Программа по формировнаию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Рязанова Марина Александровна

Программа

«Формирование музыкальных способностей старших дошкольников на основе комплекса искусств"

Рекомендована для детей в возрасте 5-7 лет, сроком реализации - 2года. В основе программы лежит принцип интеграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mdou.doc201 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа

«Интеграционный комплекс искусств по формированию музыкальных способностей старших дошкольников»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации 2 года

Автор экспериментальной  программы Рязанова М.А.

Музыкальный руководитель МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада № 53»Ёлочка», г. Тамбова

Пояснительная записка

          В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка позволяет решать программа художественно-эстетического направления по формированию и развитию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно младший  возраст детей  сензитивен  для развития творческих способностей и чувства прекрасного. В этом возрасте дети уже в состоянии почувствовать красоту образов русского искусства.  Интеграция искусств, в данном случае,  перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике. На мой взгляд, интегрированное преподавание искусства эффективнее, чем отдельная работа по каждому из них. Действительно, лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В результате проблема воздействия на личность дошкольника многообразием видов искусства, находящимся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом, представляется достаточно актуальной.

        Действия детей в музыке, пластике, театрализации, изобразительном искусстве, сочинении, слушании убеждает их в том, что им доступно выразить настроение, чувство, мысль звуками, жестами, краской, словом, потому что музыкальность «живет» во всех видах искусства. В процессе формирования положительного отношения к музыке, и через нее пробуждается интерес к познанию всех новых свойств и возможностей других искусств. Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом. Поэтому в данной программе рассмотрен вопрос формирования музыкально-творческих способностей старших  дошкольников через комплекс искусств, а именно, интеграцию таких искусств, как музыка, изобразительное искусство, танец, театр, литература.

Организация детской деятельности строится на основе самостоятельного творческого выбора детьми видов и форм художественно-творческой деятельности: пение, слушание, рисование, чтение художественных произведений, игра на инструментах, беседа, просмотр презентаций, музыкальная игра и другое, путем условных обозначений, определенных ими, на первой встрече с педагогом. Таким образом, педагог не придерживается стандартной структуры занятия, а организует детскую деятельность с учетом интересов детей. В этом ее новизна и  отличие от подобных типовых программ.            

        Программа по формированию музыкальных способностей детей включают в себя следующие виды деятельности:

1.Музыкальные (слушание музыки, вокально-хоровая работа)

2. Танец (ритмика, импровизация, современный танец)

3. Театр (инсценирование, музыкальные спектакли, мюзиклы)

4. Литература (художественная литература, музыкальная литература, декламация)

5. Изобразительное искусство (рисование под музыку)

6. Игровая деятельность (музыкально-творческие, дидактические игры)

7. Импровизация (варьирование мелодического, поэтического текста, сочинительство, проявление творчества)

8. Элементарное музицирование («шумовой оркестр»)

9. Элементарная теория музыки (нотная грамота, понятие лада, регистров, средств выразительности)

10. Упражнения (дыхательные, дикционные, ритмические, вокальные, логоритмические. Пальчиковая гимнастика)

            В комплексном подходе интеграции искусств основным связующим звеном выступает музыка. Взаимная согласованность музыки с такими видами искусства как танец, изобразительное искусство, литература, театр усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знания детей.

            Одной из составной части занятий являются музыкальные игры, способствующие развитию у детей познавательного интереса, направленные на приобретение навыков самостоятельных действий; на самостоятельный подбор вариантов игр, танцевальных движений; а также применение творческих заданий как способ развития и формирования музыкальных способностей детей.

Цель программы:  формирование музыкальных способностей старших дошкольников на основе интеграции (объединения) искусств.

Задачи:

- формирование у детей основ музыкальной культуры;

- формирование умения внимательно слушать музыку, определять ее характер;

- формирование у детей представлений об искусстве: развитие умений высказывать свои впечатление о музыке и выражать их в рисовании;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы.

- знакомство детей с понятием импровизации в различных видах искусства, развитие  импровизационных качеств у детей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, любовь к музыке и искусству;

- развитие эмоциональности;

- развитие коммуникабельности;

- развитие навыков пения: формирование красивого, мягкого, без напряжения звучания голоса; формирование чистоты интонирования;

- развитие ритмических, танцевальных, пластических движений под музыку;

- развитие элементарных навыков музицирования;

- развитие музыкально-творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.

Авторская программа «Интеграционный комплекс искусств по формированию музыкальных способностей старших дошкольников» разработана на основе настоящих федеральных государственных требований к программам дошкольного образования,  с учетом возрастных особенностей и интересов детей от 5-7 лет и рассчитана на два года реализации.

Первый год – дети в возрасте 5-6 лет

Второй год  – дети подготовительных к школе групп, в возрасте 6-7 лет.

Предполагаемые результаты

К концу первого года реализации программы  у детей будут сформированы следующие представления:

- видов искусства и его интеграции;

- основ музыкальной культуры;

-элементарной теории музыки;

-о великих деятелях в области  художественной литературы, живописи и музыки и их творчестве;

-традиций  народной культуры.

У детей будут сформированы следующие способности:

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный ритмический рисунок;

- различать произведения разного жанра: танец (полька, вальс, народная пляска), песню, марш;

- внимательно слушать музыкальные и художественные произведения, высказывать свои впечатления о музыке словами и в рисунке;

- петь без напряжения, передавая художественный образ;

- совмещать  движение с пением, движение со стихотворным текстом;

инсценировать игровые песни;

- придумывать варианты образных движений в играх.

- определять на слух звучание детских музыкальных инструментов, исполнять несложные мелодии.

Пройдя полный курс программы,  дети смогут:

- разбираться в основах элементарной теории музыки (нотная грамота, понятие динамики, регистров, лада, темпа);

- ориентироваться в традициях народной культуры, танцах народов мира;

- различать жанры  музыкальных произведений (марш, танец, полька),

- определять на слух жанры танцевального искусства;

- определять на слух звучание детских шумовых и музыкальных инструментов;

- эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения; передавать свои впечатления в рисунке;

- петь выразительно, правильно интонируя мелодию;

- петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него; петь под «минусовую» фонограмму;

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать ритмический рисунок, придумывать свой ритм;

- импровизировать в различных видах деятельности;

- выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп; исполнять выразительно и ритмично танцы, движения с предметами;

- инсценировать песни;

- играть на шумовых и детских музыкальных инструментах в ансамбле;

- четко произносить слова в пении, декламировать поэтический текст;

- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературных текстов и произведений;

- драматизировать небольшие произведения.

          Образовательный процесс требует постоянной оценки, контроля, и анализа результатов. Педагогическая диагностика – это мониторинг, направленный на решение задач оптимизации образовательного процесса,  дифференциации детей, а также совершенствование программы, форм и методов педагогического воздействия. Диагностика проводится два раза в год. Начальная диагностика – прослушивание детей, определение уровней музыкальных способностей; конечная диагностика (в конце года) – определение уровня музыкального развития и  степень сформированности музыкальных способностей у детей.

