Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания».
материал (старшая группа)
Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания»
Цель: Показать родителям воспитательный потенциал народных сказок, научить осознанно использовать их для формирования нравственных качеств ребенка.
Задачи:
- Раскрыть роль сказки в эмоциональном и моральном развитии детей.
- Проанализировать, как в сказках зашифрованы вечные нравственные уроки.
- Дать практические рекомендации по выбору сказок и организации их чтения/обсуждения.
- Способствовать укреплению традиции семейного чтения.
Форма проведения: Семинар-практикум с элементами дискуссии.
Участники: Родители, воспитатель, возможно – детский психолог/логопед.
Оборудование:
- Проектор для презентации (слайды с тезисами, иллюстрациями к сказкам, цитатами).
- Выставка детских книг – народные сказки разных народов, качественно иллюстрированные издания.
- Раздаточный материал: «Памятка для родителей по чтению сказок», список рекомендуемых сказок по возрастам.
- Листы бумаги, ручки для участников.
- Музыкальный фон (тихая народная инструментальная музыка).
Ход собрания:
I. Вступительная часть (10-15 минут)
- Приветствие. Звучит спокойная музыка. Воспитатель приветствует родителей.
- Эпиграф к собранию (на экране или плакате):
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (В.А. Сухомлинский)
- Введение в тему. Краткая речь о том, что в современном мире гаджетов и быстрой информации сказка остается уникальным, проверенным веками инструментом общения с ребенком. Она говорит с ним на языке образов, затрагивает душу и учит самому главному – отличать добро от зла.
- Мозговой штурм «Ассоциации»: Родителям предлагается быстро назвать слова-ассоциации со словом «народная сказка» (мудрость, добро, победа, страх, Баба-Яга, Иван-дурак, урок, традиция и т.д.). Все слова кратко записываются. Вывод: сказка многогранна, она не только развлекает, но и учит, и даже пугает, готовя к жизненным трудностям.
II. Основная (теоретико-практическая) часть (40-50 минут)
1. Мини-лекция «Почему именно НАРОДНАЯ сказка?»
- Простота и глубина: Четкое деление на добрых и злых героев (для малыша это важно). Ясный сюжет: завязка, испытание, победа.
- Нравственный кодекс: В сказках заложены базовые ценности: доброта побеждает зло («Крошечка-Хаврошечка»), ум и смекалка ценнее силы («Каша из топора»), жадность и лень наказуемы («По щучьему веленью» в контексте Емелиной лени в начале), а трудолюбие и скромность вознаграждаются («Морозко»).
- Психотерапевтическая функция: Сказка помогает проживать страхи (образ Бабы-Яги, Кощея), дает надежду на победу слабого над сильным, предлагает модели выхода из сложных ситуаций.
- Связь поколений: Это культурный код, который передается из уст в уста, создавая основу идентичности.
2. Практикум «Читаем между строк: примеры из сказок»
Работа в малых группах (3-4 человека). Каждой группе дается название сказки и вопросы для анализа.
- Группа 1: «Гуси-лебеди». Чему учит? (Послушание, ответственность за младших, умение просить помощи, решительность).
- Группа 2: «Теремок» / «Репка». Чему учит? (Дружба, взаимовыручка, сила коллектива, гостеприимство).
- Группа 3: «Лисичка-сестричка и волк». Чему учит? (Осторожность, не будь слишком доверчив, на обман отвечают обманом).
- Группа 4: «Иван-царевич и Серый Волк». Чему учит? (Верность слову, дружба, целеустремленность, что за проступок приходится расплачиваться).
Обсуждение: Каждая группа кратко озвучивает свои выводы.
3. Как правильно читать сказки? Советы от педагога/психолога.
- Выбор по возрасту: Малышам (2-4) – простые цепочные сказки («Колобок», «Репка»). Детям 4-6 лет – волшебные сказки с ясной моралью, но без излишней жестокости.
- Активное чтение: Обсуждайте поступки героев («Почему Машенька убежала от гусей?»), задавайте вопросы («А как бы ты поступил на месте Ивана?»), рассматривайте иллюстрации.
- «Не бойтесь страшного»: Образы отрицательных героев важны. Они помогают в безопасной обстановке научиться справляться со страхом.
- Интонация и паузы: Читайте выразительно. Иногда лучше не дочитать, оставив интригу на завтра.
- Ритуал: Сделайте чтение перед сном особым временем близости и доверия.
