Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания».
материал (старшая группа)

Поляничко Евгения Александровна

Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания»

 

Цель: Показать родителям воспитательный потенциал народных сказок, научить осознанно использовать их для формирования нравственных качеств ребенка.

Задачи:

  1. Раскрыть роль сказки в эмоциональном и моральном развитии детей.
  2. Проанализировать, как в сказках зашифрованы вечные нравственные уроки.
  3. Дать практические рекомендации по выбору сказок и организации их чтения/обсуждения.
  4. Способствовать укреплению традиции семейного чтения.

Форма проведения: Семинар-практикум с элементами дискуссии.

Участники: Родители, воспитатель, возможно – детский психолог/логопед.

Оборудование:

  • Проектор для презентации (слайды с тезисами, иллюстрациями к сказкам, цитатами).
  • Выставка детских книг – народные сказки разных народов, качественно иллюстрированные издания.
  • Раздаточный материал: «Памятка для родителей по чтению сказок», список рекомендуемых сказок по возрастам.
  • Листы бумаги, ручки для участников.
  • Музыкальный фон (тихая народная инструментальная музыка).

 

Ход собрания:

I. Вступительная часть (10-15 минут)

  1. Приветствие. Звучит спокойная музыка. Воспитатель приветствует родителей.
  2. Эпиграф к собранию (на экране или плакате):

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (В.А. Сухомлинский)

  1. Введение в тему. Краткая речь о том, что в современном мире гаджетов и быстрой информации сказка остается уникальным, проверенным веками инструментом общения с ребенком. Она говорит с ним на языке образов, затрагивает душу и учит самому главному – отличать добро от зла.
  2. Мозговой штурм «Ассоциации»: Родителям предлагается быстро назвать слова-ассоциации со словом «народная сказка» (мудрость, добро, победа, страх, Баба-Яга, Иван-дурак, урок, традиция и т.д.). Все слова кратко записываются. Вывод: сказка многогранна, она не только развлекает, но и учит, и даже пугает, готовя к жизненным трудностям.

II. Основная (теоретико-практическая) часть (40-50 минут)

1. Мини-лекция «Почему именно НАРОДНАЯ сказка?»

  • Простота и глубина: Четкое деление на добрых и злых героев (для малыша это важно). Ясный сюжет: завязка, испытание, победа.
  • Нравственный кодекс: В сказках заложены базовые ценности: доброта побеждает зло («Крошечка-Хаврошечка»), ум и смекалка ценнее силы («Каша из топора»), жадность и лень наказуемы («По щучьему веленью» в контексте Емелиной лени в начале), а трудолюбие и скромность вознаграждаются («Морозко»).
  • Психотерапевтическая функция: Сказка помогает проживать страхи (образ Бабы-Яги, Кощея), дает надежду на победу слабого над сильным, предлагает модели выхода из сложных ситуаций.
  • Связь поколений: Это культурный код, который передается из уст в уста, создавая основу идентичности.

2. Практикум «Читаем между строк: примеры из сказок»
Работа в малых группах (3-4 человека). Каждой группе дается название сказки и вопросы для анализа.

  • Группа 1: «Гуси-лебеди». Чему учит? (Послушание, ответственность за младших, умение просить помощи, решительность).
  • Группа 2: «Теремок» / «Репка». Чему учит? (Дружба, взаимовыручка, сила коллектива, гостеприимство).
  • Группа 3: «Лисичка-сестричка и волк». Чему учит? (Осторожность, не будь слишком доверчив, на обман отвечают обманом).
  • Группа 4: «Иван-царевич и Серый Волк». Чему учит? (Верность слову, дружба, целеустремленность, что за проступок приходится расплачиваться).
    Обсуждение: Каждая группа кратко озвучивает свои выводы.

3. Как правильно читать сказки? Советы от педагога/психолога.

  • Выбор по возрасту: Малышам (2-4) – простые цепочные сказки («Колобок», «Репка»). Детям 4-6 лет – волшебные сказки с ясной моралью, но без излишней жестокости.
  • Активное чтение: Обсуждайте поступки героев («Почему Машенька убежала от гусей?»), задавайте вопросы («А как бы ты поступил на месте Ивана?»), рассматривайте иллюстрации.
  • «Не бойтесь страшного»: Образы отрицательных героев важны. Они помогают в безопасной обстановке научиться справляться со страхом.
  • Интонация и паузы: Читайте выразительно. Иногда лучше не дочитать, оставив интригу на завтра.
  • Ритуал: Сделайте чтение перед сном особым временем близости и доверия.

