Главные вкладки

    Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.
    статья по музыке на тему

    Климова Надежда Валерьевна

    Доклад музыкального руководителя для педагогического совета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением

    квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом

    развитии воспитанников Калининского административного района

    Санкт – Петербурга.

    Использование элементов логоритмики и ритмопластики

     на музыкальных занятиях в ДОУ.

                                                      Составила:

                                                                   музыкальный руководитель

                                                                   Климова Надежда Валерьевна.

    Санкт – Петербург

    Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

    Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

    1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
    2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

    На подготовительном этапе обычно я использую упражнения на развитие:

    1. Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.
    2. Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;
    3. Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
    4. Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

    Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

    Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.

    Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

    Задачи:

    1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    2. формирование правильного дыхания;
    3. развитие способности ориентироваться в пространстве;
    4. выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
    5. развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
    6. формирование навыка релаксации;
    7. развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

    Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

    Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

    Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

    Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

    “Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

    “Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

    Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

    Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

    Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

    Упражнения для развития мелкой моторики.

    Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

    Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

    Упражнение можно выполнять с прищепками.

    Клювов длиннее не видывал я,
    Чем клювы у аиста и журавля.
    (О.И. Крупенчук)

    Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

    Игры на развитие фонематического слуха.

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

    Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

    Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

    Съегирь снегиль снегирь

    Воена волона ворона

    Грухаль клухай

    Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

    Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

    Обезьянки - кривляки.

    Сердитый тигр.

    Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

    Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

    Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений использую разнообразные оркестры детских инструментов:

    Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

    1. “Ложкари” (ложки разных размеров)
    2. “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
    3. “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
    4. “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

    Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

    Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.
    Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.

    Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

    Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.


    Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а в последствии самостоятельно.

    Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

    Использование элементов ритмопластики.

    Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
    следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет
    развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
    процессы, которые лежат в их основе.
    Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально – ритмических
    движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности,
    рассмотрим более детально её особенности.

    Во – первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого
    лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют
    основные средства музыкальной выразительности.

    Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения,
    музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды
    искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым,
    ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много
    общих параметров, к которым относятся:

    • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм;
    • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения;
    • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

    В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи обучения и воспитания детей.

    1. Развитие музыкальности:

    • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение
    и характер, понимать её содержание;
    • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
    чувства ритма;
    • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
    звуков;
    • развитие музыкальной памяти.

    2. Развитие двигательных качеств и умений.

    • развитие ловкости, точности, координации движений;
    • развитие гибкости и пластичности;
    • воспитание выносливости, развитие силы;
    • формирование правильной осанки, красивой походки;
    • развитие умения ориентироваться в пространстве;
    • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

    3. Развитие творческих способностей:

    • развитие творческого воображения и фантазии;
    • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
    деятельности, в слове.

    4. Развитие и тренировка психических процессов:

    • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
    пантомимике;
    • тренировка подвижности нервных процессов;
    • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления

    5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    • воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
    • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
    чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
    с друзьями и взрослыми.

    Практическая работа:

    Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но
    вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
    общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру
    эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
    произведений.

    1. «Плюшевый медвежонок» муз. В.Кривцова.
    Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.

    2. «Марш» муз. Г Свиридова
    Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,
    развитие ритмического слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности
    движений.

    3. «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович.
    Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности
    к импровизации, воображения и фантазии.

    4. «Осенний парк» муз. Е.Доги «Вальс»
    Задачи: развитие музыкальности. Пластичности и выразительности движений рук.

    5. «Танец Месяца и Звёздочек» Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды
    в твоих очах»
    Задачи: развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного
    мышления, памяти и внимания.

    Начало формы

    Конец формы

    6. «Птичий двор», Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко
    Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения,
    способности к импровизации.

        Приступая к разучиванию танца с детьми, страдающими нарушением речи, стараюсь подбирать материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.

         Произведения, используемые для музыкально- ритмических движений должны обладать рядом особенностей:

      - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

      -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

      - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях (В.Шаинского, Б.Савельева и т.д.);

      -объем музыкального произведения (2-3 мин.)

      -доступность для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. Определение доступности движений связано с анализом следующих параметров:

        1.координационной сложности;

        2.объема движений;

        3.переключаемости движений;

        4.интенсивностью нагрузки.

        Начинаю разучивание танца

      1. с прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля;

      2.разучивание отдельных движений, входящих в танец;

      3.разучивание всей композиции.

    Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко  показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально- двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.

      Методика обучения детей с ОНР музыкально - ритмическим движения имеет ряд особенностей:

       1.обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры;

       2.в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;

       3.каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;

       4.необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;

       5.общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

        

       

         


    Список литературы.

    1. «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
    2. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.
    3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.
    4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.
    5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

    Содержание:1) "Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ"...

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

    Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии.

    Укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях посредством здоровьесберегающих технологий....