Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему

Попова Ольга Вячеславовна

 Материалы будут  полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

Сказки-«шумелки»

как вид музыкально-игровой деятельности

в процессе музыкального воспитания дошкольников

 Подготовил музыкальный руководитель

МБОУ ДО Д/С К/В «Незабудка» г. Пущино

Попова Ольга Вячеславовна

       Всем доброго дня!  Надеюсь, что у вас у всех сегодня хорошее настроение, а если нет, то я постараюсь вам его немного приподнять.

      Я долго думала над тем, какую тему выбрать для  своего сообщения. Во-первых, необходимо, чтобы  эта тема непосредственно касалась моей работы. Во-вторых, имела  отношение и к вашей работе тоже.  В-третьих, мне хотелось, чтобы мы не просто разбирали какую-то сухую теорию, но и смогли получить удовольствие от общения друг с другом. Поэтому речь сегодня пойдет о так называемых сказках-«шумелках».

(Слайд 2)

     Что-же такое сказка -«шумелка»? (Слайд 3) Это ничто иное, как чтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а,  главное,  эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.

       Сказки-«шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания  в детском саду (ФГОС). Также они являются  отражением идеи К.Орфа- известного немецкого музыканта и педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.

      По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.     Захватывающая атмосфера сказок-«шумелок»  позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует  активному желанию участвовать в этом процессе и проявить себя. (Слайд 4)

       Сказки-«шумелки» могут быть использованы как готовый материал для  мероприятий детского сада, так и  в качестве упражнений в повседневной работе на занятиях по музыке и или в группе с воспитателем. Эти упражнения можно проводить и дома совместно с родителями. Сказки-«шумелки» развивают  слуховое восприятие,  мелкую  моторику, слуховую память и фантазию у детей.  Проведение таких упражнений возможно у же с младшего дошкольного возраста от 2 и , как правило,  до 5 лет.

    Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку-«шумелку»?

Это литературный и музыкальный материалы. (Слайд 5)

 В качестве литературной основы можно использовать:

  1. Народную сказку, как русскую, так и любую другую.
  2. Стихотворения.
  3. Истории, придуманные воспитателем (импровизации).

 При выборе литературной основы необходимо  учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности. Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество  изобразительных моментов.

Музыкальный материал:

1.Использование инструментов детского оркестра.

2.Использование звучащих предметов.

3.Использование самодельных инструментов.

Познакомимся с некоторыми  инструментами детского оркестра. (Слайд 6)

Они делятся на  ударные шумовые и  ударные мелодические.

 Ударные  шумовые: трещотка, бубен, барабан, ложки, маракас, кастаньеты, треугольник и  др. разновидности.

Ударные мелодические: металлофон, ксилофон, колокольчики.

Кроме готовых инструментов (Слайд 7) можно использовать также звучащие предметы и самодельные инструменты. Это может быть велосипедный звонок, крышки от кастрюль, банка наполненная крупой, расчески, погремушки рогатки и т.д. (Слайд 8)

Сказки-«шумелки»  и музыкальное развитие ребенка (Слайд 9)

Сказки-«шумелки» для меня лично представляют интерес как раз в качестве упражнений на уроках музыки и имеют отношение к повседневной учебной работе.

     С помощью сказок-«шумелок» ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

   Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

      Совместное музицирование, игровая деятельность, деятельность ребенка и взрослого формирует  навыки общения, коллективного творчества.

      Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

     Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма.

     Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

Развивается внимание и выдержка.

Методика подготовки и проведения сказок-«шумелок»

 (Слайд 10)

1.Сказка или история должны быть выучены наизусть.

2.Минимальное количество музыкальных эффектов.

3.Проверка звучания ударных инструментов, поиск необходимого звукового эффекта.

4.Подбор звучащих предметов.

5.Прием игры на инструменте или предмете должен быть выучен заранее.

6.Обеспечение благоприятной, спокойной обстановки для проведения занятия.

7.Использование  жестов и мимики, медленная, выразительная речь с паузами.

8.Игра на инструментах звучит в паузах рассказчика, иллюстрируя текст.

9.Инструмент берется в руки только для создания звукового эффекта, затем откладывается.

10. Рассказ продолжается только после того, как отзвучит инструмент.

11.Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки нужного тембра.

12.Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки громкости, темпа, характера игры.

13.По возможности не прерывать игру ребенка.

14.Тщательно продуманная драматургия сказки, внимание к окончанию истории.

15. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

16.В некоторых случаях дать детям возможность придумать свой вариант сюжета и его озвучивания.

17.Иллюстрации, использование видеоряда усилят впечатление детей и  сделают материал более доступным к восприятию.

 

А сейчас предлагаю всем взять в руки музыкальные инструменты и вместе со мной сыграть сказку, которую я подготовила специально для вас. Сказка называется «Чья музыка лучше?»

  Но, чтобы нам с вами играть правильно, давайте вместе, каждый на своем инструменте будем отсчитывать секунды на счет 1,2,3,4 и.т.д. А теперь каждый может играть, изображая то, что ему предложено. (см. наклейки).

 (Слайд 11)

    Однажды, когда хозяев не было дома, на кухне возник спор. Спорить начала посуда: «Чья музыка лучше?»  (Слайд12)
«У меня просто волшебный  музыка и чудесный голос», - сказал большой хрустальный  бокал. Я играю  красиво и приятно. И он зазвенел.  ТРЕУГОЛЬНИК.
 