           Проверка результатов формирования музыкально-художественны способностей имеет текущий и итоговый характер.

Формы диагностики:

  1. Начальная диагностика. Прослушивание детей, определение уровня музыкальных способностей.
  2. Творческие работы.
  3. Открытые занятия.
  4. Выступления на культурно-досуговых мероприятиях внутри образовательного учреждения (на мероприятиях, праздниках) и за его пределами.
  5. Конечная диагностика – определение уровня развития музыкальных способностей.

      6. Итоговая диагностика – определение степени сформированности музыкальных способностей старших дошкольников на основе результатов диагностики. Подведение итогов, проверка результативности и эффективности экспериментальной программы «Интеграционный комплекс искусств по формированию музыкальных способностей старших дошкольников».

Тематический план

(I год обучения)

Разделы, темы

     Количество часов

теория

практика

Всего

 I

II

III

I. В мире искусства – музыка, литература, изо.

Вводное занятие. Диагностика

1. Рисуем звуками

Понятие о звуках. Низкие и высокие звуки

Громкая и тихая музыка.

Веселая и грустная музыка

Быстрая и медленная

2. Что изображает музыка

Творчество П.И. Чайковского (детский альбом)

Знакомство с нотной грамотой

Релятивная сольмизация

3. Искусство слова. Литературные зарисовки

в творчестве русских поэтов

И. Бунин «Листопад»

А. Пришелец «Поле»

4. Золотая Осень в искусстве

А.Т. Твардовский «Лес осенью».

И. Грабарь «Рябинка»

П.И. Чайковский «Октябрь».

Повторение и закрепление

Творческая мастерская

Досуговое мероприятие «Литературная вечеринка»

II. Синтез искусств: Танец, музыка, театр Жанры музыкального искусства

Танец как искусство. Основные понятия,  жанры танцевального искусства

Общее представление театрального искусства

Общее понятие импровизации в танце, музыке, театральном искусстве

2. Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

П.И. Чайковский «Зимнее утро»

М. Врубель. Снегурочка; фото морозных узоров

И.И. Никитин «Встреча зимы» (литература)

3. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

Фольклорная игра: основные виды

Русские народные поговорки, пословицы, загадки, попевки, считалки, прибаутки

Хороводные и плясовые песни

Игра - драматизация

4. Элементарное музицирование

Знакомство с детскими музыкальными инструментами

Повторение и закрепление пройденного материала

Творческая мастерская

Досуговое мероприятие, посвященное празднику Защитников Отечества

III. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изобразительного искусства, театра

Знакомство с драматургическим материалом (инсценировка). Распределение ролей

2. Весенние пейзажи в искусстве

С.С. Прокофьев «Фея весны» (из балета «Золушка»)

А.Н. Плещеев «Весна», З.Н. Александрова «Капель»;  (поэзия)

И.И. Левитан «Март» (живопись)

3. Сказочные персонажи в произведениях

С. Прокофьев «Сказочка»

М.П. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «картинки с выставки»

В. Васнецов «Баба-Яга», «Кощей бессмертный»

Отрывки из сказок с описанием персонажа

Изобразительное творчество через слуховое восприятие

4. Весенняя радость в музыке

Рисунок на свободную тему под слушание пьесы

С. Майкапара  «Мотылек»

Свободный импровизированный танец под сопровождение современной музыки (фонограмма)

Повторение и закрепление всего пройденного материала

Творческая мастерская

5. Заключительный этап

 Мероприятие, как способ реализации итоговой совместной деятельности детей. Инсценировка.

Конечная диагностика

1

1

1

1

1

1

1

1

0.5

0.5

2

0.5

1

1

1

1

2

2

1

0.5

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0.5

0.5

2

0.5

1

1

1

1

2

2

1

0.5

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

4

1

2

2

2

2

4

4

2

1

2

2

2

2

2

4

4

2

2

2

2

2

Всего

35

35

70

Содержание программы

Первого года реализации

I. В мире искусства – музыка, литература, изобразительная деятельность

Вводное занятие.

Цель: Диагностирование музыкально-творческих способностей детей

Задачи: 

1. Выстроить совместно с детьми структуру специально-организованной художественно-творческой деятельности детей

2. Определить уровень музыкально-ритмических данных путем диагностирования музыкальных способностей дошкольников.

3. Беседовать о музыке, литературе, изобразительном искусстве, об их взаимосвязи друг с другом.

4. Познакомить детей с музыкальным приветствием  и прощанием «Музыка, здравствуй» ; «До свидания, музыка», Лазарева

Формы организационной работы: беседа с детьми о музыке, о видах искусства, слушание музыки  Д. Кабалевского «Вальс», вокально-ритмические упражнения, пение, подвижная игра.

1. Рисуем звуками

Понятие о звуках. Низкие и высокие звуки

Цель: Расширение кругозора детей путем знакомства со звуками

Задачи:

1. Дать общее представление о звуках (низкие и высокие, музыкальные и немузыкальные звуки, звуки природы)

 2. Формировать способности детей различать на слух звуки по высоте - низкие или высокие.

3. Привести в пример образы животных, соответствующие данным регистрам.

Формы организационной работы:

беседа о природных  звуках: «Какие вы знаете звуки?», разучивание вокальных упражнений, знакомство с песней. Наблюдение: видеоряд животных (рисунки, фотографии), слушание: Е. Ареев «Красная шапочка и серый волк», рисование под музыку. Упражнения релаксационного характера. Игра на различие звуков по высоте «Курочки и петушки»

Громкая и тихая музыка.

Цель: Формирование культуры внимательного слушания музыкальных произведений

Задачи:

1.Познакомить детей с понятием динамики в музыке.

2. Совершенствовать умения детей определять на слух громкую и тихую музыку, различать силу звучания

3. Развивать стремления детей самостоятельно выполнять движения с соответствующей динамикой музыки.

Формы организационной работы:

Музыкально-ритмическое упражнение на различие динамики музыки, слушание и рисование под музыку Г. Свиридова «Колыбельная песенка», Е.Тиличеева «Мама». Г.Левдокимова «Громкая и тихая музыка». Пение вокально-ритмических упражнений, пение песен. Пальчиковая гимнастика.

Веселая и грустная музыка

        Цель: Знакомство детей с характером музыки.

Задачи:

1. Воспринимать и различать на слух музыку веселого и грустного характеров.

2. Совершенствовать двигательную активность детей в самостоятельном выполнении движений, соответствующих характеру музыки

Формы организационной работы: беседа с детьми о характере музыки; наблюдение видеоряда  картин и рисунков, соответствующих контрастному характеру музыки. Слушание: Д.Кабалевский  «Грустный дождик», «клоуны»; Д.Шостакович «Шарманка», П.И. Чайковский «Шарманщик поет». Пение вокально-ритмических упражнений, песен. Выполнение двигательных упражнений. Музыкальная игра «Солнышко и дождик», «Угадайка».