III. Рефлексия и обмен опытом (15-20 минут)

  1. Дискуссия «Сказка в нашем доме»:
    • Какие сказки любит ваш ребенок?
    • Были ли ситуации, где пример из сказки помог разрешить конфликт или объяснить норму поведения?
    • Как вы относитесь к современным интерпретациям и мультфильмам по сказкам?
  2. Презентация выставки книг. Краткий обзор качественных изданий, важность хороших иллюстраций.

IV. Заключительная часть (10 минут)

  1. Раздача памяток. Памятка включает ключевые тезисы собрания и практические советы.
  2. Итог. Воспитатель подводит итоги: народная сказка – это не просто «бабушкины истории», а мощный педагогический инструмент, который в увлекательной форме воспитывает в ребенке честность, смелость, милосердие и умение делать выбор. Это мост между поколениями и основа культурного иммунитета.
  3. «Домашнее задание» для родителей:
    • Вспомнить и рассказать ребенку сказку из своего детства.
    • Нарисовать с ребенком любимого сказочного героя.
    • Устроить семейный просмотр хорошего советского или современного качественного мультфильма-сказки с последующим обсуждением.
  4. Обратная связь. Родителям предлагается оставить короткий отзыв или пожелание на стикерах при выходе.

 

Приложение: Примерный вид раздаточной памятки

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитываем сказкой»

  1. Читайте, а не просто включайте аудио-версию. Ваш голос, интонация и близость – главные «воспитатели».
  2. Подбирайте сказки по возрасту. Не торопитесь с жестокими или слишком сложными сюжетами.
  3. Обсуждайте! Задавайте вопросы: «Кто поступил хорошо?», «Почему герой попал в беду?», «Как бы ты закончил сказку?».
  4. Обращайте внимание на пословицы и поговорки в сказках – это концентрат народной мудрости.
  5. Играйте в сказку! Разыгрывайте сценки, лепите, рисуйте героев. Это помогает глубже понять смысл.
  6. Не упрощайте мир. Наличие в сказке зла и несправедливости помогает ребенку научиться с ними справляться.
  7. Повторяйте любимые сказки. Это дает ребенку чувство стабильности и понимание.

Сказки для разных возрастов:

  • 2-4 года: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
  • 4-6 лет: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка».
  • 6+ лет: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Народная сказка как средство нравственного воспитания»

Цель: Показать родителям воспитательный потенциал народных сказок, научить осознанно использовать их для формирования нравственных качеств ребенка.

Задачи:

  1. Раскрыть роль сказки в эмоциональном и моральном развитии детей.
  2. Проанализировать, как в сказках зашифрованы вечные нравственные уроки.
  3. Дать практические рекомендации по выбору сказок и организации их чтения/обсуждения.
  4. Способствовать укреплению традиции семейного чтения.

Форма проведения: Семинар-практикум с элементами дискуссии.

Участники: Родители, воспитатель, возможно – детский психолог/логопед.

Оборудование:

  • Проектор для презентации (слайды с тезисами, иллюстрациями к сказкам, цитатами).
  • Выставка детских книг – народные сказки разных народов, качественно иллюстрированные издания.
  • Раздаточный материал: «Памятка для родителей по чтению сказок», список рекомендуемых сказок по возрастам.
  • Листы бумаги, ручки для участников.
  • Музыкальный фон (тихая народная инструментальная музыка).

Ход собрания:

I. Вступительная часть (10-15 минут)

  1. Приветствие. Звучит спокойная музыка. Воспитатель приветствует родителей.
  2. Эпиграф к собранию (на экране или плакате):

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (В.А. Сухомлинский)

  1. Введение в тему. Краткая речь о том, что в современном мире гаджетов и быстрой информации сказка остается уникальным, проверенным веками инструментом общения с ребенком. Она говорит с ним на языке образов, затрагивает душу и учит самому главному – отличать добро от зла.
  2. Мозговой штурм «Ассоциации»: Родителям предлагается быстро назвать слова-ассоциации со словом «народная сказка» (мудрость, добро, победа, страх, Баба-Яга, Иван-дурак, урок, традиция и т.д.). Все слова кратко записываются. Вывод: сказка многогранна, она не только развлекает, но и учит, и даже пугает, готовя к жизненным трудностям.

II. Основная (теоретико-практическая) часть (40-50 минут)

1. Мини-лекция «Почему именно НАРОДНАЯ сказка?»

