на зимнюю тему, карточки с нотами-снежинками, портреты композиторов (П.И. Чайковский).
- Аудиозона: Возможность (с помощью педагога) включить запись заранее подготовленного плейлиста. Используйте наглядные символы (картинка «танцующей девочки» — для танца, «поющего соловья» — для песен).
2. Музыкальное насыщение режимных моментов (Фоновая и организующая музыка)
- Утро, прием детей: Звучат спокойные, светлые инструментальные композиции (обработки новогодних мелодий, вальсы из «Щелкунчика»), создающие доброжелательный настрой.
- Занятия продуктивной деятельностью (лепка, рисование, аппликация): Включайте музыку, созвучную теме: «Танец снежинок» — для рисования снегопада, бодрая «Камаринская» — для лепки веселых снеговиков. Предлагайте детям передать в движении карандаша или в пластилине характер услышанного.
- Динамические паузы и пробуждение после сна: Используйте ритмичные, но не резкие мелодии для коротких тематических разминок («Зарядка для Деда Мороза», «Пройди как сказочный лед»). Эффективны игровые упражнения «Сугробы и метель» (громко/тихо, быстро/медленно).
3. Система музыкально-игровой деятельности (От простого к сложному)
Строить работу следует по принципу усложнения.
- 1-2 неделя декабря: Знакомство и восприятие.
- Слушание и обсуждение: «Чем похожи и чем отличаются «В лесу родилась елочка» и «Маленькой елочке»?».
- Просмотр фрагментов мультфильма или балета «Щелкунчик» с последующей беседой: «Какой инструмент изображает Мышиного короля? А фею Драже?».
- Подвижная игра «Снежинки и ветер» (под плавную музыку — кружимся, под резкую и громкую — «разлетаемся»).
- 3-4 неделя декабря: Активное музицирование и творчество.
- Разучивание и отработка песен и хороводов для утренника в игровой форме (не «зубрежка», а «помоги Снегурочке запомнить слова»).
- Игра в шумовом оркестре: распределяем партии (кто стучит, кто шуршит, кто звенит) и аккомпанируем знакомой мелодии.
- Творческое задание: «Придумай танец для своего снежика-помощника». Работа в мини-группах.
4. Интеграция с другими образовательными областями
- Познавательное развитие: Проект «Путешествие новогодней мелодии». Изучаем, как празднуют Новый год в других странах, слушаем их музыку (немецкие гимны, итальянские народные песни).
- Речевое развитие: Сочинение простых рифмованных строчек для своей песенки, инсценировка песни-диалога («Где-то на белом свете…»).
- Социально-коммуникативное развитие: Коллективное создание музыкальной сказки-импровизации, где каждый отвечает за свой «звук» или движение. Воспитание умения слушать друг друга в ансамбле.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников (Музыкальный мост «Детский сад — дом»)
- Информационный стенд: Рубрика «Домашняя нотка» с текстами разучиваемых песен, аудиосоветами («Как весело спеть эту песню в машине?»).
- Домашнее задание-игра: «Угадай мелодию» — предложить родителям дома включить фрагмент знакомой песни в необычной аранжировке (джаз, рок), чтобы ребенок узнал ее.
- Совместный проект: Создание «Альбома зимних звуков» — дети с родителями записывают (рисуют) звуки зимы (скрип снега, звон сосулек, новогодние мелодии из магазина).
6. Подготовка к утреннику: психологический и музыкальный аспекты
- Избегайте механического заучивания. Объясняйте смысл слов, проигрывайте ситуации.
- Для снятия напряжения перед выступлением используйте дыхательные и артикуляционные упражнения в игровой форме («Сдуем снежинку с носа», «Покажем язычком, как бьют часы»).
- На самом утреннике роль воспитателя — эмоциональная поддержка, организация детей «за кулисами» и активная, заинтересованная реакция в зрительном зале как пример для родителей.
Заключение:
Период подготовки к Новому году — это не время «прохождения» праздничного репертуара, а ресурсный период для творческого роста педагога и детей. Через разнообразную музыкальную деятельность мы развиваем эмоциональный интеллект, чувство ритма, слух, память, воображение и, что самое важное, умение радоваться и создавать праздник вместе.
Удачного и гармоничного Нового года в вашей группе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Консультация для педагогов "Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности"
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музы...

Консультация для педагогов « Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование...
Консультация для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ...

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровь...

Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...
Консультация для педагогов «Использование многообразия видов подвижных игр с целью создания условий для реализации потребности в двигательной активности, успешной социализации, проявления воспитанниками инициативы, самостоятельности и творчества»
Консультация для педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, старших воспитателей) «Использование многообразия видов подвижных игр с целью создания условий для реализации ...
