Театральная деятельность
методическая разработка по музыке на тему

Мы также используем прием олицетворения математических знаков, которые являются жителями разных городов математической страны (Цифры, Сложение, Вычитание, Точка и другие). Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат (например: повернуть направо, что бы не попасть в болото; подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить маленькую волшебницу). Это помогает детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни.

В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. В нашем детском саду в этой работе огромную помощь оказывают театрализованные занятия . Они всегда радуют детей и пользуются у детей неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В работе нашей театральной студии принимают участие не только воспитатели, но и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность наших детей в группах, мы учитываем:

Индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка;

Особенности эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и поло ролевые особенности.

Таким образом, создание зоны театральной деятельности предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организация “зон приватности”;

Предоставления права и свободы выбора;

Создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

Многофункциональность использования зон в группах и оборудования;

Возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:

мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;

рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;

слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;

по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;

репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.

В своей работе мы учитываем то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляем. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим. Если никто из детей не хочет исполнять роль отрицательного персонажа, то мы заменяем его куклой. Используем и такую форму спектакля, когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый рассказчик.

Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.

Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительно и эмоционально читают стихи. Так, например, в нашем детском саду с 2003 г. действует литературный кружок “Огонек”. Воспитатель Алексанрова Е.А. вводит детей в прекрасный мир поэзии, знакомит их с творчеством А.С.Пушкина и других великих русских поэтов. Ею собран богатый системный материал: папка со статьями о жизни и творчестве А.С.Пушкина, конспекты занятий, дидактические игры, альбомы, “волшебная коробка” с предметами из сказок, иллюстрации детей к сказкам, подобраны диафильмы, диски DVD и кассеты. Работа кружка тесно связана с театрализованной и изобразительной деятельностью. Работу изостудии ведет Чекмарёва Н.В. Она на своих занятиях использует элементы театра. Далее мы приводим одно из ее занятий.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».

Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"

Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...