Приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.
методическая разработка по музыке на тему

 Основная идея,  которой я руководствуюсь это  приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений. 

   Развитие образных представлений и творческих проявлений в музыкальных движениях  путём     использования   авторских музыкально – ритмических композиций, постановки сюжетных танцев,  танцев народов мира,  и при создании определенных условий и средств, способствующих усвоению детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих  формированию у них самостоятельности,  творческой активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Priobshchenie_detey_k_muzykalnoy_kulture.doc146.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Приобщение детей к музыкальной культуре

через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.  

     Главным достижением  в работе по музыкальному развитию в нашем детском саду является умение работать вместе, объединяя усилия заведующей Свиридовой Ирины Васильевны, старшего воспитателя, Смелковой Людмилой Анатольевны, музыкального руководителя, всех специалистов,    педагогов и всего персонала   и родителей в единую творческую команду.

 Основная идея,  которой я руководствуюсь это  приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.  

   Развитие образных представлений и творческих проявлений в музыкальных движениях  путём     использования   авторских музыкально – ритмических композиций, постановки сюжетных танцев,  танцев народов мира,  и при создании определенных условий и средств, способствующих усвоению детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих  формированию у них самостоятельности,  творческой активности

                        АКТУАЛЬНОСТЬ.

       В настоящее время  наблюдается особый интерес к теории и практике  музыкального движения. Видимо, это не случайно: именно  во взаимодействии музыки и движения заложены огромные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, возможности  развития музыкальных способностей и творческого потенциала.

     Ещё в древности движения под музыку  применялись в воспитании детей и почитались, как занятия, приносящее здоровье. Как физическое, так и духовное.

     «… трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт  и проверен опытом веков, он может быть выражен  в двух положениях: гимнастика для тела и для души…., ввиду этого воспитание в музыке надо считать главным, благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются  в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим…он будет упиваться, и восхищаться, прекрасным, и с радостью  воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт »    Платон

    Это высказывание Платона, несмотря на давность,  звучит в ХХI веке весьма актуально и современно!

       Развитие творческих способностей ребёнка является главной задачей  воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Переход на личностно-  ориентированный подход в обучении требует от современного педагога  инновационных форм и методов, способствующих достижению первых  проявлений эстетического вкуса детей, активизации их творческого  воображения.

     Диагностика развития музыкально-ритмических умений и навыков, а также танцевально-игрового творчества детей старшего дошкольного  возраста  в мае 2007 г. показала, что лишь у что лишь у 9,7%  наших воспитанников уровень музыкально - ритмической деятельности – творческий. Такой низкий процент выявил противоречия между сформированностью у дошкольников танцевально-ритмических навыков и умений и развитием их творческого воображения, которые и должна   я была решить.

       Замечательное высказывание А. И. Бурениной, автора оригинальной  программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения:    

      «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это  свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребёнка» 

    Действительно, детской двигательной   непосредственности можно только позавидовать. Хотя без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений.

     Но как построить это обучение, чтобы не погасить детское творческое начало,  желание ребёнка самостоятельно действовать,

творить?

   Это и стало той задачей, которую мне надо было разрешить.

                   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

     Изучение данной проблемы показало, что на протяжении всей истории люди искали пути и средства для всестороннего личностного развития и совершенствования. Ещё древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус.      

      Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком  Далькрозом ещѐ в начале ХХ века. Она пользовалась известностью и популярностью во многих странах Европы и в России, она современна и  актуальна и по сей день.  

        Заслуга

   Заслуга  Э. Далькроза  прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.  

 По его мнению « с первых лет жизни ребёнка  следовало бы начинать развитие   в нём  «мышечного чувства» что в свою очередь способствует … более живой и успешной работе мозга».

   Сам процесс должен приносить детям радостью, иначе он потеряет половину своей цены». Швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней  заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение, даёт чёткие представления о соотношении  между временем, пространством,  и движением. Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков: ритм, звук, инструмент.

  Этому соответствуют: 1) физические упражнения, 2) упражнения для развития слуха и голоса, 3) выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента. И ещё он считал, что прежде чем приняться за музыку. Нужно научиться воспринимать и ощущать её всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки.

    Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов в разработке программы музыкально-ритмического воспитания: Н. Г. Александровой, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Е. Н. Соковниной.