   «У нас тоже очень красивая музыка», - сказали две чашечки
.(Слайд 13) Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем спеть приятную песенку», - сказали чашечки и зазвенели.  МЕТАЛЛОФОН (2палочки)
    (Слайд14)  « Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки. Когда мы звучим, всем становится весело и хорошо! И сыграли  весёлый наигрыш. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
  (Слайд15) «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «Моя музыка тихая, но голос просто неподражаем! Послушайте, как рисовые зерна прыгают внутри меня и зажигательно танцуют». И она загремела. МАРАКАСЫ


(Слайд 16) «Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала как будто солдаты шли на парад.
БАРАБАН и палочки
(Слайд 17)«Твой голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня! Я могу издавать очень громкий звук». И она зазвонила, как колокол:
ТАРЕЛКА

(Слайд18) «А мне кажется, что лучше моего голоса нет ничего на свете, да и к тому же у меня всегда очень свежее дыхание»,- сказал сквозняк и задул во всю силу так, что чуть не сдул со стола большой блестящий самовар с сапогом СВИРЕЛЬ или ПУСТАЯ БАНКА.

(Слайд 19) «Да, голос у тебя, конечно сильный, но его почти не слышно, куда лучше звучит моя музыка, послушайте!» И старый большой самовар стал раздуваться, пыхтеть и сверкать горячими углями НАДУВНОЙ ШАРИК

(Слайд 20) Зато, трещать как я, не может никто из вас, сказала терка и начала быстро чесать свой блестящий бок. ТРЕЩОТКА

(Слайд 21) Ну а я зато, самый звонкий и громкий – прокричал чайник со свистком и напел свою веселую мелодию СВИСТОК (ДУДОЧКА) 

Этот спор продолжался еще какое-то время, пока всем обитателям дома не стало скучно. Все они на мгновение замолчали.  (Слайд 22)Из комнаты доносилось тихое и  спокойное  тиканье часов…..

Этим старинным часам некогда было спорить, да и сказать  они ничего  не могли, потому что все время играли свою музыку (тикают часики)…..

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ

Услышав это, спорщики  молча подумали: «Вот так звучит время», и стали дружно подпевать ему. Получился самый настоящий оркестр, который играл настоящую музыку, потому что никто не спорил……! (все играют под счет).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация « Сказки- шумелки » как вид музыкально-игровой деятельности. Мастер-класс подготовила музыкальный руководитель МБОУ ДО Д/С № 6 « Незабудка » Попова О.В.

Слайд 2

«Сказки – шумелки » - что это такое? «Сказки- шумелки » – это чтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный , а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра. «Сказки- шумелки » полностью удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду(ФГОС). Также они являются отражением идеи К.Орфа - известного немецкого музыканта и педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования ” и “обучение в действии”. По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта , детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры . З ахватывающая атмосфера «сказок шумелок » позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, способствует активному желанию участвовать в этом процессе и проявить себя

Слайд 3

Где использовать «сказки- шумелки » На занятиях по музыке На занятиях в группе Дома совместно с родителями.

Слайд 4

Литературный и музыкальный материал для «сказок- шумелок » Литературный материал Использование текстов русских народных сказок, а также сказок народов мира. Использование стихотворений . Использование историй, придуманных взрослыми Музыкальный материал Использование инструментов детского шумового оркестра. Использование звучащих предметов. Использование самодельных инструментов.

Слайд 5

Шумовые и мелодические музыкальные инструменты детского оркестра

Слайд 6

Звучащие предметы и самодельные инструменты детского оркестра

Слайд 8

«Сказки- шумелки » и музыкальное развитие ребенка Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями . Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии . Совместное музицирование , игровая деятельность, деятельность ребенка и взрослого формирует навыки общения, коллективного творчества. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок . Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма . Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается внимание и выдержка .

Слайд 9

Организация и проведение занятий (методика) Сказка или история должны быть выучены наизусть. Минимальное количество музыкальных эффектов. Проверка звучания ударных инструментов, поиск необходимого звукового эффекта. Подбор звучащих предметов. Прием игры на инструменте или предмете должен быть выучен заранее. Обеспечение благоприятной, спокойной обстановки для проведения занятия. Использование жестов и мимики, медленная, выразительная речь с паузами. Игра на инструментах з вучит в паузах рассказчика, иллюстрируя текст. Инструмент берется в руки только для создания звукового эффекта, затем откладывается. Рассказ продолжается только после того, как отзвучит инструмент. Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки нужного тембра. Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки громкости, темпа, характера игры. По возможности не прерывать игру ребенка. Тщательно продуманная драматургия сказки, внимание к окончанию истории. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением . В некоторых случаях дать детям возможность придумать свой вариант сюжета и его озвучивания. Иллюстрации, использование видеоряда усилят впечатление детей и сделают материал более доступным к восприятию.

Слайд 10

СКАЗКА-ШУМЕЛКА Чья музыка лучше?

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Топ-хлоп, малыши" Авторы Т.Сауко и А.Буренина.

Основы  технологии "Топ-хлоп, малыши" Т.Сауко  и  А.БуренинойПрограмма  представляет  собой  систему  музыкально -ритмического  воспитания  детей  2-3...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ритмическая мозаика". Автор А.И.Буренина

Технология   развития   музыкального  движения  "Ритмическая  мозаика" А.И.БуренинойЦель:  формирование   различных  умений, способностей, качеств  личност...

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ладушки" Авторы И.Каплунова и И.Новоскольцева

Технология  всестороннего  музыкального  воспитания  и  образования  детей  дошкольного   возраста "Ладушки". Авторы И.Каплунова  и И.Новоскольцева.Цель: в...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Танцевальная ритмика" Автор Т.И.Суворова

Технология "Танцевальная  ритмика" Автор Т.И.СувороваВ  программу  входят 6  книг "Танцевальная  ритмика", книги  "Танцуй, малыш"  и  "Танцуй, малыш -2", "Олимп...

«Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников»

laquo;Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников» АктуальностьКак известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жиз...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников"

Консультация о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....