МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЬКИХ УГОЛКОВ
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Материал для родительских уголков о значении фольклора в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_roditelkih_ugolkov.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

В ВОСПИТАНИИ МАЛЫША

     Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика.

    Именно с маминого нежного голоса, её  мягких тёплых рук начинается для ребёнка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем своей неизвестности пространстве. В психике маленького ребёнка происходит зачастую неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть и любим, я защищён, я хороший, я сам, я хочу, я должен и т.д.

     Первым педагогическим произведением у человечества была КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. Её прямая функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый,  с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создавалась форма для колыбельной песни.

     Материнские чувства подсказали, каким должно быть её содержание, - здесь отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и  пожелание видеть своего дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

     Попробуйте разучить и спеть эти песенки самым маленьким детям. Однако спросите у своих трёх-, пятилетних детей, хотели бы они послушать мамину колыбельную песню перед сном? Думается, что в условиях естественного дефицита времени у работающих родителей, тем не менее, всегда найдётся несколько минут для интимного общения с ребёнком.

Я качаю день и ночь,                                                  Баюшки, баю, баю,

Отойди, бессонье, прочь!                                         Живёт барин на краю.

Отойди да отвались,                                               Он не скуден, не богат,

В тёмном лесе заблудись,                                        Много у него ребят.

В тёмном лесе, во кустах,                                      Все по лавочкам сидят,

Во малиновых листах.  

Кашу масляну едят.                                                Баю, баю, зыбаю,            

Ложки крашеные.                                                  Отец ушёл за рыбою,

Каша масляная,                                                     Мать ушла пелёнки мыть                                                                

Ложка гнётся,                                                      Дедушка – дрова рубить.                                                                

Сердце бьётся,                                                     А бабушка – уху варить,                                                                

Душа радуется.                                                    Тебя, Славочка, кормить

ЧИТАЙТЕ  ДЕТЯМ  ПРИБАУТКИ!  РАЗВИВАЙТЕ  ДЕТСКОЕ  ВООБРАЖЕНИЕ!

     ПРИБАУТКИ – маленькие смешные рассказы, сказочки или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Ведение фантастических элементов, небыличного материала, когда утки могут играть в дудки, таракан дрова рубить способствует развитию воображения, фантазии, способности взглянуть на вещи с необычной стороны. Так зарождается оригинальность мышления, что лежит в основе любой творческой деятельности. Однако воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на её основе. И здесь опять ясно выступают те человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются обществом. Характерным примером служит известная всем прибаутка:

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собачка только лает

Ничего не помогает.

     Попробуйте прочитать детям эти прибаутки и обсудите с  ними происходящие в них события, но так, чтобы при этом на мир и жизнь каждого существа, выведенного в прибаутках (птица, зверь, насекомое), были перенесены людские связи и отношения

Котя - коток,                                          Уж как шла лиса по тропке,

Кудрявенький лобок!                               Нашла грамотку в охлопке.

Сидит котя у ворот,                              Она по лесу ходила,

К себе милую ждёт.                               Громким голосом  вопила,

Кошечка – в окошечке,                           Лиса лычки драла,

Кошурки – в печурочке,                          Лиса лапотки плела.

Котятки – в подлавке.                           Вот и села на пенёк

-А кто у нас большой?                            И читала весь денёк:

А кто у нас меньшой?                             Будто небо провалится

-Мы все подрастём,                                И земля загорится –

За мышами пойдём;                                Лисе негде будет жить!

Один дедушка кот                                  И пришлось с горя топить.

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

ПОЙТЕ  ВМЕСТЕ  С  ДЕТЬМИ.  

ПЕСНИ-ЗАКЛИЧКИ.

       В старину не было ни одного народного, а чаще всего календарного праздника, в котором дети не распевали бы ПЕСЕНКИ – ЗАКЛИЧКИ.          

     К сожалению, они наименее известны в детской среде, кроме пресловутой «Божьей коровки». Заклички были не только приурочены к какому-нибудь празднику, но и исполнялись в случаях, когда нужен был дождь, или, наоборот, требовалось вёдро.

Дождик, дождик, пуще!                                        

Я вынесу гущи,                                                      

Хлеба краюшку,                                                      

Пирога горбушку,                                                  

Дождик, дождик, припусти,

 Побежим мы за кусты!

За кустами гуща,

 А ты, дождик, пуще!

Дождик, дождик, лей, лей,                                    Пеки, пеки, солнышко,

Никого не жалей -                                                  Красное вёдрышко!

Ни берёз, ни тополей!                                            Рано – рано играй,

Дождик, дождик, посильней,                                Своих деток согревай!

Чтобы травка зеленей!                                         Твои детки плачут,

Вырастут цветочки                                              По камушкам скачут!

И зелёные листочки!