      Музыкальному движению скоро исполнится сто лет. Вдохновительницей этой традиции была Айседора Дункан, а создательницами – Стефанида Руднева и её подруги с Бестужевских курсов. Увидев в первое десятилетие ХХ в. гастрольные выступления Дункан в России, они решили, не подражая ей буквально, делать нечто близкое по духу: пластически исполнять музыку. Аккомпанементом на их «белых собраниях» – по цвету хитонов – всегда была живая игра на музыкальных инструментах или пение. В 1918 г. историк античности Ф.Ф. Зелинский, их профессор на Бестужевских курсах, дал группе имя Гептахор, или «танец семерых» – по числу участниц. В это время Руднева и её единомышленницы уже вели уроки в гимназиях и школах по своему методу, названному ими «музыкальным движением». Вскоре они официально зарегистрировали Студию «Гептахор» и двухгодичные курсы при ней и в начале 1920-х гг. дали в Петрограде много концертов. Студия закрылась под натиском сталинской эпохи, но Рудневой с единомышленниками - Л.С. Генераловой, О.К. Поповой, Э.М. Фиш и др. - удалось сохранить музыкальное движение, преподавая его (иногда под названием ритмики) в школах, детских садах и домах культуры. Сейчас музыкальное движение преподается и практикуется в ряде центров музыкального-пластического развития и студий пластического танца в Москве и Петербурге.

Царькова  Валентина Геннадьевна.  Педагог по музыкальному движению, составитель книги "Музыкальное движение", автор педагогической технологии "Музыка и движение". Метод создан последовательницами Айседоры Дункан, организаторами Государственной студии музыкального движения "Гептахор" Стефанидой Рудневой и Эммой Фиш.

    Ангелина Николаевна Зимина, под руководством Н.А.Ветлугиной, автора системы эстетического воспитания в детском саду, в конце 60-тых годов прошлого столетия разработала систему музыкально - ритмических  движений, где в помощь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов был подобран материал для развития самостоятельности, активности, творческой инициативы детей старшего дошкольного

возраста.

  Как педагог-практик она очень точно подметила, что

«Музыка, как  самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся

переживания».

    И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке.

    С раннего детства ребёнок движениями выражает свои

Чувства, рождённые музыкой. Мы часто с умилением наблюдаем, как самые маленькие воспитанники, впервые пришедшие на музыкальное занятие, услышав весѐлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой.

       Известный балетмейстер 60–тых годов прошлого века К. Я.

Голейзовский описал природу танца, особенности танцевального

искусства.   Он подчёркивал:

    «Под словом «танец» следует подразумевать  нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму  технических приёмов… Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающаяся перед зрителем, рассказ на определённую тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего».

То есть, хореограф – педагог уже в то время доказывал, что танцу изначально присущ образный, сюжетный характер:

    «Если любопытный человек разложит пляску на элементы, то ему бросится в глаза, что каждый, самый  незаметный её приём и коленце что–то изображает, о чём–то говорит».

    Отсюда вытекает утверждение, что танец – очень эффективное средство для развития у танцующего образного воображения.

    Очень многие педагоги – современники работают над созданием

наиболее адаптированных к работе с дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях.

Это такие авторы, как А. И. Буренина, Г.П. Фёдорова, Т.Н. Сауко,  Е.В. Горшкова, С.Л. Слуцкая, А.Е. Чибрикова - Луговская,  М. И. Чистякова.

       Анна Евграфовна Чибрикова - Луговская творчески обогащала

достижения ведущих отечественных педагогов - ритмистов, доказывая, что ритмике, как учебной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.

«Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это должны быть направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста».

       Маргарита Ивановна Чистякова, создатель уникальной методики «Психогимнастика», разработала цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций.  Она отмечала, что «ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес ребёнка к деятельности.  

 Музыка, в свою очередь, усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей».

       В программе «Топ-хлоп, малыши» Т. Н. Сауко даны рекомендации

использования ритмопластики для детей раннего возраста.  

    Движение под музыку, по убеждению Татьяны Никитичны, «используют очень широко как средство творческого музыкального развития детей».

   Основная идея музыкально-ритмического воспитания Анны

Иосифовны Бурениной, кандидата педагогических наук, заведующей психологии и педагогики детства ЛОИРО – развитие способности  «видеть» музыку, передавать в движении её характер, образ, тончайшие нюансы, а также свободное и осознанное владение своим телом.

   Программу «Ритмическая мозаика», я рассматриваю как  своеобразный этап первоначального развития способностей ребёнка в процессе музыкально – двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации».

  Программа Анны Иосифовны Бурениной даёт ориентацию не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в этой связи коррекция содержания работы: «… на себя во взаимодействии с детьми».

