Наказание или поощрение
консультация (младшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_ili_pooshchrenie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Наказание или поощрение?

        Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребёнка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, всё предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

        При разговоре о наказании следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ», «указ», т.е. урок. А там, где урок, где мы хотим чему-то научить ребёнка, не должно быть гнева. Следует прежде всего помнить, что физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребёнка, а в худшем – ведёт к регрессу, в значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

        Часто наказание, если оно неадекватно поступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребёнка превышает сам проступок.

        Необходимо помнить, что:

  • За один проступок должно следовать одно наказание;
  • Не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребёнка не возникнет связь между проступком и наказанием;
  • Нельзя наказывать ребёнка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день;
  • Не стоит наказывать перед сном – ребёнок будет плохо спать;
  • Нецелесообразно наказывать ребёнка за едой – пища будет плохо усваиваться;
  • При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей;
  • Ребёнок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме;
  • При наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребёнок наказывается именно сейчас;
  • Если ребёнка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствии ребёнка, можно выяснить свои разногласия;
  • Если у вас возникло сомнение, наказывать ребёнка или нет, лучше откажитесь от наказания.

        Наказанием для ребёнка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

        Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребёнок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить.

        Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребёнок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда,
сопутствующее наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.

        Награда, одобрение и похвала возвышают ребёнка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несёт в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

        Кроме того, ребёнок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои поступки.

        Но не стоит понимать выше сказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребёнка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (на пример, младших детей), то психологической подоплёкой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребёнок не может быть уверен в том, чтобы в ситуации опасности они смогут его защитить. Воспитание заключается в том, чтобы ребёнок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребёнок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

        Суть наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесённый ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребёнок. Напряжение, испытываемое им после совершения поступка, как правило, исчезает непосредственно после примерения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребёнком наказания. Важно, чтобы ребёнок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

        Справедливым считается наказание, которое ребёнок получает за нарушение правил, обсуждённых и установленных родителями и которые известны ребёнку.

Поощрение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать ВСЁ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребёнка.

        Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить – значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребёнка совершить проступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытали, когда он причинил вам боль, дать ему время на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его.

        Важно также при совершении ребёнком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

        Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребёнка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребёнком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» но следует прежде всего донести до ребёнка мысль о том, плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я о тебя не ожидала. Ты ведь умный ребёнок, всё понимаешь, я тобой горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?». Необходимо, чтобы ребёнок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

        Поощрять нужно только неординарные поступки, те, которые совершены ребёнком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. действия, не доведённые до автоматизма, а совершённые впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребёнка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» если же, совершив что-то значительное, ребёнок не дождётся похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

        Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приёмах – поощрений и похвалы или наказаний и осуждений? Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Наказания и поощрения»

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...

Наказание и поощрение

как сформировать адекватное отношение к наказанию...

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...