Презентация "Русские народные музыкальные инструменты в ДОУ"
презентация по музыке по теме

Кушниренко Анастасия Олеговна

Данный материал позволит Вам систематезировать знания  о различных русских музыкальных инструментах используемых в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.rar1.5 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные музыкальные инструменты


 Пищалки

 Пищалки считаются одними из древнейших музыкальных инструментов. Для изготовления пищалок можно использовать простую травинку, гусиное перо, либо ленту бересты.

 Принцип работы пищалки прост – полученную ленточку немного разрезают по середине, натягивают пальцами и дуют в образовавшийся разрез. Получается интересный пищащий звук. Можно поэкспериментировать с материалом, длинной разреза и способом звукоизвлечения чтобы получить красивое звучания этого нехитрого инструмента.

Погремушки

 Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.

 Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.

 Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.

Жужжалка

 Жужжалка - распространенная деревенская детская игрушка, изготовленная из хрящевой кости свиньи и протянутой сквозь нее связанной кольцом веревки, так что с обеих концов получались петли. Название происходит от характерного звука, который издает эта игрушка. Играли нею так: брали двумя руками за петли и накручивали тугой узел, пока не зажимало пальцы. После этого разводили руки, и кость начинала быстро раскручиваться и снова закручиваться, издавая характерные низкочастотные звуки урчания.

 Принцип работы волчка (юлы).

 Известно использование слова фурфалка в фразе «сделай из него/нее фурфалку» по отношению к испорченной, ненужной вещи, что означает совет выбросить (фурнуть, фуркнуть) ее.

 Также словом фуркалка называют любую вещь, издающую похожий звук: зажигалку, двигатель.

Фурчалка

 С незапамятных времен забавлялись дети простой и незамысловатой игрушкой: через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок.

 Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные. Они, конечно, зависят от материалов, из которых сделана игрушка, но ведь и мало ли кому что послышится: "фыр-фыр-фыр", или "жжжу-жжуу-жууу", или "гыр-гыр-гыр"…

 Поэтому и называют её кто фурчалкой, кто кто гуркалкой, кто жужжалкой…

 Но какое это имеет значение! Детей всегда увлекали и увлекают игрушки, которые можно заставить двигаться по своей воле, да еще и издавать звуки, - ведь это значит, что предметы оживают в их руках!

 Для изготовления фурчалки можно использовать любые подручные материалы: пуговицы, деревянные плашки, ластики и даже простые картонки. Деревянные или картонные фурчалки можно раскрашивать или делать на них аппликации.

 Такая игрушка при наличии некоторого опыта делается за считанные минуты и умещается в кармане, так что с ее помощью можно скрасить ожидание автобуса, время в электричке или в очереди к врачу.

 Фурчалка не только поможет справиться со скукой, но и потренирует пальчики малыша, позволит поэкспериментировать с изменением темпа и ритма движения игрушки.

С этой игрушкой можно играть и с друзьями: раскрутить фурчалку и передавать её на пальцы приятелю так, чтобы она не остановилась. Тот, у кого фурчалка остановится, - проигрывает.

Можно даже устраивать соревнования: кто скорее раскрутит фурчалку или кто за определенное время передаст её другу большее количество раз.

 А можно затеять эстафету: игрок запускает фурчалку и пытается пройти с ней отмеренное расстояние (если фурчалка перестает крутиться, он останавливается, раскручивает ее вновь, а затем продолжает движение). Когда он возвращается к своей команде, то передает фурчалку следующему игроку.

Духовые инструменты

Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Семейство флейты довольно многочисленное по своим разновидностям.

По подобию флейты возникли другие музыкальные инструменты: Сопель, Кувиклы.

Кувиклы

Это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кувиклы – это разновидность флейты Пана. Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной до ста двадцати сантиметров. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.

Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц,

Свирель

 Свирель - русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Глиняные свистульки

 Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

 Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.

 Изготовлением глиняных свистулек занимались в России и многих других странах мира издавна. Постепенно из простых трубочек они стали превращаться в настоящие произведения искусств, и радовать не только слух, но и глаз зрителей свистульного представления.

 Изготовить такую свистульку, пусть и не такую красивую для начала, далеко ходить не нужно – глина имеется у нас прямо под ногами. Дело в том, что единой технологии изготовления свистульки из глины не существует – сколько мастеров, столько и технологий. Раскрою для вас простую технологию, техникой которой легко овладевают дети на уроках труда.

