Консультация для родителей «Дидактические игры для малышей»
консультация (младшая группа)

Свердлова Жанна Юрьевна

Дидактические игры для малышей.

   Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста, поэтому обучение детей 2 – 3 лет и старше наиболее эффективно именно в игровой форме. Для этого родителями и педагогами используются различные дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дидактические игры для малышей.

   Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста, поэтому обучение детей 2 – 3 лет и старше наиболее эффективно именно в игровой форме. Для этого родителями и педагогами используются различные дидактические игры.

Дидактические игры — понятие и виды

   Дидактические игры для детей представляют собой обучающие игры, правила и ход действия которых определяются педагогом и позволяют решить определенные учебно-воспитательные задачи: развитие памяти, расширение кругозора ребенка, обучение новым навыкам, пополнение словарного запаса и др.

   Такие игры строго структурированы, имеют главную дидактическую цель, для детей определены игровые правила и действия, сюжет, возможно разделение ролей и обязателен результат. Одной из главных составляющих является использование дидактических материалов.

   Именно по этому критерию производят основную классификацию обучающих игр:

   Игры с предметами. Основным дидактическим материалом являются различные предметы, это могут быть игрушки, специальные фигуры разных геометрических форм и цветов, природные материалы (овощи, фрукты, шишки, листья, цветы). Обучение детей происходит за счет того, что они в процессе игры определяют цвета, формы, предназначение предметов, сопоставляют их по разным свойствам, знакомятся с природой. Больше всего такие игры подходят для детей младшего возраста, так как легко позволяют увлечь ребенка.

   Настольные игры. Здесь основной дидактический материал – заранее подготовленные печатные материалы для игры. Это, например, тематические карточки с рисунками, фигурами, причем воспитатель может использовать их в различных играх, исходя из того, какую цель он преследует. Также к такому виду игр можно отнести лото, домино. Такие игры подходят для детей любых возрастов.

   Словесные игры. Основная роль в таких играх отводится педагогу, который дает устные задания для детей. Они могут подразумевать точные ответы (например, на загадки) или же дают ребенку возможность проявить фантазию и творчество.

Польза дидактических игр

   Познавательные цели, на основании которых педагог осуществляет подбор игры, могут быть абсолютно разные:

   Расширение кругозора ребенка, получение новой информации. В любом возрасте дошкольник может открыть для себя новые знания в результате дидактических игр. Особенно это можно отнести к детям младшей группы 2 – 3 лет, они знакомятся с цветами, формами, первичными представлениями об окружающей среде, смене дней и времен года.

   Развитие логического мышления. Дидактические игры развивают способность логически мыслить у дошкольника – а это значит уметь выполнять простые мыслительные операции, такие как сравнение, анализ, обобщение, проведение классификации. Только в этом случае ребенок получает полноценное интеллектуальное развитие.

   Развитие наблюдательности и внимания. Особенно важно развивать внимание у детей старшего дошкольного возраста, так как умение сосредоточится на каком-то действии и предмете является залогом успешного дальнейшего обучения. В этом помогают дидактические игры, так как требуют от детей усидчивость и концентрации на определенных задачах.

   Развитие речи. Обучающие игры играют огромную роль в улучшении речи ребенка, детям младшего возраста помогают пополнять словарный запас, улучшать связанную речь, старшим дошкольникам – уметь доступно выражать свои мысли, составлять рассказы.

   Физическое развитие. Подвижные дидактические игры направлены на физическое развитие детей, способствуют оздоровлению дошкольников.

   Социальное взаимодействие. В результате игры ребенок учится культуре общения с педагогами и сверстниками, налаживать отношения и понимать чувства других людей.

   Развитие речи. Становление и правильное развитие речи – важнейшая основа для развития полноценной психики у ребенка. Развивать речь необходимо постепенно.

   Для детей младшего возраста важно правильное восприятие и усвоение родной речи, с возрастом детям необходимо расширять свой словарный запас и развивать способность разговаривать правильно, без грамматических ошибок, доступно для понимания окружающим. Хорошим инструментом для развития речевого аппарата у ребенка являются специальные обучающие игры.

Какие существуют дидактические игры для детей 2-3 лет.

Игры, которые связаны с поиском предметов.

  1. «Какой игрушки не хватает»

     Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры: Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

2.«Четвертый лишний»

Цель: закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т.д.), развивать внимание, память.