     Особенность методики Елены Викторовны  Горшковой – это взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: «…от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству».

  Елена Викторовна главным условием формирования и развития у детей творчества в танце считает «…оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов».

  При этом, творчество рассматривает не столько, как итог

обучения, сколько как его своеобразный «метод».

   Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа - “Шульверк. Музыка для детей”.

     Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

   Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в Шульверке создать условия для восприятия детьми в будущем разно -  национальной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать “открытый миру” слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков.

   Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.

      В извечной педагогической дилемме “чему учить и как учить?” на первый план Орфом было выведено “как”.

    Главной задачей стало создание “ситуации творчества”, которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Иные, чем в авторитарной системе взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца — это тоже идеи Шульверка.

     Орф - подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими.

         Главные виды деятельности Орф - педагогики

      Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой  деятельности и инструмент мышления.  Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

    Ритм. Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

     Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.

    Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.  

     Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

   В своей работе я также  использую лучший опыт музыкальных руководителей по развитию музыкального движения г. Санкт Петербурга: Г.П.  Фёдорова, Л. Кустова, ( Выборгский р- н)  Л. Новикова,  Е. Суханова  (Калининский р – н)  Н. Барковская (Красногвардейский р – н),  и др.

   Работа над данной темой требовала от меня  постоянно держать  себя в хорошей физической форме,  находиться в постоянном  творческом поиске,  работать над самообразованием, посещать  занятия в творческих группах.

 Новизна опыта  состоит в сочетании комбинаций известных методик, в едином процессе обучающих и творческих моментов, в разработке авторских ритмических миниатюр, музыкально – ритмических композиций, танцев,  релаксационных упражнений с собственным авторским текстом и музыкальным сопровождением.

Технология опыта

  В детском саду    я  работаю  с ноября 2006 года. Из бесед с учителем-логопедом, воспитателями групп, медицинской сестрой, родителями было выяснено, что из 13 человек первую группу здоровья не имеет ни один ребёнок. Помимо различных речевых нарушений  в характеристиках детей отмечались такие качества психических процессов, как неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, и такие качества личности, как застенчивость, замкнутость, зажатость или излишняя расторможенность, неуверенность в собственных знаниях и умениях, проблемы в общении.

 Проверки уровня развития музыкальных способностей и основных видов музыкальной деятельности   выявили недостаточную выразительность детских движений и их несоответствие характеру музыки с малоконтрастными частями и музыкальному ритму, слабую эмоциональную подачу игрового образа.

     Первые взаимодействия с детьми по музыкальному развитию  показали, что у ребят к пятому году жизни двигательные возможности заметно отстают в развитии от сверстников: слабо развита координация движений, плохо развито чувство равновесия и чувство ритма, практически отсутствует умение ориентировки в пространстве.

  Отсюда и маленький объём овладения танцевальными и образными движениями.

  С учётом этого, необходимо было найти такие формы музыкально-

ритмических занятий, где бы детям давалась щадящая нагрузка; разработать такие танцевальные композиции, в которых при простейших движениях, дети смогли бы показать развитие сюжетной линии танца с помощью выразительных танцевальных и мимических средств.

       Исходя, из этих данных  были поставлены следующие задачи:

-   воспитание у ребят интереса, потребности в движении под музыку;

   - подведение воспитанников к эмоциональному раскрепощению,

    уверенности в себе,

 -  формирование ощущения своей значимости;

  - развитие динамической стороны детского общения: лёгкости

вступления в контакт с партнёром, инициативности, развитие

эмпатии;

- обогащение детских музыкальных впечатлений, их двигательного

опыта.

   Для их осуществления необходимо было подобрать такие формы и

методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкально- ритмическими движениями. С первых занятий начала включать в работу с детьми коммуникативные танцы, элементы психогимнастики, релаксационные упражнения и этюды.

Ребятам очень понравился «язык жестов», который усложнялся от

занятия к занятию.

    Изучая музыкально – ритмическое движение в различных системах и методиках и технологиях  я стремилась, прежде всего выявить его сущность и воздействие  на развитие личности ребёнка. Поэтому в своей работе я поставила перед собой основную задачу: приобщение детей к музыкальной культуре, через совершенствование двигательных навыков и умений, в зависимости от характера музыки, её выразительных средств, форм, жанров.

Для осуществления поставленной задачи я строю свою работу, опираясь на 6 условных разделов.