Быстрая и медленная

          Цель: Формирование музыкальной культуры детей путем знакомства с темповыми изменениями в музыке.

Задачи:

1. Формировать способности детей внимательно слушать произведения, эмоционально откликаться, определять темп музыки.

2.  Познакомить детей с дыхательными упражнениями

3. Совершенствовать  образование  мягкого, аккуратного звукоизвлечения в пении.

Формы организационной работы: слушание, беседа с детьми: «о чем рассказывает музыка?», «какая музыка по характеру?», выполнение соответствующих движений в игровой форме, знакомство с дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Пение вокальных упражнений, песен. Игра

2. Что изображает музыка

Творчество П.И. Чайковского (детский альбом)

         

Цель: Расширение знаний детей о творчестве П.И. Чайковского.

Задачи:

1.Слушать произведения из детского альбома П.И. Чайковского

2. Побуждать детей излагать свои впечатления о музыке словесно и в рисунке, передавать настроение музыки.

3.Совершенствовать правильное выполнение дыхательной гимнастики

4. Формировать способность детей петь мягко, выразительно, точно передавая интонацию мелодии.

Формы организационной работы: слушание, беседа о музыке П.И. Чайковского, рисование под музыку. Дыхательная гимнастика. Пение вокальных упражнений, разучивание песни.

Знакомство с нотной грамотой

           Цель: Формирование музыкальной культуры старших дошкольников с помощью  знакомства с нотной грамотой.

Задачи:

1. Дать общее представление музыкальной грамоты.

2. Познакомить с названиями нот. Показать нотную запись.

3. Дать представление ступенчатого хода мелодии восходящего и нисходящего движения.

Формы организационной работы: Пение попевки «Лесенка» Е.Тиличеевой, пение гаммы «до мажор»  с названиями нот. Использовать наглядные пособия.

Релятивная сольмизация

            Цель: Знакомство с понятием «релятивная сольмизация»

Задачи:

 1. Дать представления о понятии «релятивная сольмизация».

2. Познакомить с вокальной методикой Г. Струве, В. Коэн.

3. Использовать ручные знаки в пении гаммы

4. Развивать чувства ритма, способность переключаться с одного вида движения на другие

5. Формировать правильную артикуляции, ясное произношение слов при исполнении распевок, песен, упражнений

6. Координировать движения детей в сочетании с пением

Формы организационной работы: пение и выполнение  упражнений. Использование наглядных пособий (карточки с изображением ручных знаков), игра

3. Искусство слова. Литературные зарисовки

в творчестве русских поэтов

И. Бунин «Листопад»

            Цель: Приобщение к общечеловеческим ценностям художественной культуры.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством И. Бунина

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей посредством слушания произведений, высказывания своих впечатлений и  изложение в рисунке

3. Развивать дифференцированное восприятие

4. Формировать способности детей  самостоятельно  характеризировать  произведения.

5. Способствовать формированию протяжного пения

Формы организационной работы: пение и выполнение упражнений, беседа по творчеству И. Бунина. Чтение стихотворения «Листопад».  Слушание  Г. Свиридова «Осень», изложение своих впечатлений в рисунке. Видеоряд: И. Левитан «Золотая Осень».

А. Пришелец «Поле»

            Цель: Формирование художественной культуры детей посредством знакомства с творчеством А. Пришелец.

Задачи:

1. Развитие дифференцированного восприятия

2. Упражнять детей в самостоятельном определении взаимосвязи искусств

3. Активизировать детей давать характеристику произведениям, высказывать свои впечатления об интеграции искусств.

Формы организационной работы: Выполнение дыхательной гимнастики, вокально-ритмических упражнений.  Пение песен. Музыкально-дидактическая игра. Беседа с детьми о творчестве А. Пришелец. Чтение «Поле » А. Пришелец. Наблюдение видеоряда: И.И.  Шишкина   «Рожь». Разучивание песни «Колосок».  Беседа: «Что общего в произведениях?». «Приведите свои примеры интеграции искусств».

4. Золотая Осень в искусстве

А.Т. Твардовский «Лес осенью». И.И. Левитан «Золотая Осень». П.И. Чайковский «Октябрь».

          Цель: Знакомство с художественными  произведениями А.Т. Твардовского, И.И. Левитана, П.И.  Чайковского.

Задачи:

1. Упражнять детей в самостоятельном определении взаимосвязи искусств

2.Развивать  вокально-ритмические упражнения. Пение песен. Ритмическая игра

Формы организационной работы: Беседа с детьми о художественных произведениях. Беседа с детьми  «какое время года сейчас, что характерно?».

Наблюдение видеоряда И.И. Левитана «Золотая Осень». Слушание  П.И. Чайковского «Октябрь». Чтение   А.Т. Твардовского «Лес осенью». Пение упражнений, песен, подвижная игра.

Повторение и закрепление

Повторение всего пройденного материала. Закрепление понятия о звуках. Низкие и высокие звуки. Громкая и тихая музыка. Веселая и грустная музыка. Быстрая и медленная музыка. Вспомнить  композиторов, писателей и поэтов, художников. Закрепление изученных песен, упражнений.

Формы организационной работы: беседа, слушание, наблюдение, игра.

Проверочная работа

Оценивание знаний детей путем устного опроса по вопросам; игр, направленных на самостоятельные решения поставленных задач; рисования по темам, пение изученных песен в индивидуальном порядке по фрагментам.

Досуговое мероприятие «Литературная вечеринка»

Чтение наиболее полюбившихся литературных произведений, слушание музыки и свободное рисование под нее, доклады детей о творчестве поэтов, художников и музыкантов. Пение любимых песен. Музыкальные игры.

II. Синтез искусств: Танец, музыка, театр

Жанры музыкального искусства

         Формирование художественно-эстетических вкусов школьников. Дать общее представление взаимодействия (синтеза) искусств: танец, музыка, театр. Формирование представлений о жанрах музыки. Марш, песня, танец. Умение определять характер музыки, двигаться в соответствии с жанрами. Знакомство с новой песней.

 

Формы организационной работы: беседа с детьми: «на что похожа эта музыка? Дайте характеристику произведениям. Какие жанры музыки вы знаете, приведите примеры»

Слушание: Д. Кабалевский «Марш», Д. Шостакович «Марш», М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский «Камаринская», В.А. Моцарт «Спи, моя радость, усни», А. Лядов «Колыбельная». Пение песен. Музыкальная игра.

Танец как искусство. Основные понятия,  жанры танцевального искусства

          Формирование художественно-эстетических вкусов дошкольников. Дать представление о жанре музыкального искусства – танце. Основные виды, жанры. Разучить танец – польку. Отрабатывание танцевальных движений: притопы, хлопки, приседания, бег парами, кружение в парах, боковой галоп в парах. Пение вокальных упражнений, песни. Ритмическая игра.