Ход игры: положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Игры, носящие сюжетно-ролевой характер.

1.«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время  года что одевать.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь  одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? (в коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

2.«Уложим куклу спать»

Цель: упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и величине.

Ход игры: Взрослый показывает кроватку, матрас, постельное белье и куклу. Предлагает ребенку уложить куклу Катю спать, задавая ему вопросы. Куда мы положим куклу Катю? Показывая матрас «Что это и зачем? И т.д. Взрослый обязательно комментирует и обговаривает с ребенком каждый предмет. Можно спеть кукле Кате колыбельную.

Игры, связанные с поручениями для ребенка.

«Сложи палочки в стаканчики»                                                                                       Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

«Разложим игрушки по коробочкам»                                                                Цель: закрепить знания о цветах (красный, синий, зеленый, желтый)                                   Ход игры: сядьте с ребенком за стол (на пол) и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красную коробочку» и т.д.

Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: у какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т.д.

Игры – соревнования.

Из ваты смастерить снежки и разбросать их по полу. Далее ребенку предложить собрать снежки совместно с мамой в разные корзинки (у каждого своя корзинка). И побеждает тот, у кого в конечном итоге в корзинке будет больше снежков.

Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

1. Подбор картинок по парам.

Цель: учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку. Ребенок рассматривает её, называет, отмечает особенности. Взрослый предлагает найти такую же картинку.

2. Разрезные картинки и кубики.

Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: сначала покажите ребенку собранную картинку, затем разберите ее и покажите, как собрать заново. Когда у него будет хорошо получаться предложите, ему целую картинку, и попросите ребенка собрать такую же. Предлагайте ребенку свою помощь и обязательно хвалите.

 3. Найди такой же предмет.

Цель: учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Ход игры: Дайте ребенку карточку с картинкой и предложите ему найти предмет, изображенный на картинке. Ребенок должен поставить предмет рядом с картинкой.

Словесные игры.

   Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

1. Эхо                                                                                                                      Цель: учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

2. Паровоз.

Цель: отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

3. Лошадка.

Цель: учить правильно, произносить звук «И».

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Настольные игры

1.«Грибочки».

Цель: закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Ход игры: предложите ребенку найти самый большой красный грибочек и поставить его на штырек, потом найти большой красный из остальных и тоже поставить на штырек и т.д. (так же с желтыми, синими, зелеными)

2.«Складывание трехместной матрешки».

Цель: побуждать выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Ход игры: Покажите ребенку матрешку, рассмотрите её внимательно. Продемонстрируйте ребенку, как, вращая одну половину матрешки относительно другой, можно разобрать эту игрушку. Предложите ребенку повторить ваши действия. Потом попросите собрать матрешки.

3.«Собери бусы».

Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, размеру.

Ход игры: Покажите ребенку приготовленные вами бусинки, объясните, что бусины разной формы, цвета, размера. Предложите нанизать только красные (синие, желтые, зеленые), круглые (квадратные, треугольные) или большие(маленькие).

4.«Пирамидки».

Цель: развивать умение выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца в определенном порядке.

Ход игры: взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

5.«Вкладыши» (деревянные).

Цель: способствовать развитию предметно - манипулятивной деятельности.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку доску с набором рамок- вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для вкладышей. Можно подсказать ребенку несколько способов выполнения это задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь левой рукой, а соответствующий вкладыш искать и вкладывать правой.

6.«Мозаика».

Цель: Развитие внимания, знакомство с цветом, обратить внимание, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Ход игры: Покажите ребенку детали из мозаики, рассмотрите их, определите цвет. Предложите ребенку выложить ряд «ёлочек» (зеленые детали мозаики) и «грибочки» (красные детали мозаики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет".

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовал...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет»

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,...

Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".

Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с ...

Консультация для родителей "Как играть с малышом"

в консультации представлены несколько видов игр с малышом....

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры для малышей своими руками»

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умс...

Консультация для родителей "Как играть с малышом в сюжетные игры"

Консультация для родителей "Как играть с малышом в сюжетные игры"...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры для малышей своими руками"

Никто не будет отрицать насущную необходимость дидактических игр при работе с детьми. Ребенок познает мир через игру, на пальцах ничего не объяснишь, и, конечно, толковая игра – большое подспорь...