I. Развитие эстетических представлений о музыке, восприятие её через музыкально – двигательные образы.

  Свою работу на данном этапе я начинаю прежде всего с тщательного выбора музыкального репертуара, придерживаясь принципов венгерского  композитора и педагога  Золтана Кодаи о триединстве музыкального  воспитания (фольклор, классика, современная музыка), стараюсь пополнять «багаж» ребёнка высоко – художественными произведениями, способствующими формированию его музыкального  вкуса.

Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:

      • художественность;

      • доступность;

      • воспитательная направленность.

      Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.

      Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей.  

      Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

      Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др.

  Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.

При выборе музыкального  репертуара пользуюсь принципом

 - доступность по эмоциональной динамике.

- простота по форме,

- доступность в двигательном отношении

      «Во всей музыкально двигательной работе  надо исходить из  музыки», так определила  С. Д. Руднева  метод музыкального движения, поэтому отбор музыкальных произведений я считаю особенно важным.

   Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому я стараюсь быть    очень осторожной  с использованием классических шедевров.

      Нужно выбирать музыку, которая будет  побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием.

    Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.  

  Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных.

Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

     Известно, что особенностью детского восприятия является игра,

и поэтому  я стараюсь насыщать взаимодействие с детьми игровыми приёмами, придавать музыкальным движениям игровой характер, конкретный образ. Это помогает активизировать  слуховое внимание, наблюдательность,  воображение детей: «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка, также легко летают маленькие птички» или «музыка будет звучать резко и отрывисто и вы,   постарайтесь исполнить также».

    Подбираю такие   упражнения и этюды,  которые способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей, совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Например перечень упражнений применяемый мною:

Упражнения на освоение приемов музыкально-двигательной выразительности:

  Пружинки – русская народная мелодия «Посеяли девки лён»

 Пружинки – русская народная мелодия «Ах, вы сени»

  Игра с мячом – С. Майкапар «Этюд»

 Игра с мячом – Ф. Мендельсон «Каприс»

 Взлетайте, ленты! Музыка Шостакович

 Мельница – английская народная мелодия

 Поющие руки – П. Чайковский «Шарманщик поёт»

 Поющие руки – Т. Вилькорейская «Мелодия»

 Рисуем на песке французская народная мелодия

Упражнения на освоение основных движений различного эмоционально-динамического характера:

 Ножками затопали музыка Раухвергера

Погуляем музыка Ломовой

На лыжах английская народная мелодия

Не потеряй пушинку музыка Шуберта

Побегаем

Птички летают

Жуки

Прыгай через препятствие

Вертушки

Ручейки и потоки

Цирковые лошадки

Нетерпеливые бегуны

Воробушки

Попрыгунчики

После дождя

Мячики

Скачут лошадки

Как звучит музыка? – легкие поскоки

Как звучит музыка? – сильные поскоки

Наездники

Не сдавайся!

Радуемся солнышку

 Упражнения на организацию и развитие творческих способностей у детей:

 Дудочка

Полоскать платочки

Ветерок и ветер

Игра с водой

Регулировщик движения

Звери и птицы

Гладить кошку

Спать хочется

Передача платочка

Запомни музыку – мелодия А. Ходьба высоким шагом

Гуси и волк

Кот и мыши

Птичий двор

Только поспевай

Поездка за город

Танцевальные упражнения

 Попляшем и потопаем

 Три притопа

 Пляши веселей

Дуда

Петушок расплясался

Веселые ножка

Зеркало

Кто лучше пляшет?

Вежливый танец

Музыкально-пространственные композиции

 Ладушки музыка Римского Корсакова

Смело идти и прятаться музыка Шуберта

Мячики прыгают, мячики покатились Музыка Сатуллиной

Внимание! Музыка! – музыка марша

Внимание! Музыка! – музыка для бега

Внимание! Музыка! – музыка для поскоков

Стройте круг музыка Глинки

Шагают петрушки музыка  Шостаковича

Игра в домики

Ищи свой цвет

Барабанщики

Под весенним ветерком

Клумба

Попляшем?

Хочу – не хочу

Плетень – русская народная мелодия «Сеяли девушки яровой

Новогодняя шутка

Затейники – А. Жилин. «Вальс» (отрывок)

В старинном стиле

    Кроме того, каждое из них выполняет свою специальную задачу: одно помогает усвоить определенный двигательный навык, другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.

      Чтобы активизировать интерес ребёнка  к музыкальной деятельности я постоянно использую всевозможные пособия игрушки и атрибуты, как готовые, так и сделанные  своими руками:  (платочки  и ленточки, шарфики    нескольких цветов и размеров,  цветы,  погремушки, колокольчики, кубики, мягкие игрушки, куклы, и пр.).

