Музыкальная игровая деятельность
методическая разработка по музыке по теме

Алешина Лилиана Ивановна

Музыку как искусство процессуальное, развер­тывающееся во времени, тесно связанное с моторно- мышечными и интонационно-речевыми ощущения­ми сближает с игрой особое родство. Само обозначе­ние музыкальной деятельности на эту связь - «музыкальная игра»: исполнить пьесу - значит сыг­рать ее. Игровая музыкальная деятельность может выступить в качестве фактора вовлечения ребенка в игровое взаимодействие с другими детьми и взрос­лыми, ведущее к развитию его социальных качеств и индивидуальных проявлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_igrovaya_deyatelnost_.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации  города Ноябрьска  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

             ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

                                        муниципального образования город Ноябрьск

   

Музыкальная игровая деятельность

как фактор социального развития ребенка

                       


Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка является совместная игра с другими детьми.

Детская игра близка к природе и специфике искусства. Не случайно дошкольный возраст сензитивен для проявления склонностей и способностей к художественной деятельности. Близость детской игры и художественной деятельности заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к цели, а к самому процессу действия; формирование образного начала – «вхождение в образ»; условность языка, действий и ситуаций. По мнению Д.Б.Эльконина, игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий утилитарной деятельности. Это и роднит игру с искусством, которое имеет свои содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, их смыслы и мотивы.

Музыку как искусство процессуальное, развертывающееся во времени, тесно связанное с моторно – мышечными и интонационно-речевыми ощущениями сближает с игрой особое родство. Само обозначение музыкальной деятельности указывает на эту связь – «музыкальная игра»: исполнить пьесу – значит  сыграть ее. Игровая музыкальная деятельность может выступить в качестве фактора вовлечения ребенка в  игровое взаимодействие с другими детьми и взрослыми, ведущее к развитию его социальных качеств и индивидуальных проявлений. Воспитатель может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми  в группе, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

В данном случае речь идет о музыкальных коммуникативных играх. Музыкальные коммуникативные игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, формирование социальных навыков их поведения, развитие эмоционально выразительных движений и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная  коммуникативная игра – синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.

К коммуникативным музыкальным играм могут быть отнесены обычные сюжетно-ролевые игры с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры. Это могут быть игры – забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. Сочетая в них пение и музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает эмоционально выразительную, яркую и непринужденную обстановку. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят или же переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение. Ритмичные и интонационно – выразительные попевки и приговаривания сопровождаются прихлопываниями, выразительными жестами и движениями. Они очень увлекают ребят, могут выполняться ими вместе с воспитателем.

К коммуникативным музыкальным играм относится практически целиком детский фольклор. Все детские игры поются или выразительно интонируются. Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

В коммуникативных музыкальных играх могут быть эффективно реализованы такие направления воспитательной работы по формированию у детей навыков общения, как развитие:

  1. динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;
  2. эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  3. позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе и с ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, со сформированной положительной самооценкой.

Организация музыкально – игровой деятельности, направленной на социальное развитие ребенка, предполагает ряд условий. Прежде всего, она несовместима с авторитарным стилем общения педагога с детьми. Ее основу должны составлять принципы гуманистической педагогики, глубокое уважение к личности ребенка. В рамках музыкально – игровой деятельности взращивание у ребенка веры в свои силы, формирование его позитивного самовосприятия, становление его как индивидуальности, значимой личности.

Сам тип игрового общения с детьми предполагает изменение роли воспитателя. Он оказывается не в привычной ролевой ситуации в качестве наставника детей, но выступает как участник игры, ее организатор, режиссер. Занимая позицию играющего партнера, взрослый выполняет правила игры наравне со всеми. Атмосфера равных прав игры для всех участников  - своеобразное правило, условие их организации.

Сильнейшим средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка является музыка, и потому ее значение в период детства особенно велико. Современному педагогу необходимо внимательно и серьезно относиться к отбору музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок. Звучащие образы затрагивают самые разнообразные стороны личности ребенка, а главное, они способны заложить основы его нравственности, его мировосприятия.

Новые веяния и идеи проникают в современную музыкально-педагогическую практику. Так, по мнению современных педагогов – музыкантов, необходимым условием развития музыкальности является включение личностного эмоционального опыта ребенка, развитие культуры эмоциональной отзывчивости, чувственного восприятия художественных явлений. На первый план выдвигается практический метод развития музыкального восприятия: «необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания». В музыкальные занятия включаются разнообразные формы творческой игровой и исполнительской деятельности детей. Темброво –шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки и «рисование» звуков на детских  музыкальных инструментах, звуковые импровизации, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, интонационно – речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков – эти формы игровой творческой деятельности детей постепенно входят в арсенал современной музыкальной педагогики.

В то же время идеи личностно ориентированного обучения остаются до конца не осознанными, нередко лишь декларируются в музыкальной педагогической практике. Существенной проблемой является то, что музыкальные занятия в ДОУ, и в начаьной школе до сих пор планируются в программах по анологии с естесственнонаучными дисциплинами: как передача некоторых знаний, умений и навыков. В результате они не выполняют свой важнейшей функции – содействия самопознанию человека, формированию его собственного мироотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников

Материалы будут  полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада...

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

Мастер-класс для воспитателей-«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей, способов активизации у детей интереса к музыкальному...

Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.

Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности...