Из опыта работы "Степ-аэробика"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

 

Что такое аэробика, классификация аэробики, её возникновение, отличительные особенности, а также рекомендации к проведению занятий и комплекс упражнений к конкурсной программе на городской спартакиаде.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aerobika.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

музыкального руководителя

МДОУ №30 Ищенко Ж.Г.

« Степ – аэробика ».

 

2009 г.

Содержание.

  1. Что такое аэробика.                                                                                

II. Классификация аэробики.

III. Возникновение степ-аэробики.

     VI. Отличительные особенности степ-аэробики.

                  1. Размер доски и правила её пользования.

2. Структура занятий.

3. Музыка для занятий степ-аэробикой.

4. Рекомендации к проведению занятий.

     V. Демонстрация комплекса упражнений.

        1. Комплекс утренней гимнастики на степах

           (для старших дошкольников).

                   2. Комплекс степ-аэробики  для городской спартакиады.

   

I. Что такое аэробика.

Аэробика – это система физических  упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

Слово "аэробика"  впервые предложил известный американский врач Кеннет Купер в конце 60-х годов прошлого века. Вод его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге "Аэробика", изданной в 1963 году.

Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Эти процессы могут идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.

В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны пожилым людям.

II. Классификация аэробики.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных направлениях современной аэробики танцевальной направленности, можно использовать следующую классификацию аэробики:

- оздоровительная

- прикладная

- спортивная

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой

поддерживается на определенном уровне работа кардиораспираторной системы.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики "базовые" аэробные шаги и их разновидности.

В каждом из существующих направлений спортивной аэробики проводятся чемпионаты мира, матчевые встречи и другие виды соревнований.

Прикладная аэробика –  получила определенное распространение как

дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта

(аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной

физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу

программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг). Все многообразие современных направлений базируется на основах, заимствованных из систем оздоровительных занятий.

Классификация аэробики зависит от содержания программ:

- программа без предметов, приспособлений;

- программы с использованием предметов и приспособлений (с утяжелителями, гантелями, амортизаторами,

Существует также классификация оздоровительной аэробики для занимающихся разного возраста и уровня подготовленности:

1. Для дошкольников, школьников, юношеского возраста, для взрослых -

молодежного, среднего и старшего возрастов

2. По полу: для женщин (для беременных), для мужчин

3. По уровню подготовленности: начинающие, 2-й, 3-й год обучения и т.д.

III. Возникновение степ-аэробики.

Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг". Несколько лет назад степ-аэробика была официально признана самостоятельным видом спорта, по которому проводятся соревнования.

Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно.

Степ в качестве гимнастики или аэробики  был изобретен в США известным фитнесс-инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена.

Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму.

Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Именно это и побудило ее создать совершенно новый вид аэробики, за основу которого она решила взять упражнения из своего домашнего реабилитационного комплекса.

Такова история появления еще одного прекрасного вида спорта - степ-аэробики, которая не только добавляет настроения, улучшает фигуру, но и оздоравливает весь организм.

VI. Отличительные особенности степ-аэробики.

1. Размер доски и правила её пользования.

Степ-аэробика уникальна в своем роде. Вам не придется приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно самого минимума, который  состоит из шаговой скамейки, которую можно изготовить своими руками. На нашу просьбу откликнулись родители и папы для детей смастерили индивидуальные деревянные снаряды – степы.

        Высота скамейки влияет на интенсивность тренировки. Чем лучше подготовка, тем выше можно подниматься. Однако, использование высокой скамьи, приведет к слишком большой нагрузке на коленные суставы и нижний поясничный отдел. Поэтому рекомендуемая высота ступени - не более 8 см.

Также является решающим моментом постановка ноги . На доске шириной 25 см. и  длиной 40 см. вполне удобно размещаются ноги.

Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.

Шагать нужно вперед с пятки, назад с носка. При спуске с платформы пятки следует прижимать на пол. Стараться не смотреть на ногу, это нарушит осанку и может повлечь за собой травму. Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой либо неправильного размещения стопы. Чтобы этого не произошло, для занятий степ-аэробикой необходима комфортная обувь с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

2. Структура занятий.

Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Все, что вам нужно, - это уметь красиво ходить. Только не стоит думать, что она означает однообразное хождение по спортивному залу или собственной квартире. Степ-аэробика интересна и разнообразна.

Не бойтесь фантазировать! Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству. Сочиняйте свои собственные танцевальные композиции, ведь поклонники степа справедливо считаются хорошими танцорами.  Главное - не переусердствовать. Заниматься не более трех раз в неделю. Научить детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Избегайте некомфортных для упражнений.

Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие, ритмичные движения под музыку       равноценны пробежке. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 20 -30 минут, этого времени вполне хватает для того, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.

Упражнения для степ – аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.

3. Музыка для занятий степ-аэробикой.

  Для степ-аэробики кроме наличия шаговой платформы необходима, конечно,  и музыка, что доставляет малышам большое удовольствие.  

Степ-аэробика дает возможность совместить развитие внутреннего и внешнего облика человека. Каким образом? Выбирая для упражнений любимую музыку детей, вы заботитесь о пище для души, а выполняя под нее физические упражнения, приводите в движение, а, следовательно, заставляете жить тело.

Музыка должна быть яркой, веселой. Желательно использовать знакомые, наиболее ими любимые мелодии, потому что даже на подсознательном уровне человек невольно следует музыкальному ритму. Конечно, можно использовать и современную эстрадную музыку, или инструментальную. Самое главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.