Солнышко, снарядись!                                            Ай, радуга – дуга,

Красное покажись!                                                 Не давай дождя,

Выходи из-за тучи,                                                 Давай солнышко,

Дам орехов кучу!                                                    Красное  вёдрышко –

                                                                                 К нам в окошечко!

     

РОЛЬ  ФОЛЬКЛОРА

В  ФОРМИРОВАНИИ  У  РЕБЁНКА  ЛЮБВИ  К  РОДИНЕ.

     Детям ещё не недоступно в полной  объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это близкие люди и, прежде всего, - мать. Это те сказки, стихи, песни, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он слышит и видит в детстве, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Фольклор является школой социального опыта и даёт ребенку возможность всесторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близким детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду, - в тех промыслах и занятиях, которые  свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Создатели народной музыки пели о нелёгких  условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, о взаимоотношениях человека и мира природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда. Известно, что природа музыкального фольклора имеет импровизированную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие индивидуальности оттенков переживаний и мироощущения  человека, открывало дорогу бесчисленным и богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т.п. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка. Его личности развивается и формируется в деятельности. Игра является её индивидуальной основой. Через игры формировалось детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.

     Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей!

ПРЕДПОСЫЛКИ  И  УСЛОВИЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ.

     Уже с четырёхлетнего возраста у детей начинают  выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Музыкальные способности ребёнка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

     Признаками же музыкальности являются эмоционально-чувственное переживание музыки, тонкое восприятие её. Какую бы музыкальную одарённость ни имел ребёнок, но, если он свои способности не развивает и не обучается определённым в этой области навыками, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

     Наличие той или иной степени музыкальной одаренности у ребёнка формирует у него музыкальное мышление.

     Ранее исполнение ребёнку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создают талант, выдающуюся творческую личность. Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где малыша с первых дней его жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, ухаживали за ним, исполняя пестушки, играя – пели потешки, прибаутки, рассказывали сказки с напевами, вырастают наиболее музыкальные и творчески одарённые дети. В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных  напевов. Им запоминался поэтический, образный язык народных песен. Дети очень восприимчивы, и если кто-то из родителей  в их присутствии исполняет народные песни, то они легко перенимают опыт и уже сами начинают интонировать песни.

РОЛЬ  МУЗЫКИ  

В  ТВОРЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ  ПОДРАСТАЮЩЕГО  ПОКОЛЕНИЯ.

     Творческое начало лежит в основе всей жизни  современного человека. Искусство, в частности, музыка, таит в себе большие возможности  для творческого развития подрастающего поколения.

     Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребёнка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые отношения.

     Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. Эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса.

     Каждый ребёнок в потенциале творец всяких, в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет своё архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации.

     Детское музыкальное творчество формируется в пении, музыкально-ритмических движениях. Музыкально-ритмические движения – это благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща своя черта – исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятельности – и музыка, и движение – развёртываются по времени.

     Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа.

     Характерная особенность музыкально-игрового образа – его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворённость.

ТРАДИЦИИ,  ОБЫЧАИ,  ОБРЯДЫ.  ПРАВОСЛАВНЫЕ  ПРАЗДНИКИ.

     Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизнях наших предков. И соответственно передаём свои знания детям.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой  «массовой культуре», всё чаще  включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО.

     Один из двунадесятых праздников христианской церкви. По значимости это второй праздник после Пасхи. Православные Рождество отмечают 7 января по новому стилю. Празднованию предшествует сорокадневный пост, который является подготовкой к этому событию. Время от 7 января до 18 января, т.е. от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. Святки соединялись с чествованием Коляды – бога зимы. Его необходимо было встретить, прислужить и проводить с магическими действиями, заклинаниями, ритуальными кушаниями. На празднике люди высказывали друг другу пожелания, веря, что сказанное от души обязательно сбудется. Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус. Дети вставали с мешками под окнами и пели:»Пришла Коляда накануне Рождества…», просили подарков, подношений, жадным грозили, что им не будет благодати в этом году. Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства.

К Р Е Щ Е Н И Е .

  Праздник предваряется Сочельником (день накануне праздника). 18 января к концу вечерни приурочено первое освящение воды – древнейший христианский обряд. Освещение воды в древние времена проводилось на реке. Там, где вода замерзала, делали проруби. Это таинство получило статус покаяния и очищения людей от первородного греха. Второе название этого праздника – Богоявление. При крещении Спасителя произошло явление трёх лиц Божества: Отец из развёрзшихся небес голосом свидетельствовал о крещеном сыне, и Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса, подтверждая, таким образом, слово Отца. Установление праздника Богоявления относится к первым векам христианства. Как и в Сочельник, В день Крещения после водосвятия  совершали обряды освящения домов и хозяйственных построек. Магические свойства приписывались не только святой воде, но и снегу, соломе, верхушкам  ёлочек, Богоявленской свече. Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями играми. Крещенская ночь и Богоявленская обедня были последним сроком гаданий. Типичной темой крещенского гадания у девушек были замужество, желание узнать свою судьбу, долю, участь. Гадания были разнообразные: связанные с водой, зеркалом, снегом и т.д. К празднику Крещения во многих местах России ещё в конце ХIХ века приурочивался обычай устраивать смотрины, как говорили, «большой смотр невест». Смотрины в Крещение наряду с обрядами святочного периода (гадания, ряженья, посиделки, где пели, играли, ухаживали) являлись элементом предсвадебной обрядности.

