теоретические занятия "Рождение музыки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Огородникова Т.И.

Серия занятий знакомит детей старшего и подготовительного возраста с понятиями "звук и мелодия", "ноты и нотный стан", "музыкальные инструменты", "голос". Эти занятия можно проводить и как досуг, и во время карантина, когда дети не могут посещать  музыкальный зал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdenie_muzyki_-_zanyatie.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие №1 «Звуки и мелодия»

Цель: Познакомить детей с понятием «Звук». Ввести понятия: мелодия, композитор, опера, балет, оркестр, марш. Стимулировать интерес к музыке. Развивать фантазию, творчество.

Оборудование: «Записи звуков природы».

Барабан, игрушки кошки, собаки, утенка; колокольчик, металлофон.

Ход занятия:

        Здравствуйте, ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какие звуки вы обычно слышите дома? (Ответы детей.)

Верно! Голоса родных, журчанье воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радиоприемника, магнитофона и телевизора.

        Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (Ответы детей.)Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.

        Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шуршание дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.

(Звучит фонограмма вьюги, дождя, пение птиц.)

Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!

Все на свете дети знают,

звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

 музыкальные есть звуки.

Задание: Рассмотреть барабан, игрушки кошки, собаки, утенка, колокольчик, металлофон и попросить детей назвать, когда они слышат шумовые звуки, а когда – музыкальные. Провести музыкально-дидактическую игру «Какой инструмент звучит.

(«Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова)

Занятие №2 «Звуки и мелодия» (продолжение).

Цель: Продолжать знакомство с понятием «Звук». Ввести понятия: композитор, опера, балет, оркестр, марш. Стимулировать интерес к музыке. Развивать фантазию, творчество.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями П.И.Чайковского «Детский альбом»; Г.Гладков «Золотые шлягеры для детей», «Бременские музыканты; В.Шаинский «Песни для детей»; «Записи звуков природы».

Ход занятия:

        Для композитора обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Мелодия – греческое слово, которое в переводе значит «пение песни». Мелодия – это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, настроения.

                                

                                Композитор

Композитор музыку слышит

в шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

 а музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

 в шелесте листьев, в пляске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет,

 песню споем мы вместе с тобою.

        Должно быть, вы уже догадались, что композитором называют человека, который сочиняет музыку. Композитор – латинское слово, в переводе означает «сочинитель».

        Многие композиторы писали и пишут сейчас музыку для детей. Замечательный русский композитор П.И.Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детский альбом». В нем есть такие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

(Звучит фонограмма «Марш д.с.», «Болезнь куклы». Обратить внимание детей на характер пьес. Первая – бодрая, маршеобразная, вторая – спокойная, печальная, напевного характера.)

        Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс. В его знаменитой сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется «Карнавал зверей».

(Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.)

        (Звучит фонограмма «Лебедь». Обратить внимание детей на характер, темп.)

Физкультминутка.        Мы играем на гармошке.

                                Громко хлопаем в ладошки.

                                Головой слегка качаем.

                                Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.                        (Движения выполняются по

Наши ручки: хлоп, хлоп!                Тексту)

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

        Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

(Опера – итальянское слово, которое означает «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренция в ХУI веке. В опере все артисты поют, а массовые сцены исполняет хор.

Балет – слово балет происходит от итальянского слова «Балло», что значит танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединяется музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство.

Марш – французское слово «марш» в переводе означает «ходьба». В музыке так называются пьесы, под которые удобно идти в строю.)

С.С.Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк».

        Композитор Ген. Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты».

(Звучит в записи песня Бременских музыкантов.)

        А его однофамилец Григ. Гладков написал музыку к мультфильму «Пластелиновая ворона». (Звучит запись._

        Я думая, многие из вас знают и любят песни Влад. Шаинского «Голубой вагон», «Песня про улыбку», «Пусть бегут неуклюжи». (Зв. фоног.)

В заключении дети рисуют на заданную тему «Нарисуй песню». Звучит фоном спокойная мелодия.

Занятие №3 «Ноты и нотный стан».

Цель: Познакомить детей с нотами, ввести понятие «нота», познакомить с историей возникновения нот и нотного стана. Закрепить знания разучиванием песен.

Оборудование: Демонстрационная  доска; металлофон.

                                Ход занятия:

        На прошлом занятии мы говорили о том, что существуют звуки шумовые и музыкальные. Композиторы пишут музыкальные произведения. А как же композиторы записывают созданные ими мелодии? Они делают это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово нота переводится с латинского, как «Знак».