       Использование  фонограмм  даёт возможность наблюдать   за каждым ребёнком, корректировать его движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.  И очень приятно видеть,  итоги такой работы: чёткость и синхронность, ритмичность, выразительность  - все эти качества достигаются с лёгкостью, увлечением,  а главное всеми детьми. Яркая, интересная музыка  вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать всё, на что он способен.

   Сочиняя  танец, я всегда обращаюсь к детям и мы вместе придумываем движения. Например,  Женя Гусарова,  девочка из речевой группы, замечательно раскрыла свой талант в танце «Девушка с кувшином» на музыку Свиридова. Весь танец строился на её восприятии музыки и двигательной  импровизации. А в средней группе, эта девочка приходила в зал и только наблюдала.

   Мальчики речевой группы сами  сочинили танец Пингвинов, мне пришлось только записать их движения.  

II. Воспитание эмоциональной отзывчивости,  коррекция межличностных отношений

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности —восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

     Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях:

- ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха)

- чувстве ритма (эмоциональная способность).

 Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях.

     Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

      Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции.  

    Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

    При каждых встречах с детьми я приучаю их к мысли  что самое главное в музыкальном зале – это музыка. Она королева музыкальной страны. Я нарисовала карту Музыкального государства, где в океане настроений,  находится архипелаг, на котором расположена Музыкальная страна.

    Королеве Музыки все должны подчиняться и слушаться.  Без её разрешений и указаний мы не можем двигаться. Если она говорит, мы все внимательно слушаем и ни  в коем случае не разговариваем. Так постепенно  я приучаю детей, к тому, что во время звучания музыка отвлекаться, смотреть по сторонам нельзя. Королева Музыка – не простая королева, она – волшебница. И стоит её взмахнуть своей волшебной палочкой, как мы сразу же можем превратиться в весёлых порхающих бабочек, гордых принцев и принцесс, отважных солдатиков , испуганных зайчат и т.д.

 «Приготовьтесь к музыке» - я очень часто так говорю детям, этими словами я даю им установку на восприятие, а если нужно к активному воспроизведению.

     Как известно занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей.

    С раннего возраста приучаю детей  на встречу с музыкой приводить себя в порядок.  Все дети танцуют только в чешках ил мягких тапочек, чтоб не помешать  музыкальным звукам. К встрече с королевой Музыки все должны быть  подтянутыми и аккуратными, мальчики – в шортах, девочки обязательно в юбочках или платьицах.

       Начиная с групп младшего дошкольного возраста, прививаю детям навыки культуры поведения: знания этикета (поклон- приветствие), умение мальчиков пригласить на танец девочку, проводить после танца, с поклоном поблагодарить, уступить место и т.д. Вообще я считаю, умение себя вести красиво, иметь красивые манеры, очень важно, ведь как гласит арабская пословица «Танец начинается с манер».

Чередование различных заданий  и видов  музыкальной деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности,  проявления волевых усилий.  Исполняя песню, необходимо  вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх  также  уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать.

    Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

    В своей работе я придаю большое значение  развитию нравственных качеств личности ребёнка – способность к эмпатии, чувство доброты, любви к ближнему.

III. Развитие музыкального мышления, активизация  

             умственных способностей.

      Музыкальное мышление как деятельность представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную. Оно определяется нормами музыкального языка, «наполняется «языковым содержанием», поскольку его материалом становятся элементы и правила данного языка, и предстаёт как «языковое мышление», как реализация в действительности специфической «музыкально-слуховой способности». Такое понимание музыкального мышления полностью согласуется

     Восприятие музыки тесно связано с  умственными затратами, так как требует внимания, наблюдательности, сообразительности. В специальной музыкальной  литературе  можно встретить термин «музыкальное мышление», который подчёркивает  осознанное переживание (восприятие).

  « Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка» (В. А, Сухомлинский)

   Музыка – средство активизации умственных способностей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

   Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

  Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

      Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями об обществе. Природе, быте, традициях и пр. Очень важно подбирать грамотные и образные слова и выражения, чтобы, как можно доходчивее  объяснить ребёнку замысел композитора. «Если бы музыку можно было сказать словами, её не надо было бы писать», - это изречение  принадлежит Ф. Мендельсону, поэтому  я стараюсь не пересказывать музыку, а углубить её восприятие  именно музыкальным движением.

        Когда я ставлю  перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.