 Для степ-аэробики подходит музыка, включающая три мелодичные фазы из 32 тактов. Такой ритм предназначен для танцевальной аэробики. Количество тактов в минуту синхронизировано с ударами сердца. Темп музыки для аэробики не должен быть слишком быстрым. Так, подготовительные и восстановительные упражнения в начале и в конце занятия должны выполняться под музыку, количество тактов в минуту в которой не превышает 140. Во время самой тренировки должна звучать чуть более медленная музыка, чтобы у вас было время подняться и спуститься с платформы. Каждому этапу занятий степ-аэробикой соответствует собственный музыкальный ритм. Музыка помогает установить этот ритм и снять напряжение во время занятия.

4. Рекомендации к проведению занятий.

Этот новый вид спорта способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной системы, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы,помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные и точные движения.  

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение  воспринимаются гораздо лучше,  повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют себя неуверенно, даже если не всё получается.

Аэробика для детей должна носить ярко выраженный игровой характер. Детские упражнения должны быть доступными, интересными и приносить радость. Но при этом нужно помнить, что дети быстро утомляются и не могут долго делать однообразные движения. Значит, необходимо разнообразить упражнения и положения, постепенно менять темп их выполнения.

Легче всего ребенок освоит и запомнит такие упражнения, которые в его воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. У детей дошкольного возраста мышление развито еще очень слабо. Поэтому для большего интереса каждому упражнению в комплексе даётся подходящее название. Или можно осваивать степ-аэробику, изображая при этом животных, которые похоже двигаются. Такие моменты доставляют детям огромную радость. Бодрость и положительный эмоциональный заряд вам будут обеспечены!

V. Демонстрация комплекса упражнений.

В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по аэробике. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и воспитательном направлении развития личности человека.

Я предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений на степе, которые вы вполне можете взять за основу и дополнить своими собственными.  

        

1. Комплекс утренней гимнастики на степах (для старших дошкольников).

Степы раскладывают в три ряда.

1-я часть подготовительная.

Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

2-я часть основная.

1. И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади.  (10 раз).

2. И.п.: основная стойка. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в И.п.; то же – влево (по 5 раз).

3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями руками (10 раз).

4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10 раз).

5. Сидя на степе скрестив ноги, наклонятся к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). (по 5 раз).

6. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок (10-12 раз).

7. Обычные прыжки на степе чередуются ходьбой. (по 15 прыжков  4 раза).

Заканчивается комплекс обычной ходьбой на степе  с поворотом вокруг себя.

 

          2. Комплекс степ-аэробики на городской спартакиаде.

   

Музыка – DJ Rodikoff «Я рисую».

Дети выстраиваются в две шеренги. 1-мальчики, 2-девочки. Доску держат в правой руке под мышкой.

На вступление поскоками двигаются за ведущими к центральной стене, противоходом выполняют полукруг, меняясь местами девочки с мальчиками, выстраиваются в шахматном порядке.

1. «Руль» - вытянув руки вперёд, крутят доской перед собой.

2. «Посмотрите!» - выпады вперёд с правой ноги, вытягивают руки с доской вперёд, как бы показывая всем сой снаряд.

3. «Разминка»  - кладут доску перед собой, руки на поясе.

«Пяточки» - отрывают пяточки от пола, разминая носочки ног.

«Плечики» - стоя на месте, поднимают и опускают плечи.

4. «Шаги» - на начало слов «Я рисую солнце»   шагают на доску и спускаются назад с правой ноги.  

5. «К солнышку» - на повтор «Я рисую речку» останавливаются (доска перед ними) и выполняют поочерёдные движения руками:

правая рука к плечу, левая рука к плечу,

правая рука вверх, левая рука вверх,

правая рука на плечо, левая рука на плечо,

правая рука  вниз, левая рука вниз. и т.д. (4 раза)

6. «Вперёд - назад» - шаги на доску и с доски, теперь вперёд и назад, как бы перешагивая доску (4 раза)

На последний раз нужно остаться на доске.

7. «Стена» - выпады в сторону, с отведением руки и в сторону и поворотом головы.( 8 раз)

8. «Тюльпанчик» – присесть, обхватив ноги руками, выпрямиться, подняв руки вверх и соединив их ладошками, развернув на зрителей. (4 раза)
9. «Поскоки» - руки на поясе.   спуститься с доски вперёд, проскакать вокруг неё 1 круг и поменяться мальчикам с девочками местами, перейдя к другой доске.

10. «Прыжки» - 4 прыжка на двух ногах на месте перед доской; на счёт 5 (после окончания музыкальной фразы) нужно перепрыгнуть через доску, помогая себе руками; повернуться, высоко понимая колени и работая руками (маршем) через правое плечо на счёт 6, 7, 8. Повторить прыжки в обратную сторону. (4 раза)

11.  «Разминка» - руки на поясе.

«Пяточки» - отрывают пяточки от пола, разминая носочки ног.

«Плечики» - стоя на месте, поднимают и опускают плечи.

12. «Самолётики» - на слова «Голубые глазки»  -  встают правой ногой, на доску, левую отводят назад, руки в стороны. Встают на доску обеими ногами, опуская руки на пояс. Затем движение повторяется с другой ноги. (8 раз)

13. «Поехали на машине» - садятся на доску, руками держатся за неё сбоку, ноги ставят перед собой вместе, колени рядом.

Вытягивают ноги вперёд и подтягивают к себе, не скользя пятками по полу, а отрывая их и передвигая вперёд по воздуху.

14. «Звёздочка» – ноги перед собой стоят на всёй ступне, колени вместе, руки на коленях. Разводят руки и ноги в стороны, сохраняя ровную осанку, затем соединяют вместе, возвращаясь в исходное положение.

15. «Поклон» - встают, руки на поясе, поклон головой.

16. «Уход» - поворот вправо, боком к доске, берут доску в руки и поскоками друг за другом убегают на исходные позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...