        Существует  семь нот. Называются они: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты располагаются на пяти нотных линейках, которые называются нотным станом.

        Монах Гвидо из итальянского города Ареццо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного гора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, которые был очень популярен в то время.

        Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строчка начиналась тоном (звуком) выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо громко поправлял его, т.е. сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы.

        -Ут!- гремел голос Гвидо под сводами церкви. Мальчики широко раскрыв рты, подхватывали «ут». За «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля» - это первые слоги начала каждой строки гимна.

(Гимн – в переводе с греческого «торжественная песня». Дважды в сутки: в шесть часов утра и в двенадцать ночи по московскому времени по радио передают Гимн России. Исполняют его также в праздничные дни, на официальных встречах, на спортивных соревнованиях.)

        Эти слоги навсегда остались названиями нот. Слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си». И получили мажорный лад, который мы знаем: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…

        Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки – красная, желтая и черная. Значки нот были квадратные и выглядели так:

        Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К ХУП веку появилась простая и доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках). Теперь они выглядят так.

        А теперь представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги. Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать? (Возможные ответы детей.)

        Ее можно спеть или исполнить на каком-либо музыкальном инструменте.

                        В детский сад                      Л.Дымовой, Е.Тиличеевой 

До, ре, ми…                                        До, ре, ми…

Ми, ре, до…                                        Ми, ре, до…

Кто меня проводит до…                        Я уже беру пальто

Кто меня проводит до…                         Я уже беру пальто

До детского сада –                                Кто меня проводит?

Дальше мне не надо.                        Тот, кто нынче водит.

До, ре, ми…                                        

Ми, ре, до…        

Папа водит, кто ж еще!

Папа водит, кто ж еще!

Папа, одевайся,

В садик собирайся.

                        Вверх, вниз.                                     Л.Дымовой, Е.Тиличеевой

Вверх идем мы семь ступеней,

Эй, посторонись!

А потом через ступени

Прыгаем мы вниз.

В заключении дети рисуют на заданную тему «Нарисуй песню».

Занятие №4 «Музыкальные инструменты».

Цель: Познакомить с музыкальными инструментами, на какие группы они делятся. Ввести понятия: ритм, виртуоз, раструб.

Оборудование: Барабан, металлофон; иллюстрации с музыкальными инструментами; записи с звучанием муз.инструментов.

                        Ход занятия:

        Мы говорили, что мелодию можно спеть. А еще мелодию можно исполнить на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Какие вы знаете музыкальные инструменты? (Ответы детей).

        Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта… Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп: ударные, струнные, духовые.

        Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. (Ритм – чередование и соотношение музыкальные длительностей и акцентов. Каждое сочинение имеет свой ритм.)

        Потом люди заменили камни колотушками, трещетками, погремушками из высушенных плодов., внутри которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты – барабан, бубен, треугольник, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой, пальцами, металлической либо деревянными палочками или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

                        Барабан.

Я проснулся утром рано и собрался на прогулку.

Застучал по барабану громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там – веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя: «Что ж ты встал в такую рань?

Перебудишь всех соседей, лучше ты не барабань.»

        В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.

        Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

        В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домбрах.

        Примерно 300 лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни – гитара.

        Скрипка, лиолончель и контрабас тоже струнные инструменты, но звук извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок – это длинная трость с натянутым конским волосом. Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.

                                Скрипка.

Смычком коснулся ты струны, и вот струна запела.

И в нежном голосе слышны волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучат и трогают мне душу.

Я виртуоза-скрипача могу весь вечер слушать.

(Виртуоз – человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.)

Физкультминутка.        Мы играем на гармошке.

                                Громко хлопаем в ладошки.

                                Головой слегка качаем.

                                Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.                        (Движения выполняются по

Наши ручки: хлоп, хлоп!                Тексту)

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

        В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенной тростинки с несколькими дырочками. Звук такой дудочки  певучий, нежный, похожий на журчанье весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

                                Флейта.

Льется флейты голос чистый, словно льдинка, серебристый.

В поднебесье он плывет, наполняет небосвод. (Поднебесье – небесная высь)

Слышат флейту лес и нивы, слышит спелый желтый колос.

Шепчет колос: «Как красиво льется флейты звонкий голос!»