   На развитие  музыкального мышления  влияют и знания и представления о мире.  Поэтому я стараюсь очень серьёзно подходить к  планированию музыкально – образовательной деятельности, тщательно продумываю  темы занятий, досуговой деятельности, праздников. Например:

Тематические занятия:

 «В стране разновысотных звуков»

«Чувства и настрения в музыке»,

 «Цирковое представление»

 «Осенняя сказка» (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмического слуха)

«Девочка в цветах»

« В гости к волшебнице»

«В гости к  гномам» (музыкально – ритмическое занятие)

Развлечения и праздники

«В содружестве муз»,

«Осень - невидимка»,

«Бал весенних красок

«Прогулка по осеннему Петербургу»,

«Прогулка по Летнему Саду»

« Осень в Царском селе»,

«Залив разбушевался»,

« Новогодние приключения Руслана и Людмилы»,

«Дети на необитаемом острове»

«Русская ярмарка»,

«Масленица»,
«Русское чаепитие»

                         и другие.

  Развивая ребёнка эстетически и умственно,  я стараюсь поощрять даже самые незначительные  творческие проявления, которые  в дальнейшем,  развиваясь,  будят воображение и  фантазию.

    Для поощрения у меня есть музыкальная шкатулка, в которой прячутся разноцветные нотки. В конце занятия я раздаю  эти, как называют дети,  «призовушки». Ребёнок должен собрать ровно 7 ноток. Затем мы их выкладываем на клавиатуру и наигрываем мелодию, так как каждой ноте соответствует цвет радуги (до – красный, ре – оранжевый и т.д.)

IY. Расширение сенсорных связей с миром.

     Н. А. Ветлугина считает, что музыкальное переживание всегда сенсорно, т.к. музыка – и простейшее созвучие и сложные образы, - прежде всего,  воспринимается чувственно.

  В основе  развития сенсорных способностей   лежит вслушивание, различение  и воспроизведение  четырёх основных  свойств звука: высоты, длительности, тембра и динамики.

     Музыкальное движение во многом помогает  формированию  многих сенсорных способностей.  В своей работе я использую те музыкальные движения (этюды, упражнения, игры) которые наиболее всего могут помочь в развитии музыкально – сенсорных  способностей:

- звуко высотные  отношения (ощущения), направление мелодии,–  показ (рукой, ногой, головой)  

- Длительность – использование игр со словом, ритмизация имён и др.

- Динамика – наиболее естественно отражается в движении, но я стараюсь использовать те упражнения, в которых  проявляется внезапная смена форте и пиано, кресчендо и диминуэндо. Такой яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и проявляется  в их реакции.

- Тембр  - хотя в движении непосредственно не отражается,  но я применяю способы имитации игры на музыкальных инструментах, (что дополнительно способствует развитию мелкой моторики), использую игровые приёмы на различение голосов детей, различные звукоподражания.

На данном этапе большое значение имеет испотзование музыкально – дидактических игр:

Связь звуко высотных отношений с музыкальным движением

«Птица и птенчики»,

«Лесенка»

Качели»

«Путаница»,

«Эхо»

И др.

Развитие ритмичности, различение длительности:

«Кулачки и ладошки»

«Придумай свой ритм»

Матрешка учит танцевать»

«Сапожки и балетные туфельки»

Динамическое восприятие

«Тише – громче»

Тембровое восприятие

Угадай и покажи на чём играю»

Y.  Развитие  специальных способностей.

      Помимо развития музыкальных способностей, в работе на данном этапе, я большое внимание уделяю развитию специальных способностей:

- Психомоторные способности. Благодаря специально подобранным упражнениям, музыкально – ритмическим композициям у детей развивается мышечная сила, гибкость, выносливость, пластика рук, естественность движения, правильность осанки, ориентировке в пространстве.  В этом  у меня сложились творческие связи   с руководителем по физ. воспитанию.  

  Для развития умения управлять своими движениями  я использую в своей работе  упражнения без музыки на развитие мышечного чувства.

Например:

   Поднимание плеч, повороты головы, «паровозик», переступание с ноги на ногу, «покачаемся с пяточки на носочки», «Встряхивание водички с рук», «Деревянные и тряпочные куклы» и другие.

              Примерные используемые упражнения:

              Дыхательное упражнение «Гудок паровоза»

(Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек., с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

              Оздоровительное упражнение для горла «Ворона»

   То вверх поднимаем голову, то вниз, то в сторону. Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-а-ар» (5-6 раз). Исполнять сначала громко, затем беззвучно.

                 Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Цокаем языком то громко, то тихо, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20-30 сек).

               Пальчиковая гимнастика «Собака»

Правая ладонь раскрыта. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

  Тонизирующее дыхательное упражнение «Привет солнцу»

       Медленно поднимать руки вверх, как бы забирая из организма имеющиеся в нем плохие ощущения (1 такт) Задержав дыхание с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднять над головой (2 такт). Бросить в землю все свои представленные болезни и неприятности, наклоняясь вперед и полностью расслабляя руки. В этот момент выдохнуть через рот на слог «ха».

          Игровой массаж спины «Поезд»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит: «Ду – ду! Я иду, иду, иду!»

 (поколачивание кулачками)

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так – так - так! Так – так – так! » (похлопывание ладошками)

«Так – так - так! Так – так – так!».

Музыкальная формула самовнушения: формула радости «Ах, как нам весело!»

       Большое значение придаю осанке, т. е. постановке спины и головы. Умение носить своё тело издавна считалось особой наукой. Прямая спина, гордо посаженная голова не является природным даром, Осанке  я уделяю немалое время, в игровой форме провожу различные перевоплощения (например,  из старика в храброго солдата, из старушки в молодую принцессу, из сдутого шарика в надутый и т.д.) Часто напоминаю детям, чтобы они представили, что на голове у них стакан с водой, и надо идти так, чтобы водичка не расплескалась. Или на голове – царская корона, надо постараться не уронить её.. или просто», покажите шейку», «станьте выше ростом» и много других образных приёмов.

- Творческие и созидательные способности.

     Исходя, из поставленной задачи по приобщению   детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений, я придаю особое значение подбору таких музыкальных движений, которые могут помочь детям развивать фантазию, познавательность, будить их воображения.

Каждому движению мы вместе с детьми придумываем название.

Помимо общепринятых названий таких как, в народном танце «Верёвочка», «Распашонка»,  «Полочка», дети придумали свои названия» «Волчок» (вращение на руке), «Паучок» (выбрасываем ножки, опираясь на руки» ,  «Кисточка»(движение рук, рисуем музыку) ,  «Карандашик» (движение вытянутым носком ноги) и другие.

Имея запас движений, детям  стало легче импровизировать.

      У детей развилась  способность понимания пантомимического языка, как одного из средств общения во время движения под музыку. Дети научились самостоятельно  эмоционально и раскрепощено откликаться на музыку движением.

При разучивании движений под музыку развиваю у детей способность владеть поворотом головы. Я постоянно напоминаю им, что голова, также, как и другие части тела, должна быть послушной музыке. Большое значение я придаю взгляду. Стараюсь научить детей сопровождающему взгляду за рукой вверх, в сторону, вниз, а в движении в паре – на своего партнёра.

  Развивая  творческие способности  я придерживаюсь следующим этапам:

- Накопление впечатлений;

-  Импровизации двигательные.  

-  Создание собственных музыкально – ритмических композиций, являющихся отражением какого-нибудь  музыкального   впечатления  

YI. Приобщение к танцевальной культуре, как  к способу развития творческой активности и личностного   самовыражения.

       Танец, как и любой другой вид искусства,  имеет собственный  выразительный язык, который органично соединяется с музыкой.  

       Истоки образной природы танца коренятся в характерных элементах движений, рождённых в реальной жизни.

  «Когда и в каком балете  бы мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец», - эти слов Г.С.Улановой лишний раз подчёркивают связь музыки и движения, а об известной балерине Анне  Павловой писали, что её движения это «танцующая музыка».

    Приобщение детей к танцевальной культуре, развитие музыкально – двигательного и танцевального творчества является одной из задач  по разделу музыкально – ритмические  движения в «Программе воспитания и обучения» под ред. Васильевой, но,  к сожалению, в программе содержится очень краткий перечень обязательных танцевальных движений, объём которых не в состоянии обеспечить достаточного разнообразия танцевальных импровизаций. Развитию творческой активности.

    На данном уровне – удачно подобрать движения, способные создать музыкально – танцевальный образ, оригинальные сочетания, вот в чём  я видела основную цель своей работы. Для развития творческой активности и приобщения детей к танцевальной культуре  я поставила перед собой следующие задачи:

- постепенное ознакомление в каждой возрастной группе с основами классического танца (позиции рук, ног,  примитивный классический экзерсиз)

- знакомство детей  с историей и развитием танцевального искусства( народный, балетный театр, современный танец)

- развитие творческих способностей (использование знакомых элементов в самостоятельной музыкальной деятельности) и интереса к занятиям танцем.