Формы организационной работы: беседа с детьми «какие вы знаете танцы?» Слушание танцевальной музыки mp3. Разучивание танца - полька парами. И. Штраус полька «Дружные пары». Игра, направленная на формирование чувства ритма и красивых движений.

Общее представление театрального искусства

           Формирование эстетических вкусов дошкольников. Дать  общее представление о театре, как искусстве. Общий обзор существующих театров России. Раскрыть понятия: актерское, сценическое мастерство; спектакль; инсценировка; мюзикл. Пение вокальных упражнений, выполнение ритмических упражнений. Пение песни. Отрабатывание отдельных движений танцы «Полька». Музыкальная игра

 

Формы организационной работы: Беседа с детьми по теме. Пение упражнений, песен. Повторение танца. Использование наглядных пособий.

Общее понятие импровизации в танце, музыке, театральном искусстве.

         Развитие творческой активности детей. Дать общее представление об импровизации в искусствах. Проведение импровизационных упражнений и игр. Учить детей фантазировать, придумывать, сочинять. Пение песен, упражнений. Игра

Формы организационной работы: беседа, игра, пение песен. Повторение танца «полька». Слушание современной музыки. Фонограмма mp3.

2. Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

П.И. Чайковский «Зимнее утро», М. Врубель. Снегурочка; фото морозных узоров

И.И. Никитин «Встреча зимы» (литература).

           Познакомить детей с произведениями великих деятелей искусства, таких как П.И. Чайковский, М. Врубель, И.И. Никитин. Провести игру, активизирующую внимание.  Учить высказываться о произведениях, уметь характеризовать. Учить фантазировать. Самостоятельно найти общую связь искусств. Разучивание новой песни. Повторение танца. Игра

        Формы организационной работы: беседа с детьми. Слушание: П.И. Чайковский «Зимнее утро». Чтение: И.И. Никитин «Встреча  зимы». Видеоряд: М. Врубель. Снегурочка; фото морозных узоров.

Задание: Выучить стихотворения о зиме.

3. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

Фольклорная игра: основные виды

          Формирование народной культуры старших дошкольников. Дать общее представление о народном художественном творчестве. Знакомство с термином «фольклор». Познакомить детей с видами фольклорных игр. Развитие творческих способностей детей. Пение песен, упражнений. Знакомство с новой песней.

Формы организационной работы: Беседа, игра, слушание русских народных песен. Пение песен, упражнений.

Русские народные поговорки, пословицы, загадки, попевки, считалки, прибаутки

          Формирование любви, интереса и культуры детей к русскому народному творчеству. Общее представление о пословицах и поговорках, загадках и считалок. Знакомство с музыкальными попевками, прибаутками. Выучить наиболее заинтересовавшие. Провести фольклорную игру с пеним. Развитие музыкально-творческих способностей, развитие эмоциональной отзывчивости и двигательной активности.

Формы организационной работы: беседа по теме, пение фольклорных песен, фольклорная игра с пением.

Задание: выучить пословицы или поговорки, считалки или загадки.

         

 

Хороводные и плясовые песни

           Дать понятие о хороводе, плясовых песнях. Разучить хороводную песню с движением. Учить детей петь и водить хоровод одновременно.  Учить петь мягко, без напряжения, без «крикливости». Выполнять ритмические упражнения. Игра под пение педагога с элементами пляски.

Формы организационной работы: слушание  русских народных мелодий: «Полянка», «Гори-гори, ясно», «Как пошли наши подружки», попевок: «Андрей-воробей», «Василек», «Скок, скок, поскок». Хоровод: «Веночек» (фонограмма).

Игра – драматизация

Раскрытие сущности игры-драматизации. Разучивание игры с небольшим театральным представлением. Разбор текста, образов, персонажей в игре. Учить сочетать движения с пением. Учить детей изображать тех или иных персонажей, в соответствие с их характерами и образами. Учить передавать художественный смысл игры. Учить чисто интонировать и красиво двигаться. Пение песен. Повторение хоровода.

Формы организационной работы: Фольклорная игра с пением, требующая небольшого театрального действия, инсценирования «Каравай», «Как на тоненький ледок», «У медведя во бору». Пение песен. Повторение хоровода «Веночек».

 4. Элементарное музицирование

Знакомство с детскими музыкальными инструментами

           Познакомить детей с детскими музыкальными инструментами: маракасами, бубнами, погремушками, бубенцами, металлофоном. Объяснить и показать способ извлечения звуков. Выполнение вокальных, ритмических упражнений. Пение песен. Разучивание частушек. Провести ритмическую игру.

Формы организационной работы: лекция с использованием видеоряда детских музыкальных инструментов. Пение вокальных упражнений, песен, частушек. Игра.

Задание: Сделать и принести «шумовые» инструменты (например, пластиковая бутылка с рисом; коробочка с камушками и др. на фантазию детей).

Повторение и закрепление пройденного материала

Повторение всего пройденного материала. Жанры музыкального искусства и танцевального искусства. Общее представление театрального искусства. Понятие импровизации в танце, музыке, театральном искусстве. Вспомнить П.И. Чайковского, М. Врубеля, И.И. Никитина. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре. Повторить основные виды фольклорной игры. Назвать пословицы и поговорки. Пение считалок и поговорок. Хоровод. Танец «Полька». Вспомнить какие бывают детские музыкальные инструменты. Провести игру, наиболее понравившуюся детям.

Форма организационной работы: повторительно-обобщающий.

Проверочная работа в форме тестирования, с  самостоятельной проверкой. Пение песен, частушек. Фольклорная игра.

 Досуговое  мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества. Танец «Полька», хоровод под фонограмму, частушки, стихи.

III. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изо, театра

Знакомство с драматургическим материалом (инсценировка). Распределение ролей

           Познакомить детей с музыкальной сказкой, требующую небольшого инсценирования. Чтение сказки, знакомство с песенным материалом. Знакомство с персонажами, их характерами и настроениями. Распределение ролей. Придумывание атрибутов и костюмов. Развивать в детях фантазию, импровизацию и творческую инициативу.  Вызывать интерес и желание исполнять несложные театральные действия.

Формы организационной работы: беседа, игра, чтение сказки «Теремок», слушание музыкального материала сказки.

1. Весенние пейзажи в искусстве

С.С. Прокофьев «Фея весны» (из балета «Золушка»), А.Н. Плещеев «Весна»,

З.Н. Александрова «Капель»;  (поэзия), И.И. Левитан «Март» (живопись)

Формирование художественно-эстетических вкусов дошкольников. Познакомить детей с произведениями С.С. Прокофьева, А.Н. Плещеева, З.Н. Александровой, И.И, Левитана. Введение нового понятия – «балет». Обучение умениям высказываться о своих впечатлениях. Давать самостоятельно характеристику произведениям. Учить определять  общую  взаимосвязь. Приводить примеры по той же тематике. Пение вокально-ритмических упражнений. Пение песен инсценировки.

Формы организационной работы: беседа по теме, слушание музыки С.С. Прокофьева «Фея весны» (из балета «Золушка»). Чтение А.Н.Плещеева «Весна», З.Н. Александрова «Капель». Видеоряд И.И. Левитан «Март». Пение вокально-ритмических упражнений, песен исценировки.

2. Сказочные персонажи в произведениях: С. Прокофьев «Сказочка». М.П. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «картинки с выставки». В. Васнецов «Баба-Яга», «Кощей бессмертный». Отрывки из сказок с описанием персонажа.  Изобразительное творчество через слуховое восприятие

          Знакомство детей с произведением С.Прокофьева «Сказочка». Учить детей пониманию языка музыки, настроения. Высказываться о средствах музыкальной выразительности, умение связывать их с характером музыки. Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского, его произведением «Баба-Яга». Беседа с детьми «О чем и как рассказывает музыка?» Умение правильно отвечать на вопросы. Выполнение дыхательных, вокально-ритмических упражнений. Работать над чистотой интонирования, унисоном.

Формы организационной работы: беседа о сказочных персонажах. Чтение отрывков из сказок с описанием персонажей. Видеоряд: В.Васнецов «Баба-Яга», «Кощей бессмертный». Слушание: С. Прокофьев «Сказочка», М.П.Мусоргский «Баба-Яга». Рисование под музыку. Дыхательная гимнастика. Пение вокально-ритмических упражнений. Пение песен.

3. Весенняя радость в музыке

Рисунок на свободную тему под слушание пьесы С. Майкапара  «Мотылек. Свободный импровизированный танец под сопровождение современной музыки (фонограмма).

           Развитие фантазии и творчества в изображении музыки под слушание пьесы. Умение разбираться в средствах музыкальной выразительности и связывать их с образом. Придумывать танцевальные движения под современную музыку веселого характера. Конкурс на лучшие движения. Пение вокально-ритмических упражнений. Пение сольных песен инсценировки. Развитие вокальных навыков детей.

Формы организационной работы: слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек». Рисование. Танцы, игры.

Повторение и закрепление

           Повторение и закрепление всего изученного материала. Слушание наиболее полюбившейся композиции, провести любимую игру детей.

Формы организационной работы: обобщающее занятие.

Проверочная работа

          Итоговая проверочная работа в виде опроса и игры.

4. Заключительный этап

 Мероприятие, как способ реализации итоговой совместной деятельности детей. Инсценировка.

Инсценировка музыкальной сказки «Теремок», с общими и сольными песнями, танцами, играми, костюмами и атрибутами.

Конечная диагностика

Диагностика музыкальных способностей детей, оценивание знаний в индивидуальном порядке. Подведение итогов.

                                           

Учебно-тематический план

                                                  (II год обучения)

Разделы, темы

     Количество часов

теория

практика

Всего

 I

II

III

I. В мире искусства – музыка, литература, изо.

Вводное занятие. Диагностика

1. Рисуем звуками

Низкие и высокие звуки

Громкая и тихая музыка.

Веселая и грустная музыка

Быстрая и медленная

2. Пейзажи родного края

 И.Шишкин, И.Левитан, В. Поленов. Пейзажи

С.Рахманинов. Концерт № 3

С. Есенин «Береза»

3. Искусство слова. Литературные зарисовки

в творчестве русских поэтов

Ф.И. Тютчев «С чужой стороны»

З.Федоровская  «Осень золотые краски разводила»

4. Золотая Осень в искусстве

П.И. Чайковский  «Ноябрь»

И.И. Левитан «Золотая Осень».

А.С. Пушкин «Осень»

Повторение и закрепление

Проверочная работа

Досуговое мероприятие «Литературная вечеринка»

II. Синтез искусств: Танец, музыка, театр

Жанры музыкального и танцевального искусства

Танцы народов мира

Театральное искусство

Импровизации в танце, музыке, театральном искусстве

2. Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

С.В.Герасимов «Зима», К.Ф.Юон «Русская Зима»

А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин «Пороша»

3. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

Фольклорная игра: основные виды

Русские народные поговорки, пословицы, загадки, попевки, считалки, прибаутки

Плясовые, инсценированные песни

Элементарное музицирование

Повторение и закрепление пройденного материала

Проверочная работа

Досуговое мероприятие, посвященное празднику Защитников Отечества

III. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изо-творчества, театра

Знакомство с драматургическим материалом (музыкальный спектакль). Распределение ролей

1. Весенние пейзажи в искусстве

З.Н Александрова «Подснежник» (литература)

А.М. Грицай «Подснежники. Осинник» (живопись)

П.И. Чайковский «Подснежник» (музыка)

2. Знакомство с музыкальными инструментами

Клавишные инструменты

Струнные инструменты

Духовые инструменты

Понятие оркестра

3. Сказочные персонажи в произведениях

А. Хачатурян «Вечерняя сказка»

Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Изобразительное творчество через слуховое восприятие

4. Весенняя радость в музыке

Ф. Шуберт «Аве Мария»

П.И. Чайковский «Мама»

Свободное рисование

Свободный импровизированный танец под сопровождение современной музыки (фонограмма)

Повторение и закрепление всего пройденного материала

Проверочная работа

5. Заключительный этап

 Мероприятие, как способ реализации итоговой совместной деятельности детей. Муз.спектакль

Итоговая  диагностика

1

1

1

1

1

2

1

     2

1

0.5

0.5

1

2

1

       1

2

1

0.5

1

1

      0.5

     0.5

     0.5

       2

     

     1

      1

0.5

0.5

1

     2

     1

     

      1

     0.5

   

      0.5

      0.5

1

1

1

1

1

2

1

        2

1

0.5

0.5

1

2

1

1

2

1

0.5

1

1

       0.5

       0.5

0.5

        2

     

       1

        1

0.5

0.5

1

         2

      1

       

       1

      0.5

       

       0.5

     

        0.5

2

2

2

2

2

4

2

        4

2

1

1

2

4

2

2

4

2

1

2

2

        1

        1

1

       4

 

      2

        2

1

1

2

        4

        2

     

       2

       1

     

       1

       1

Всего

70

35

35

 Содержание работы

(II год обучения)

I. В мире искусства – музыка, литература, изо.

Вводное занятие. Диагностика

          Знакомство с основной структурой занятий. Прослушивание детских голосов. Диагностика музыкальных способностей детей. Беседа о музыке, литературе, изобразительном искусстве, об их взаимосвязи друг с другом. Повторение музыкального приветствия «Музыка, здравствуй». Музыкальная игра. Повторение музыкального прощания «До свидания, музыка».

Формы организационной работы: беседа с детьми о музыке, о видах искусства, слушание музыки  П.И. Чайковского «Вальс», вокально-ритмические упражнения, подвижная игра.