  • Простота и глубина: Четкое деление на добрых и злых героев (для малыша это важно). Ясный сюжет: завязка, испытание, победа.
  • Нравственный кодекс: В сказках заложены базовые ценности: доброта побеждает зло («Крошечка-Хаврошечка»), ум и смекалка ценнее силы («Каша из топора»), жадность и лень наказуемы («По щучьему веленью» в контексте Емелиной лени в начале), а трудолюбие и скромность вознаграждаются («Морозко»).
  • Психотерапевтическая функция: Сказка помогает проживать страхи (образ Бабы-Яги, Кощея), дает надежду на победу слабого над сильным, предлагает модели выхода из сложных ситуаций.
  • Связь поколений: Это культурный код, который передается из уст в уста, создавая основу идентичности.

2. Практикум «Читаем между строк: примеры из сказок»
Работа в малых группах (3-4 человека). Каждой группе дается название сказки и вопросы для анализа.

  • Группа 1: «Гуси-лебеди». Чему учит? (Послушание, ответственность за младших, умение просить помощи, решительность).
  • Группа 2: «Теремок» / «Репка». Чему учит? (Дружба, взаимовыручка, сила коллектива, гостеприимство).
  • Группа 3: «Лисичка-сестричка и волк». Чему учит? (Осторожность, не будь слишком доверчив, на обман отвечают обманом).
  • Группа 4: «Иван-царевич и Серый Волк». Чему учит? (Верность слову, дружба, целеустремленность, что за проступок приходится расплачиваться).
    Обсуждение: Каждая группа кратко озвучивает свои выводы.

3. Как правильно читать сказки? Советы от педагога/психолога.

  • Выбор по возрасту: Малышам (2-4) – простые цепочные сказки («Колобок», «Репка»). Детям 4-6 лет – волшебные сказки с ясной моралью, но без излишней жестокости.
  • Активное чтение: Обсуждайте поступки героев («Почему Машенька убежала от гусей?»), задавайте вопросы («А как бы ты поступил на месте Ивана?»), рассматривайте иллюстрации.
  • «Не бойтесь страшного»: Образы отрицательных героев важны. Они помогают в безопасной обстановке научиться справляться со страхом.
  • Интонация и паузы: Читайте выразительно. Иногда лучше не дочитать, оставив интригу на завтра.
  • Ритуал: Сделайте чтение перед сном особым временем близости и доверия.

III. Рефлексия и обмен опытом (15-20 минут)

  1. Дискуссия «Сказка в нашем доме»:
  • Какие сказки любит ваш ребенок?
  • Были ли ситуации, где пример из сказки помог разрешить конфликт или объяснить норму поведения?
  • Как вы относитесь к современным интерпретациям и мультфильмам по сказкам?
  1. Презентация выставки книг. Краткий обзор качественных изданий, важность хороших иллюстраций.

IV. Заключительная часть (10 минут)

  1. Раздача памяток. Памятка включает ключевые тезисы собрания и практические советы.
  2. Итог. Воспитатель подводит итоги: народная сказка – это не просто «бабушкины истории», а мощный педагогический инструмент, который в увлекательной форме воспитывает в ребенке честность, смелость, милосердие и умение делать выбор. Это мост между поколениями и основа культурного иммунитета.
  3. «Домашнее задание» для родителей:
  • Вспомнить и рассказать ребенку сказку из своего детства.
  • Нарисовать с ребенком любимого сказочного героя.
  • Устроить семейный просмотр хорошего советского или современного качественного мультфильма-сказки с последующим обсуждением.
  1. Обратная связь. Родителям предлагается оставить короткий отзыв или пожелание на стикерах при выходе.

Приложение: Примерный вид раздаточной памятки

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитываем сказкой»

  1. Читайте, а не просто включайте аудио-версию. Ваш голос, интонация и близость – главные «воспитатели».
  2. Подбирайте сказки по возрасту. Не торопитесь с жестокими или слишком сложными сюжетами.
  3. Обсуждайте! Задавайте вопросы: «Кто поступил хорошо?», «Почему герой попал в беду?», «Как бы ты закончил сказку?».
  4. Обращайте внимание на пословицы и поговорки в сказках – это концентрат народной мудрости.
  5. Играйте в сказку! Разыгрывайте сценки, лепите, рисуйте героев. Это помогает глубже понять смысл.
  6. Не упрощайте мир. Наличие в сказке зла и несправедливости помогает ребенку научиться с ними справляться.
  7. Повторяйте любимые сказки. Это дает ребенку чувство стабильности и понимание.

Сказки для разных возрастов:

  • 2-4 года: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
  • 4-6 лет: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Снегурочка».
  • 6+ лет: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей

     Содержание: 1.     Подбор и изучение методической литературы.2.     Подбор дидактических игр.3.     Развитие дете...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...