    Для осуществления  задачи по развитию у детей осознанного отношения к музыкальным движениям, я разработала «Словарь пантомимических и танцевальных движений», картотеку ассоциативных картинок», «Танцы от «А»  до «Я», подбор иллюстраций, книг,  альбомов, журналов для детей и родителей.

                  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

       В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес и потребность к музыкально – двигательным занятиям, освоили необходимый объём движений  классического, народного, бального танцев, а так же различные  имитационные движения; у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка.

    Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в  обучении их игре на детских музыкальных инструментах.

     Ребята стали понимать ориентировку «на себе» (правая - левая рука,  нога) «и от себя» (направо, налево, вперёд, назад)

      Они научились хорошо ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные построения: в шеренгу, в колонну, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

    У них появились такие личностные качества, как уверенность,

активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения

зрителям.

    Изменилось и протекание психических процессов: отмечены  сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и  воспроизведения, проявление творческого воображения.

В мае 2010г.  Дети  успешно выступали с музыкально – ритмической композицией «Журавли», на музыку Блантера.   в концертах  ко Дню Победы  перед ветеранами Красногвардейского района  в ДЮЦ «Красногвардеец» перед ветеранами ГУВД  Красногвардейского района. Их выступление отличалось ярким, уверенным,

артистичным исполнением.

         В ноябре 2010 года  дети принимали участие  в районном конкурсе «Шире круг», с танцем на муз. Е. Доги из к/ф «Табор уходит в небо»,

Заслужив грамоту «за Лучшую драматургию танца»

Проверка уровня развития музыкальных способностей и основных видов музыкальной деятельности показала наглядное подтверждение важности и необходимости такой работы с детьми

        У детей происходит становление чувства ритма, темпа,

исполнительских навыков в танце, художественного вкуса.

   У них  формируются красивые манеры, осанка, походка, выразительность движений  и поз. Ребята избавляются от стеснительности, зажатости.  

       При правильной организации обучения они демонстрируют

такие показатели творчества, как подбор движений, способствующий

воплощению танцевального образа; комбинирование знакомых движений в свободной пляске; умение передать движением характер того или иного персонажа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

СПИСОК:

1. Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыках у детей.

Ленинград, 1975.

2. Балет/ Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение.

М.: Просвещение, 1984.

4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.

Ярославль: Академия развития, 1998.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000.

6. Буренина А. И. Коммуникативные танцы. С. – Петербург: Музыкальная

палитра, 2004.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребѐнка. М.: Просвещение

8. Выготский Л С. Психология искусства. М., 1986.

9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.

10. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией.

С. – Петербург, 1993.

11. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М., 1964.

22

12. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д , 2002.

13. Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце//

Дошкольное воспитание №12, 1991.

14. Зимина А. Н. Музыкальные этюды в детском саду. М.: Просвещение,1971.

15. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Ярославль: Академия развития, 1997.

16. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.

М.:Академия, 2000г.

17 18. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. М.: Линка – пресс, 2006.

19. Фирилѐва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са – фи – дансе. С. – Петербург: Детство – пресс, 2000.

20. Фомина Н. Сказочный театр ритмической гимнастики// Дошкольное

воспитание № 5, 2004.

21. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М.: Дрофа,1998.

22. Чибрикова-Луговская А.Е.Ритмика.// Дошкольное воспитание №12, 2003г.

23. Чистякова М. И.  Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.

24. Эстетическое воспитание в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной,

М.: Просвещение,1985.. Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши. Санкт-Петербург, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как помочь детям младшего возраста творчески использовать двигательные навыки и умения в самостоятельной деятельности».

       Свободу действий младший дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.Самостоятельная деятельность всегда...

Совершенствование музыкальных способностей и музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по с...

Формирование у детей дошкольного возраста жизненно важных двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в летний оздоровительный период.

Собственно, краткое содержание этой статьи видно из самого названия. Развитие детей в любой сфере деятельности становится успешней, если детей заинтересовать, сделать их занятия и оборудование нестанд...

Двигательные навыки и умения детей 6-7 лет.

МБДОУ детский сад №56 “Теремок”Консультация для родителей.Выполнила: инструктор по физическому воспитанию Гаспарян Я.С. Двигательные навыки и умения детей 6-7 лет. У детей п...

Двигательные навыки и умения детей 6-7 лет.

Консультация для родителей по физическому воспитанию...


 

Комментарии

Большое спасибо, за интересный материал. Выбрала эту тему по самообразованию, готовлюсь к аттестации.