Консультация для педагогов "Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности"
методическая разработка по теме

Пастухова Галина Михайловна

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskogo_sada.docx22.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов  детского  сада.

 « Использование  элементов  логоритмики  в музыкальной  деятельности» 

Автор: Пастухова  Галина Михайловна, музыкальный руководитель, первая квалификационная категория
город Коряжма,  Архангельской  области,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 5 «Журавлик»

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

1.        Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.        Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

На подготовительном этапе  используются  упражнения на развитие:

•        Общих речевых навыков - дыхание, голоса. Это различные распевки.

•        Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;

•        Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);

•        Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

•        развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

•        формирование правильного дыхания;

•        развитие способности ориентироваться в пространстве;

•        выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

•        развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

•        формирование навыка релаксации;

•        развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

(Предоставляется  слово  учителю – логопеду.)

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например:

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный   анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений использую разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки откиндер - сюрпризов)

•        “Ложкари” (ложки разных размеров)

•        “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)

•        “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

•        “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.

Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а  в последствии самостоятельно.

     Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

В своей работе  использую  литературу:

  • М.Ю. Картушина  « Конспекты логоритмических  занятий  с  детьми  2- 3 лет»
  • М.Ю. Картушина  « Конспекты логоритмических  занятий  с  детьми  4- 5лет»
  • М.Ю. Картушина  « Конспекты логоритмических  занятий  с  детьми 6 -7 лет»
  • О.С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным  сопровождением»
  • О.Н. Громова  «Игры – забавы по развитию мелкой  моторики  у детей»
  • М.Ю. Картушина  « Зеленый огонек здоровья»

(программа формирования здоровья детей дошкольного возраста)

  • Е.М. Поплянова  «А мы на уроке играем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

Содержание:1) "Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Презентация "Элементы логоритмики на музыкальных занятиях"

Из опыта работы музыкального руководителя Фролкиной С.Б....

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

 Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей рабо...