ТРАДИЦИИ,  ОБЫЧАИ,  ОБРЯДЫ.  ПРАВОСЛАВНЫЕ  ПРАЗДНИКИ.

     Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизнях наших предков. И соответственно передаём свои знания детям.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой  «массовой культуре», всё чаще  включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

П А С Х А.

   СВЕТЛОЕ  ХРИСТОВО  ВОСКРЕСЕНИЕ. Этот праздник празднуется весной. В Православной церкви это самый большой, самый торжественный праздник. Он ещё называется Пасхой, т.е. Днём, в который совершился переход  верующего человека от смерти к жизни, от земли к небу. Господь показал людям: жизнь вечная – это жизнь после смерти. Праздник Воскресения продолжается целую неделю, и служба в храме совершается особенная. Вся ночь на Светлое Воскресенье не спят христиане. К полуночи церковь освещается свечами и внутри и снаружи. Священнослужители в светлых одеждах под колокольный звон, с крестом, иконами и возжёнными свечами проходят крестным ходом вокруг храма. А ровно в полночь провозглашается: «Христос Воскрес!» И все откликаются «Воистину Воскрес» При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, целуются, прощая обиды, потому что Христос заповедал всем любовь.

РОЛЬ  ПРАЗДНИКОВ

В  НАШЕЙ  ЖИЗНИ.

     В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни  часто похожи  один на другой и могут быть унылыми и тяжёлыми, радостными и лёгкими, удачными и неудачными. Будням всегда противопоставляется праздник - это день, наполненный радостью, весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение.

     Особое значение праздник имеет для ребёнка. Знаменитый русский педагог    К.Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых – ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него праздники. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция или обычай, средством выражения которого является обряд, обрядовые действия. С другой стороны, праздник – это далеко не безделье. Безделье не противопоставляется делу! Праздник – не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.

     Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, потому что начинались они с момента, когда «солнце поворачивало на лето», т. е. В декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в  образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота – макушки лета.

     На Руси в первые годы принятия христианства православные праздники совпадали с языческими, и отделить один праздник от другого было довольно сложно. Так, например, празднование Рождества Христова объединялось с языческим праздником в честь «не умирающего солнца»; Пасха приходилась на время весенних языческих славянских празднеств; Рождество Иоанна Крестителя совпадало с древним праздником Ивана Купалы, а Троица  - с праздником Семика.

     В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых

     Каждый праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий».

     Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздники способствуют сближению родственников. Одновременно праздники носят образовательную функцию, праздник является первичной формой культуры.

ПРАЗДНИКИ  В  ДЕТСКОМ  САДУ.

     Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное  -  это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную  культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.

     В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, положена общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране,  и выделены следующие виды праздников:

  • народные и фольклорные праздники (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
  • государственно-гражданские: новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Троица;
  • бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу и др.

     Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка: он получает знания; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Обращаем внимание родителей на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очерёдность, и в течение года каждый ребёнок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и фотоаппаратами и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.

     Хороший праздник – это праздник весёлый, интересный, надолго оставляющий у детей положительные впечатления.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЬКИХ УГОЛКОВ

Разработала

Музыкальный руководитель

МДОУ № 20 «Веснушки»

ПОДОЛЬСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛУПАЧЁВА ЛАРИСА БОРИСОВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительских уголков

Материал для родительских уголков на различную тематику. Предварительный просмотр не отражает полностью внешний вид материала....

Материал для родительских уголков по играм

Материал для родительских уголков в группах старшего возраста. Предварительный просмотр не отражает полностью внешний вид материала....

Материал для родительских уголков по здоровью

Содержит мини-консультации о первой помощи, нетрадиционных методах лечения. Предварительный просмотр не отражает внешний вид материала. Он готов к применению, пользуйтесь....

Консультация для родителей. Дыхательная гимнастика (материал для родительского уголка)

Материал пригодится всем педагогам для оформления родительских уголков в группе....

Материал для родительского уголка (начало года)

Материалы для родителского уголка в начале года ....

Материал для родительского уголка "Поиграй со мною мама"

В статье  рассказывается о значении пальчиковых игр. Предлагается их перечень   для занятий с детьми дома....

Перечень материала для музыкального уголка в группах (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

К началу учебного года всегда необходимо привести в порядок все уголки, в том числе и музыкальный. Музыкальные руководители затрудняются,что должно быть в уголке, особенно начинающие. Данный перечень ...