1. Рисуем звуками

Низкие и высокие звуки

Дать общее представление о звуках. Знакомство дошкольников со средствами музыкальной выразительности. Введение нового термина «регистр». Понятие низкого, среднего, и высокого  регистров. Обучение детей различать по высоте звуки – низкие, средние и высокие. Привести в пример образы животных, соответствующие данным регистрам. Выполнение дыхательных упражнений. Разучивание песни.

Формы организационной работы: Беседа о звуках, слушание: Е. Арсев «Три медведя», А.Серов «Птички», М.Красев «Песенка зайчиков». Игра.

Громкая и тихая музыка.

          Дать представление о динамике музыки. Знакомство детей с музыкальными терминами: «форте», «пиано». Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, высказывать свои впечатления.  Учить различать на слух громкую и тихую музыку. Учить выполнять движения  в соответствующие с динамикой музыки. Пение вокальных упражнений, песен.

 

Формы организационной работы: Беседа. Игра. Слушание: П.И.Чайковский «Зимние грозы», Г. Свиридов «Колыбельная песенка».

Веселая и грустная музыка

          Формирование музыкальной культуры. Учить пониманию характера и языка музыки. Учить различать музыку веселого и грустного характеров. Знакомство с новыми музыкальными терминами: «Мажор», «Минор».  Пение вокальных упражнений, выполнение двигательных упражнений, пение  песен. Музыкально-двигательная игра.

Формы организационной работы: беседа с детьми о характере музыки; наблюдение: видеоряда  картин и рисунков, соответствующих контрастному характеру музыки. Слушание: Л. Бетховен  «Сурок». П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы». Пение вокально-ритмических упражнений, песен. Выполнение двигательных упражнений. Музыкальная игра. Использование цветных карандашей в игре «Угадайка».

Быстрая и медленная

         Учить различать на слух музыку быстрого и медленного темпа, выполнение соответствующих движений под музыку. Повторение нотной записи. Пение гаммы «до мажор». Пение вокальных упражнений, песен. Ритмическая игра.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание: «Шаг и бег» Н. Найдененко, Е. Арсев «Слон и Моська». Пение песен, вокальных упражнений. Игра.

2. Пейзажи родного края

И.Шишкин, И.Левитан, В. Поленов. Пейзажи,  С.Рахманинов. Концерт № 3.

С. Есенин «Береза».

          Формирование эстетических вкусов старших дошкольников на основе интеграции искусств: музыка, литература, живопись. Знакомство с произведениями великих деятелей искусства. Умение давать характеристику произведениям, находить общую связь, излагать свои впечатления в рисунке. Развитие эмоциональной активности и творческой инициативы детей. Пение вокальных упражнений. Разучивание новой песни. Музыкальная игра.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание: С.Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Чтение С.Есенина «Береза», видеоряд пейзажей И.Шишкина, И.Левитана, В. Поленова. Рисование. Пение вокальных упражнений. Разучивание песни. Игра.

3. Искусство слова. Литературные зарисовки

в творчестве русских поэтов

Ф. И. Тютчев «С чужой стороны», З.Федоровская  «Осень золотые краски разводила»

            Формирование и развитие общей культуры дошкольников. Приобщение к общечеловеческим ценностям художественной культуры. Знакомство с творчеством  Ф.И. Тютчева, З.Федоровской. Слушание П.И. Чайковского «Осенняя песнь». Учить детей внимательно слушать произведения, характеризовать их средствами музыкальной выразительности. Рисование под музыку.  Пение упражнений, песен.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание П.И. Чайковского «Осенняя песнь». Чтение Ф.И Тютчевым «С чужой стороны», З.Федоровской «Осень золотые краски разводила». Рисование. Пение вокальных упражнений, песен.

4. Золотая Осень в искусстве

П.И. Чайковский «Ноябрь», И.И. Левитан «Золотая Осень», А.С. Пушкин «Осень».

          Формирование художественной культуры детей. Продолжить знакомить детей с творчеством П.И. Чайковского, И.И. Левитана, А.С. Пушкина. Выполнение дыхательной гимнастики. Пение вокально-ритмических упражнений, песен. Учить петь протяжно, передавая художественный образ.  Рисование под музыку. Игра.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание П.И. Чайковского «Ноябрь» («Времена года»). Чтение А.С. Пушкина «Осень». Видеоряд – И.И.Левитан «Золотая осень». Рисование под музыку на тему осени. Дыхательная гимнастика. Пение. Игра.

Повторение и закрепление

Повторение всего пройденного материала. Закрепление знаний о звуках. Низкие и высокие звуки. Регистры. Динамика. Веселая и грустная музыка. Быстрая и медленная музыка. Вспомнить  композиторов, писателей и поэтов, художников. Закрепление изученных песен, упражнений.

Формы организационной работы: беседа, слушание, наблюдение, игра.

Проверочная работа

Оценивание знаний детей путем устного опроса по вопросам; игр, направленных на самостоятельные решения поставленных задач; рисования по темам, пение изученных песен в индивидуальном порядке по фрагментам.

Досуговое мероприятие «Литературная вечеринка»

Чтение наиболее полюбившихся литературных произведений, слушание музыки и свободное рисование под нее, доклады детей о творчестве поэтов, художников и музыкантов. Пение любимых песен. Музыкальные игры.

II. Синтез искусств: Танец, музыка, театр

Жанры музыкального и танцевального искусства

          Вспомнить с детьми жанры музыкального искусства. Марш, песня, танец. Вспомнить виды и жанры танцевального искусства. Разучить танец- вальс. Отрабатывать движения танца: кружение в парах («лодочка»), приседания («пружинка»), ходьба по кругу парами с вытянутыми вперед руками («стрелочка»). Выполнение дикционных упражнений. Учить петь мягко, без напряжения, выразительно передавать художественный смысл.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание: П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Гладков «Колыбельная», Д. Кабалевский «Вальс», М. Красев «Зимняя песенка». Разучивание вальса. Пение.

Танцы народов мира

Дать представление о танцах народов мира. Английский танец. Финский танец. Греческий танец. Грузинский Танец. Восточный танец. Русский народный танец – основные виды. Закреплять умения детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Пение дикционных, вокальных упражнений. Пение песен. Игра.

Формы организационной работы: Лекция. Слушание народной музыки других народов. Пение. Игра.

Театральное искусство

          Беседа с детьми о театрах России. Виды театральной деятельности. Знакомство с инсценировкой под пение. Развивать у детей интерес к театральной деятельности. Учить эмоционально передавать образные действия. Сочетать движения с пением. Учить чисто интонировать, брать дыхание между фразами. Игра.

Формы организационной работы: Лекция. Слушание: Вивальди «Зима». Пение. Игра.

Импровизации в танце, музыке, театральном искусстве

         Развитие творческой активности детей. Дать общее представление об импровизации в искусствах. Проведение импровизационных упражнений и игр. Учить красиво двигаться под музыкальное сопровождение. Учить детей фантазировать, придумывать, сочинять. Пение песен, упражнений.