III. Рефлексия и обмен опытом (15-20 минут)
- Дискуссия «Сказка в нашем доме»:
- Какие сказки любит ваш ребенок?
- Были ли ситуации, где пример из сказки помог разрешить конфликт или объяснить норму поведения?
- Как вы относитесь к современным интерпретациям и мультфильмам по сказкам?
- Презентация выставки книг. Краткий обзор качественных изданий, важность хороших иллюстраций.
IV. Заключительная часть (10 минут)
- Раздача памяток. Памятка включает ключевые тезисы собрания и практические советы.
- Итог. Воспитатель подводит итоги: народная сказка – это не просто «бабушкины истории», а мощный педагогический инструмент, который в увлекательной форме воспитывает в ребенке честность, смелость, милосердие и умение делать выбор. Это мост между поколениями и основа культурного иммунитета.
- «Домашнее задание» для родителей:
- Вспомнить и рассказать ребенку сказку из своего детства.
- Нарисовать с ребенком любимого сказочного героя.
- Устроить семейный просмотр хорошего советского или современного качественного мультфильма-сказки с последующим обсуждением.
- Обратная связь. Родителям предлагается оставить короткий отзыв или пожелание на стикерах при выходе.
Приложение: Примерный вид раздаточной памятки
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитываем сказкой»
- Читайте, а не просто включайте аудио-версию. Ваш голос, интонация и близость – главные «воспитатели».
- Подбирайте сказки по возрасту. Не торопитесь с жестокими или слишком сложными сюжетами.
- Обсуждайте! Задавайте вопросы: «Кто поступил хорошо?», «Почему герой попал в беду?», «Как бы ты закончил сказку?».
- Обращайте внимание на пословицы и поговорки в сказках – это концентрат народной мудрости.
- Играйте в сказку! Разыгрывайте сценки, лепите, рисуйте героев. Это помогает глубже понять смысл.
- Не упрощайте мир. Наличие в сказке зла и несправедливости помогает ребенку научиться с ними справляться.
- Повторяйте любимые сказки. Это дает ребенку чувство стабильности и понимание.
Сказки для разных возрастов:
- 2-4 года: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
- 4-6 лет: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка».
- 6+ лет: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания»
Цель: Показать родителям воспитательный потенциал народных сказок, научить осознанно использовать их для формирования нравственных качеств ребенка.
Задачи:
- Раскрыть роль сказки в эмоциональном и моральном развитии детей.
- Проанализировать, как в сказках зашифрованы вечные нравственные уроки.
- Дать практические рекомендации по выбору сказок и организации их чтения/обсуждения.
- Способствовать укреплению традиции семейного чтения.
Форма проведения: Семинар-практикум с элементами дискуссии.
Участники: Родители, воспитатель, возможно – детский психолог/логопед.
Оборудование:
- Проектор для презентации (слайды с тезисами, иллюстрациями к сказкам, цитатами).
- Выставка детских книг – народные сказки разных народов, качественно иллюстрированные издания.
- Раздаточный материал: «Памятка для родителей по чтению сказок», список рекомендуемых сказок по возрастам.
- Листы бумаги, ручки для участников.
- Музыкальный фон (тихая народная инструментальная музыка).
Ход собрания:
I. Вступительная часть (10-15 минут)
- Приветствие. Звучит спокойная музыка. Воспитатель приветствует родителей.
- Эпиграф к собранию (на экране или плакате):
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (В.А. Сухомлинский)
- Введение в тему. Краткая речь о том, что в современном мире гаджетов и быстрой информации сказка остается уникальным, проверенным веками инструментом общения с ребенком. Она говорит с ним на языке образов, затрагивает душу и учит самому главному – отличать добро от зла.
- Мозговой штурм «Ассоциации»: Родителям предлагается быстро назвать слова-ассоциации со словом «народная сказка» (мудрость, добро, победа, страх, Баба-Яга, Иван-дурак, урок, традиция и т.д.). Все слова кратко записываются. Вывод: сказка многогранна, она не только развлекает, но и учит, и даже пугает, готовя к жизненным трудностям.
II. Основная (теоретико-практическая) часть (40-50 минут)
1. Мини-лекция «Почему именно НАРОДНАЯ сказка?»
- Простота и глубина: Четкое деление на добрых и злых героев (для малыша это важно). Ясный сюжет: завязка, испытание, победа.