 Кроме глины нам понадобится печь (хотя и без нее можно обойтись) и инструменты для работы с глиной и вырезанию на ней рисунка (можно сделать самим, вырезав из палочки или веточки).

 Глина для гончарных изделий должна содержать в себе 11-15% песка, то есть если она слишком жирная, то можно добавить песок, а вот если песка в ней слишком много, лучше поискать другое месторождение глины, иначе при обжиге свистулька развалится, потрескавшись. Чтобы не выкидывать потом мешок глины, лучше прогуляться на выходных с пакетиками и лопатой, набрать по небольшому комку глины в разных местах и подписать мешочки. Дома обжечь каждый и выбрать самое лучшее месторождение.

 Итак, копаем глину, дома разбиваем молотком комочки глины, удаляем примеси – веточки, камушки. Растворяем глину водой в пропорции одна часть глины, три части воды. Раствор тщательно размешиваем. Даем раствору отстояться, после чего верхнюю воду сливаем, средний слой глины вычерпываем, а нижний слой с отстоявшимися камушками и песком выкидываем.

 Глину желательно поместить в небольшую ванночку небольшим слоем, чтобы она быстрее высыхала, но следить, чтобы не пересохла. Глина будет готова к работе, когда ком глины, взятый в руку, не будет прилипать. Переминаем тщательно глину руками, чтобы убрать пузырьки воздуха, проверяем качество глины – скатываем из нее валик диаметром пару сантиметров, резко сгибаем пополам – на сгибе не должно быть трещин.

 Если вы не собираетесь использовать сразу всю глину, ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и закрыть герметично, чтобы не пересыхала, тогда лепить свистульки можно будет в любой момент, как появится желание.

 Итак, какие инструменты для работы нам понадобятся – это игла для подрезания и протыкания.

 Для протыкания отверстий в трубке (чтобы менять звук свиста, зажимая пальчиками) нам будут нужны трубочки диаметром 3-4 мм, вместо них можно использовать пасту из ручки. Ну и различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке.

 И самое главное – сушка. Так как специальной печи для сушки глиняных изделий у нас скорее всего, нет, то сушить можно и в обычной газовой или электрической печи. Однако не стоит резко повышать температуру – сушка должна быть длительной, иначе от резкого разогревания вода, что содержится в глине, будет быстро испаряться и свистулька покроется пузырями.

Струнные инструменты

 Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются гитара, гусли, балалайка и домра.

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус. Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Балалайка

Сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И.И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

 O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гусли

 Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

 Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Ударные инструменты

 Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) (молоточков, колотушек, палочек) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Трещотка

 Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

 Впервые трещотки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

 Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

 Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Рубель

 Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.

 Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

 Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

 Музыкальный рубель имел небольшие отличия от бытового: они на одной стороне имели высверленную резонаторную полость. Бытовой рубель был немного длинее музыкального, и имел не такие острые грани.

 Как можно понять из его вида играли на нём просто: проводили чем-нибудь вверх и вниз.

Колотушка

 Колотушка – музыкальный инструмент сторожа или охранника. Этим ударным инструментом хранитель порядка ходил и постукивал темными ночами, тем самым отпугивая воров и вселяя спокойствие в живущих рядом людей – они знали что их охраняют.

 Конечно, этот музыкальный инструмент был любим не только сторожами, в различным народных ансамблях, да и на любом празднике не обходилось без колотушки.

 Колотушка представляет из себя деревянный каркас, который обтягивали каким-нибудь упругим материалом, чаще всего кожей. Вверху колотушки привязывали небольшой, как правило, деревянный шарик. Когда колотушку приводили в движение, и этот самый шарик ударялся об её упругую часть и колотил её - издавал стучащие звуки.

Ложки

 С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

 Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

 Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

 В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

 Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

 Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...


 

Комментарии

Использовала Ваш материал в практике. Легко и доступно написано о народных инструментах, имеется вся необходимая информация. Эстетично и аккуратно оформлена презентация. Ребята с большим удовольствием слушали, много узнали нового о русских народных инструментах. В конце занятия мы провели викторину, дети легко усвоили материал, у них появился интерес к инструментам и мы решили продолжить эту тему уже с практикой и изготовить некоторые народные музыкальные инструменты. Спасибо большое, буду использовать Ваш опыт работы и в дальнейшей практике.