Формы организационной работы: беседа, игра, пение песен. Повторение танца «вальс». Слушание современной музыки. Фонограмма mp3.

2. Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», С.В.Герасимов «Зима», К.Ф.Юон «Русская Зима», А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин «Пороша».

Познакомить детей с произведениями П.И. Чайковского, С.В. Герасимова, К.Ф. Юон, А.С.Пушкина, С.Есенина. Умение детей характеризовать произведения. Учить внимательно слушать. Различать на слух ладовые особенности. Изложение своих впечатлений в рисунке.  Разучивание песни.

Формы организационной работы: Беседа. Слушание П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Видеоряд: С.В. Герасимов «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима». Чтение А.С. Пушкина «Зимнее утро», С. Есенина «Пороша». Рисование. Разучивание песни.

Задание: Выучить стихотворение о зиме.

3. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

Фольклорная игра: основные виды

          Приобщение детей к народному творчеству. Беседа с детьми «Что такое фольклор, какие вы знаете  фольклорные игры, какие нравятся игры?». Выполнение ритмических, вокальных упражнений. Пение песни выразительно, напевно, чисто интонируя. Фольклорная игра.

Формы организационной работы: Беседа с детьми. Слушание народных мелодий. Пение песен. Фольклорная игра.

Русские народные поговорки, пословицы, загадки, попевки, считалки, прибаутки

          Приобщение детей к устному народному творчеству. Знакомство с музыкальными попевками, прибаутками. Выучить наиболее заинтересовавшие. Провести фольклорную игру с пеним. Развитие музыкально-творческих способностей, развитие эмоциональной отзывчивости и двигательной активности.

Формы организационной работы: беседа по теме, пение фольклорных песен, фольклорная игра с пением.

Задание: выучить пословицы или поговорки, считалки или загадки.

         

  Плясовые песни, инсценированные песни.

           Дать понятие о  плясовых песнях, песнях, требующих небольшого театрального действия. Разучить движения плясовой песни.  Умения детей сочетать движения с пением. Учить петь мягко, без напряжения, без «крикливости». Выполнять ритмические упражнения. Игра под пение педагога с элементами пляски.

Формы организационной работы: беседа. Разучивание танца «Пляска парами». Игра.

Элементарное музицирование

Воспитывать интерес к музицированию. Игра «шумовой оркестр». Развитие чувства ритма детей. Развитие творческой активности. Пение песен.

Формы организационной работы: Игра. Пение.

Повторение и закрепление пройденного материала

Проверочная работа  игровым методом.

Досуговое  мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества. Танец «Вальс», пение песен, инсценированная военная песня, стихи.

III. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изо-творчества, театра

Знакомство с драматургическим материалом (музыкальный спектакль). Распределение ролей

Познакомить детей с музыкальной сказкой. Чтение сценария, знакомство с песенным материалом. Знакомство с персонажами, их характерами и настроениями. Распределение ролей. Придумывание атрибутов и костюмов. Развивать в детях фантазию, импровизацию и творческую инициативу.  Вызывать интерес и желание исполнять роли в спектакле.

Формы организационной работы: Чтение сценария музыкального спектакля «Веселый крокодил». Знакомство с песенным, танцевальным материалом.

1. Весенние пейзажи в искусстве

З.Н Александрова «Подснежник» (литература), А.М. Грицай «Подснежники. Осинник» (живопись), П.И. Чайковский «Подснежник» (музыка)

          Формирование художественно-эстетических вкусов дошкольников. Познакомить детей с произведениями З.Н. Александровой, А.М. Грицай, П.И. Чайковского. Обучение умениям высказываться о своих впечатлениях. Давать самостоятельно характеристику произведениям. Учить определять  общую  взаимосвязь. Приводить примеры по той же тематике. Пение вокально-ритмических упражнений. Пение песен инсценировки.

Формы организационной работы: беседа по теме, слушание музыки П.И. Чайковского «Подснежник». Видеоряд  А.М, Грицай «Подснежники. Осинник». Чтение З.Н. Александровой «Подснежник». Пение вокально-ритмических упражнений, песен музыкального спектакля.

2. Знакомство с музыкальными инструментами

Клавишные инструменты

          Формирование музыкальной культуры детей. Дать общее представление о существующих музыкальных инструментах. Подробно остановиться на клавишных. Фортепиано. История возникновения. Рассказать и показать о способе извлечения звука. Формирование навыков чистого пения. Умение пользоваться «брюшным» дыханием. Игра.

Формы организационной работы: рассказ о музыкальных инструментах, слушание С. Рахманинова «Итальянская полька». Пение песен. Игра.

Струнные инструменты

         Знакомство со струнными музыкальными инструментами. Дать общее понятие. Скрипка, виолончель. Особенности и характер звучания. Слушание звучания инструментов в записи. Пение вокальных упражнений, песен. Игра.

Формы организационной работы: рассказ о струнных музыкальных инструментах. Слушание их в записи. Использование наглядных пособий. Пение вокальных упражнений, песен. Игра.

Духовые инструменты

         Знакомство с духовыми инструментами. Флейта, труба. История создания. Особенности тембра инструментов. Способ звукоизвлечения. Слушание инструментов в записи. Умение детей правильно передавать мелодию песни, ритмических рисунок и художественный образ.

Формы организационной работы: рассказ о духовых инструментах, слушание их в записи, пение песен.

Понятие оркестра

           Знакомство с новым термином «оркестр». Дать общее представление оркестра. Рассказать какие бывают оркестры: духовой, симфонический, народных инструментов. Слушание звучания оркестров в записи. Пение вокальных упражнений, песен. Музыкальная игра.

Формы организационной работы: рассказ об оркестре. Слушание оркестра народных инструментов «Светит месяц». Пение вокальных упражнений, песен. Музыкальная игра.

3. Сказочные персонажи в произведениях

А. Хачатурян «Вечерняя сказка», Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,  Изобразительное творчество через слуховое восприятие

        Формирование эстетической культуры детей. Знакомство с произведениями А.Хачатуряна, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина. Умения детей высказываться о своих впечатлениях и выражать их в изобразительном творчестве. Умение рассказывать о средствах выразительности. Выявление сказочных персонажей. Пение песен спектакля. Повторение танцев.

 

Формы организационной работы: беседа, рисование, пение, танцевальная деятельность, слушание А. Хачатуряна «Вечерняя сказка», Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Чтение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

4. Весенняя радость в музыке

Ф. Шуберт «Аве Мария», П.И. Чайковский «Мама», Свободное рисование,

Свободный импровизированный танец под сопровождение современной музыки (фонограмма).

           Образ мамы в музыкальном искусстве. Знакомство с произведениями Ф. Шуберта, П.И, Чайковского. Рисование под музыку. Пение вокально-ритмических упражнений, песен. Исполнение танцев. Музыкальная игра.

Формы организационной работы: беседа, слушание Ф. Шуберта «Аве Мария», П.И. Чайковского «Мама». Рисование под музыку. Пение. Исполнение танцев под современную музыку.

Повторение и закрепление всего пройденного материала

Проверочная работа путем опроса, беседы, игры.

5. Заключительный этап

Мероприятие, как способ реализации итоговой совместной деятельности детей. Постановка музыкального спектакля.

Итоговая  диагностика

Диагностика музыкальных способностей детей, оценивание знаний в индивидуальном порядке. Подведение итогов.

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. Материально-техническое  обеспечение:

-  просторная комната;

- наличие инструмента (фортепиано), магнитофона;

- шкафы для хранения аппаратуры, документации, других предметов и средств обучения, необходимых к работе;

  1. Методическое обеспечение:

- набор нормативно-правовых документов;

- наличие утвержденной программы;

- методические разработки;

- специализированная литература;

- аудиокассеты, диски;

  1. Организационное обеспечение:

-  необходимый контингент воспитанников;

-  соответствующие требования в расписании занятий.

Формы  организационной работы:

- лекция;

      - повторительно-обобщающее занятия;

- проверка знаний;

- выступление на мероприятиях;

Методы организационной работы:

- беседа по теме;

- слушание музыки;

- рисование под музыку;

- наблюдение видеоряда картин, фотографий;

- разучивание дыхательных, вокальных, ритмических упражнений;

- разучивание песен;

- игра.

Примерный перечень музыкальных произведений для слушания:

Е. А. Ареев «Слон и Моська», «Красная шапочка и серый волк», «Три медведя»

Л. Бетховен «Сурок»

Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»

Г.Гладков «Колыбельная»

М.И. Глинка «Полька»;

Д.Кабалевский «Вальс», «Грустный дождик», «Клоуны», «Марш»

М.Красев «Песенка зайчиков», «Зимняя песенка»

Г.Левдокимова «Громкая и тихая музыка»

А.Лядов «Колыбельная»;

С. Майкапар «Мотылек»;

В.А. Моцарт «Колыбельная»

М.П. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла картинки с выставки

Н.Найдененко «Шаг и бег»

С. Прокофьев «Сказочка»,  «Фея весны» (из балета «Золушка»)

С. Рахманинов «Итальянская полька», «Концерт № 3 для  фо-но»

Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

 Г. Свиридов «Осень», «Колыбельная песенка»

А.Серов «Птички»

Е.Тиличеева «Мама»

А. Хачатурян «Вечерняя сказка»

П.И. Чайковский детский альбом: «Мама», «Болезнь куклы», «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков»

«Шарманщик поет», «Вальс», «Вальс снежных хлопьев», «Зимние грозы», «Неаполитанская песенка». Цикл «Времена года»: «Осенняя песнь», «Октябрь», «Ноябрь», «Подснежник».

 Д.Шостакович «Марш», «Шарманка»

И.Штраус «Полька»

Английский народный танец

Греческий танец «Сиртаки»

Грузинский танец «Лезгинка»

Восточный танец (фонограмма)

Кадриль, Барыня, Светит месяц

Вокальные, ритмические, дикционные упражнения на развитие голоса и музыкального слуха

«Музыка, Здравствуй», «До свидания, музыка», русские народные песни: «Василек», «Андрей-воробей», «А я по лугу», «Мы перебегали берега», «Скок-скок», «Сорока». Е.Тиличеева: «Бубенчики», «Лесенка», «Небо синее», «Как пошли наши подружки», «Гори,гори ясно», «Месяц май», «Цирковые собачки», «Дровосек» Д.Кабалевского, «Кот-царапка», «Часы», «Вышли мышки» О.Боромыковой, «Музыкальные кубики», «Цветы» М.Гоголевой.

Музыкально-дидактические игры

На развитие динамического восприятия

М. Рустамов «Тихие и громкие звоночки»

Е. Тиличеева «Трубы и барабан», «Громко-тихо запоем»

Г.Левлъдокимова «Громко-тихо»

На развитие ритмического восприятия

«Кто по лесу идет?», «Мышка и мишка», «Дождик», «Птички»,  «Учитесь танцевать»

Е. Тиличеевой, «Придумай свой ритм»

На развитие звуковысотного восприятия

«Курочки и петушки», «Птица и птенчики», «Лесенка», «Качели» Е. Тиличеевой, «Эхо»

На развитие тембрового восприятия, памяти

Е.Тиличеева «Трубы и барабан», «Угадай, на чем играю», «Узнай по голосу»

На развитие гармонического, ладового восприятия

«Солнышко и дождик», «Грустно или весело», «Сколько слышишь звуков».

Игры-хороводы

Русские народные мелодии: «Каравай», «Плетень», «Колобок», «Теремок», «Веночек», «Как на тоненький ледок», «У медведя во бору».

Инсценированные песни: «Случай в лесу» Муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной, «Теремок» р.н.п, «Колобок».

Музыкальные спектакли в современной обработке:  «Волк и семеро козлят», «Приключения цветных карандашей», «Веселый крокодил».

Чтение литературных произведений

З.Н. Александрова «Подснежник», «Капель»

И.Бунин «Листопад»

С.В. Герасимов «Зима»

С. Есенин «Береза», «Пороша»

И.И. Никитин «Встреча зимы»

А.Н. Плещеев «Весна»

А. Пришелец «Поле»

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Сказка о царе Салтане»

А.Т. Твардовский «Лес Осенью»

Ф.И. Тютчев «С чужой стороны»

З. Федоровская «Осень золотые краски разводила…»

Русские народные пословицы и поговорки, загадки, считалки, сказки.

Видеоряд    картин

В.Васнецов «Баба-Яга»

М.Врубель «Снегурочка», фото морозных узоров

И. Грабарь «Рябинка»

А.М. Грицай «Подснежник. Осинник»

И.И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Пейзажи»

В. Поленов «Пейзажи»

И.Шишкин «Рожь», «Пейзажи»

К.Ф. Юон «Русская Зима»

                                           

                                        Литература для педагога

1. Баран. Н.Ю. Формирование целостного эстетического представления об окружающем мире.//Начальная школа. – 2005. -  № 7. с.

2. Большой энциклопедический словарь «Музыка».

3. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» Вероники Коэн.// Вопросы психологии. – 1988. - №1. – с. 64-67.

4. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражненья для красивого движенья. – Ярославль, 2000

5. Пеня Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 1987. - № 3. - С. 75-80.

6. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей: дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Татьяна Пчелкина. – М.:  Чистые пруды, 2006

7. Радынова О.П «Слушаем музыку»: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада. – М: Просвещение,1990

8. Рождественская, Н.В. Толшин А.В.  Креативность: пути развития и тренинги. – Спб: Речь, 2006.

9. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002.

Литература для детей

  1. Гульянц Е. «Детям о музыке»
  2. Науменко Г.М. «Фольклорная азбука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Программа по песенному фольклору. «Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора»

laquo;Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора» Методологической основой исследования являются подходы к про...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

Конспект беседы с родителями «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального про...