- Нравственный кодекс: В сказках заложены базовые ценности: доброта побеждает зло («Крошечка-Хаврошечка»), ум и смекалка ценнее силы («Каша из топора»), жадность и лень наказуемы («По щучьему веленью» в контексте Емелиной лени в начале), а трудолюбие и скромность вознаграждаются («Морозко»).
- Психотерапевтическая функция: Сказка помогает проживать страхи (образ Бабы-Яги, Кощея), дает надежду на победу слабого над сильным, предлагает модели выхода из сложных ситуаций.
- Связь поколений: Это культурный код, который передается из уст в уста, создавая основу идентичности.
2. Практикум «Читаем между строк: примеры из сказок»
Работа в малых группах (3-4 человека). Каждой группе дается название сказки и вопросы для анализа.
- Группа 1: «Гуси-лебеди». Чему учит? (Послушание, ответственность за младших, умение просить помощи, решительность).
- Группа 2: «Теремок» / «Репка». Чему учит? (Дружба, взаимовыручка, сила коллектива, гостеприимство).
- Группа 3: «Лисичка-сестричка и волк». Чему учит? (Осторожность, не будь слишком доверчив, на обман отвечают обманом).
- Группа 4: «Иван-царевич и Серый Волк». Чему учит? (Верность слову, дружба, целеустремленность, что за проступок приходится расплачиваться).
Обсуждение: Каждая группа кратко озвучивает свои выводы.
3. Как правильно читать сказки? Советы от педагога/психолога.
- Выбор по возрасту: Малышам (2-4) – простые цепочные сказки («Колобок», «Репка»). Детям 4-6 лет – волшебные сказки с ясной моралью, но без излишней жестокости.
- Активное чтение: Обсуждайте поступки героев («Почему Машенька убежала от гусей?»), задавайте вопросы («А как бы ты поступил на месте Ивана?»), рассматривайте иллюстрации.
- «Не бойтесь страшного»: Образы отрицательных героев важны. Они помогают в безопасной обстановке научиться справляться со страхом.
- Интонация и паузы: Читайте выразительно. Иногда лучше не дочитать, оставив интригу на завтра.
- Ритуал: Сделайте чтение перед сном особым временем близости и доверия.
III. Рефлексия и обмен опытом (15-20 минут)
- Дискуссия «Сказка в нашем доме»:
- Какие сказки любит ваш ребенок?
- Были ли ситуации, где пример из сказки помог разрешить конфликт или объяснить норму поведения?
- Как вы относитесь к современным интерпретациям и мультфильмам по сказкам?
- Презентация выставки книг. Краткий обзор качественных изданий, важность хороших иллюстраций.
IV. Заключительная часть (10 минут)
- Раздача памяток. Памятка включает ключевые тезисы собрания и практические советы.
- Итог. Воспитатель подводит итоги: народная сказка – это не просто «бабушкины истории», а мощный педагогический инструмент, который в увлекательной форме воспитывает в ребенке честность, смелость, милосердие и умение делать выбор. Это мост между поколениями и основа культурного иммунитета.
- «Домашнее задание» для родителей:
- Вспомнить и рассказать ребенку сказку из своего детства.
- Нарисовать с ребенком любимого сказочного героя.
- Устроить семейный просмотр хорошего советского или современного качественного мультфильма-сказки с последующим обсуждением.
- Обратная связь. Родителям предлагается оставить короткий отзыв или пожелание на стикерах при выходе.
Приложение: Примерный вид раздаточной памятки
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитываем сказкой»
- Читайте, а не просто включайте аудио-версию. Ваш голос, интонация и близость – главные «воспитатели».
- Подбирайте сказки по возрасту. Не торопитесь с жестокими или слишком сложными сюжетами.
- Обсуждайте! Задавайте вопросы: «Кто поступил хорошо?», «Почему герой попал в беду?», «Как бы ты закончил сказку?».
- Обращайте внимание на пословицы и поговорки в сказках – это концентрат народной мудрости.
- Играйте в сказку! Разыгрывайте сценки, лепите, рисуйте героев. Это помогает глубже понять смысл.
- Не упрощайте мир. Наличие в сказке зла и несправедливости помогает ребенку научиться с ними справляться.
- Повторяйте любимые сказки. Это дает ребенку чувство стабильности и понимание.
Сказки для разных возрастов:
- 2-4 года: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
- 4-6 лет: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка».
- 6+ лет: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе, тема: "Народная сказка как средство нравственного воспитания".
данные на стадии обработки...

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Содержание: 1. Подбор и изучение методической литературы.2. Подбор дидактических игр.3. Развитие дете...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...

Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

