"Колыбельная для внука" - музыкальная гостиная для бабушек
методическая разработка по музыке по теме

Липатникова Светлана Юрьевна

сценарий музыкальной гостиной , посвященной Дню Матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon колыбельная.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий музыкальной гостиной  для  бабушек, посвященной Международному дню матери.

«Колыбельная для внука»

Ведущая:   Самые лучшие люди  на  земле – бабушки. Это вам скажет каждый.  Бабушки – это  мамы  вдвойне.  Они  в  большинстве  своем  мудрее, любвеобильнее, терпимее.  И  кто  знает, существовали  бы  мы  вообще, не будь  в  нашей  жизни  бабушек, которые  вовремя  и  ссору  погасят, и  помогут  ребенка  выходить, и  отдадут  последний  кусок…

Ведущая:   Сладостные  звуки  родимой  песни  и  музыки  в  живой  человеческой  душе  ум  пробуждают  и  чувства  высокие  воспитывают» - эти слова  принадлежат  М.Ломоносову.  Как  точно  и  глубоко  характеризуют  они  значение  народной  музыки  в  эстетическом  воспитании.  Всем  должно  быть  понятно, что  народной  музыке  в  начальный  период  музыкального  воспитания  следует  отводить  особое  место, так как  именно  в  это  время  формируются  интересы  и вкусы  ребенка.

В будущем  человек  может  ознакомиться  и сродниться с  жизнью  всего  мира, но  первые  шаги  должны  проходить  по  самой  для  него  удобной  почве, первая  его речь должна  произноситься  самыми понятными для  него словами, первые его песни  должны  быть народными  песнями.  Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя  обычаи, традиции, искусство народа, берет  начало  в  колыбельной  песне.

        Колыбельная – это  лирическая, задумчивая песня,  сопровождающая  укачивание  ребенка.

      «Баю, баюшки, баю, баю милую свою, баю славную свою…»   Сколько  ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя.  Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

       Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает.  Это первая в его жизни музыка.  Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

      Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения  матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.  При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души  маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.  Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям,  ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему  овладеть речью, понимать ее содержание.  С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений.  Для народной культуры характерно  стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам.  Особое  значение в песнях уделяется  колыбели – первому собственному  месту ребенка в этом мире.

Висит колыбель

на высоком крюку.

Крюк золотой,

ремни бархатные,

Колечки витые,

крючки золотые.

В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому  что для полноценного психического развития ребенку  важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое  хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством   окружающего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается  понятием  «край»:

Баю, баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И положит под кусток.

 Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных      падений    и  переступания  через  «край», познавшие обоснованность  родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.

        Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

        Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы  выйти в мир взрослой жизни.  Во многих колыбельных  песнях  перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных  детей.  Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира. Знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

        Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает  малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не   бросят.  На этом глубинном  чувстве  защищенности, базового доверия к жизни будет основан  потом  жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам.  Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который  войдет в наш  сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью!

Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет.  В такие минуты  общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий.

 А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается, глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения,  которые  возникают  в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит  в   детский сад, но и в школе.  И даже тогда, когда ваш малыш  вырастет, он  будет  знать, что у  него есть человек, который его всегда выслушает  и  поймет, с которым  так приятно  общаться  и  просто  положить  голову  на  плечо.

Одно время музыкальной заставкой к передаче «Спокойной ночи, малыши!» была  колыбельная, возраст которой 300 лет.  Она начинается словами «Спи, моя радость, усни», и её  автором считается  знаменитый  композитор  Вольфганг Амадей  Моцарт.

Дети подготовительной группы  исполняют колыбельную «Спи моя радость, усни».

Вед: А дети старшей группы споют колыбельную песню нашего региона.

Слова и музыка Евгении Хабаровой «Как у бабушки Варвары».

Вед: Очень часть в народных колыбельных песнях призывали для укачивания маленького ребенка придти котеньку – кота. Считалось, что котик – один из мастеров исполнения добрых, завораживающих песенок, под которые дети  могли быстро  уснуть.

Дети средней группы исполняют колыбельную «Ах, ты, котенька – коток».

Вед:  Многие композиторы – классики использовали в  своих  произведениях  колыбельные  песни. Сейчас мы  вам предложим  послушать  несколько таких колыбельных.

  1. «Наступил  час ночной» немецкого композитора Иоганнеса Брамса.
  2. «Колыбельная Сольвейг» норвежского композитора Эдварда Грига
  3. «Колыбельная Еремушке» Модеста  Петровича Мусоргского.
  4. Колыбельная Исаака Осиповича Дунаевского.

Вед:  Современные  композиторы и  певцы – Татьяна Буланова, Олег Митяев, группа «Цветы» и многие  другие  также  использовали в  своем творчестве колыбельные  песни.

В исполнении вокальной группы  педагогов послушайте колыбельную Анжелики Варум.

 

Вед: Какие колыбельные  песни  используете  вы  для своих  внуков, укладывая  их  спать?

Пожалуйста, поделитесь  опытом.

Звучат колыбельные  в  исполнении бабушек.

Вед:  В колыбельных  песнях обыкновенно  проступает  многократное  повторение  припевных  слов,  в  самых  различных  сочетаниях.  Мы  поиграем  с  вами в игру  «Продолжи  колыбельную».

Проводится  игра;  На карточках  написаны  припевные  слова:

         «Бай, качи, качи, качи»

         «Баю – баюшки, баю»

         «А тари, тари, тари»

         «Люли, люли, люленьки»

        «Ах, ты котенька – коток»

Задача: вспомнить и продолжить песню.

Вед:  Ещё  одна  из  самых  знаменитых колыбельных песен  звучит  уже  более 40 лет подрят  в телевизионной  передаче  «Спокойной  ночи, малыши».  Эта  песня – «Спят  усталые  игрушки».  Давайте,  все вместе  её  исполним.

 Звучит колыбельная «Спят усталые  игрушки».

Вед:  В  память о  нашей  встрече  мы  дарим  вам  буклеты  с  текстами  колыбельных    

         песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Музыкальная гостиная "Спой мне мама песню колыбельную"

Методическая разработка совместной деятельности для детей и родителей второй младшей группы на тему: «Спой мне мама песню колыбельную» посвященная празднику День Матери. Совместная де...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....