        Голос гобоя – чуть приглушенный, а кларнета – чистый, теплый и сочный. Ведь слово кларнет в переводе означает «ясный».

                        Голос кларнета.

Слово кларнет означает «ясный». Голос кларнета чистый, прекрасный.

Он, то протяжный, то нежно-певучий, то очень теплый, сочный и звучный.

        

Занятие №5 «Музыкальные инструменты» (продолжение).

Цель: Продолжить знакомство с музыкальными инструментами, на какие группы они делятся. Ввести понятия: фортепиано, стаккато, полифония.

Оборудование: иллюстрации с музыкальными инструментами; записи с звучанием муз.инструментов.

                        Ход занятия:

В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку – небольшую трубку из дерева или тростника. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом, расширением в виде воронки, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.

                                Пастуший рожок.

Сяду на пень посуше,

коров соберу в кружок,

Выну из сумки пастушьей

берестяной рожок.

Коровы рожок услышат,

 протяжно откликнутся: «Му-у-у».

Играя то звонко, то тише,

 я стадо в село поведу.

        А об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. У кого-то из вас он есть дома. Его можно увидеть в детском саду и в школе, в концертном зале и в театре. Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь? (Возможные ответы детей.)

        Конечно же, о фортепиано! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора.

        Слово фортепиано происходит сразу от двух слов: форте – значит «громко», пиано – «тихо».

        Фортепиано – инструмент клавишный струнно-молоточковый, полифонический: на нем можно сыграть и мелодию и аккомпанемент к ней. Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но массивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть по тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывисто – стоккато. (Стоккато – отрывистое исполнение музыкального звука._

Полифонический – многоголосный.)

(Звучит фонограмма звучания фортепиано.)

Физкультминутка.        Мы играем на гармошке.

                                Громко хлопаем в ладошки.

                                Головой слегка качаем.

                                Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.                        (Движения выполняются по

Наши ручки: хлоп, хлоп!                Тексту)

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

                        Дождь-музыкант

Кап, кап, кап – упали капли.

Застучали: тук, тук, тук.

И узнали сразу цапли

Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато,

Как по клавишам рояля,

И, сбегая с крыш покатых,

Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко

Падал в травы так и тут.

Словно пальцами ребенка

Он играл в саду этюд!

В заключении дети рисуют на тему «Музыкальный дождь». Фоном звучит спокойная музыка.

Занятие №6 «Голоса»

Цель: Познакомить детей с понятиями: голос, тембр и высота голоса, какие бывают голоса.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записью голосов людей и птиц.

                        Ход занятия:

        На прошлом занятии мы говорили, что мелодию можно проиграть на инструментах.

        Певцы и певицы тоже исполняют мелодию, исполняют голосом. Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты. (Тембр голоса – характерная окраска звука. Провести музыкально-дидактическую игру «Угадай, кто поет» из сборника «Музыка в детском саду» для ст.гр.)

        Бас – самый низкий из всех мужских голосов. Имя знаменитого певца-баса – Федор Иванович Шаляпин. Его голос отличался исключительной красотой, богатством и мягкостью тембра.

        Высокий мужской голос называется тенором. А мужской голос среднего регистра (между басом и тенором), называется баритоном.

        Женские голоса также различаются по высоте и тембру. Самый высокий женский голос – колоратурное сопрано. Колоратурным его называют потому, что он легко исполняет различные вокальные украшения – колоратуры.

        Наиболее распространенный голос среди певиц – лирическое сопрано – нежный, светлый, легкий.

        Многим певицам присущ сильный и яркий голос – драматическое сопрано.

А первым сопрано мира по праву считается великая певица Мария Калмас.

(Прослушать в записи исполнение певцов.)

(Прочитать сказку «Лягушка и Соловей» из сборника Т.Шорыгиной «Красивые сказки» стр.15.

Прослушать в записи «Голоса птиц».)

В заключении дети рисуют на тему «Нарисуй сказку».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: «Практические и теоретические рекомендации родителям по формированию лексического строя речи детей с ОНР»

Слово является одной из значимых единиц языковой системы. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Игра дл...

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

Теоретическая интерпретация опыта работы на тему: "Развитие у детей дошкольного возраста музыкально-ритмических движений"

Данная проблема актуальна тем, что нельзя в полной мере обеспечить нормальное  полноценное существование и развитие личности без обучения и формирования у детей музыкальных основ.Грация, пл...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольников. Теоретический аспект"

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольн...