Театрализованная деятельность в детском саду
материал по музыке (старшая группа) по теме

Дружинина Елена Германовна

Доклад на МО музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

                                                                                     К.С.Станиславский                                                                                                                       

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось c раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.  

   Последние  10 лет педагогический коллектив нашего детского сада занимается развитием у детей творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности. Это направление является стержнем и в моей работе. Элементы театрализации я использую  на музыкальных занятиях,  в развлечениях и праздниках.

В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.

Это развитие

-сенсорики, основы чувственного познания окружающего мира;

-базовых психических процессов;

-эмоциональной сферы;

-речи, голоса;

-выразительности движений, мимики, пластики;

-воображения, фантазии, творческих способностей, импровизации.

Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

Отдельным блоком идут более специфические задачи по формированию навыков кукловождения, а также формирования культуры поведения на сцене.

Содержание всей работы реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, которые в работе со старшими детьми можно объединить в небольшие театрализованные представления.

   Приобщение детей к театрализованной игре начинается с младшего дошкольного возраста. В работе с малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.

   Сначала фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок как лягушка или медведь, после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словестному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос узнавались всеми. Предлагаем детям игрушки, атрибуты для ряжения, шапочки, маски для разыгрывания самых простых сказок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках. Провожу индивидуальную работу, поощряю желание детей участвовать в драматизации. Большое внимание уделяю речи детей, правильному произношению слов, вместе сочиняем маленькие истории, радуемся любому проявлению творчества! Итогом работы стали показы театрализованных сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», подготовленных силами детей младшего дошкольного возраста для родителей.

   В средней группе  дети осваивают элементарные средства выразительности образа (речь, пластика, мимика). Развиваем у детей представления о нравственных качествах героев, разбираем ситуации о поведении в зрительном зале. Дети учатся выражать свое отношение к происходящему  более точно. Они обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах, сами подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен, лисе -колокольчик. По своему желанию дети выбирают себе роли для инсценировок, активно включаются в театрализованную игру. Я предлагаю детям игры на развитие внимания, памяти, координации движений, фантазии. Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, мы их проводим не только на занятии, но и на прогулках, во второй половине дня. Главный методический прием в использовании игр - их многократное повторение. Малыши по-разному воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

   В процессе театрализованной игры дети приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что является прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы. Осенью мы инсценировали сказку «Репка». В сказке не только воспроизводился сюжет, а каждый герой исполнял какой-то сольный номер (песня, танец, игра на музыкальных инструментах). Зимой для малышей мы показывали сказку «Заюшкина избушка». Дети были настоящими артистами! Им так понравилось выступать перед другими детьми! После просмотра малыши отображали свои впечатления в рисунках, которые мы вывешиваем на стенде около музыкального зала.

   В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Используются игровые, песенные, танцевальные импровизации. Детям нравится участвовать в театрализованных играх,   выполнять этюды.

   Этюды - своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Они могут быть очень разнообразны: на развитие памяти, внимания, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоции. В своей работе использую этюды М.И.Чистяковой, Л.М.Шипициной, и на их основе придумываю свои  этюды. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в театрализованных представлениях. Дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднении в общении со сверстниками и со взрослыми. Особое внимание я уделяю развитию выразительности движений. Ведь выразительность движений и пластика человеческого тела являются главными средствами воплощения образного содержания и «бессловесного» общения. Сначала мы учим детей создавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают осваивать способы выражения в движениях внутренних свойств образа - эмоций, особенности характера (грустный - веселый, добрый - злой и др.). Детям особенно нравится изображать эмоции героев: «испуганный весенний снеговик», «сердитая хозяйка», «ребенок с конфетами, который угощает своих друзей». Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей.

   Итогом в старшей группе в этом году был показ спектакля «Дюймовочка». Это было не просто выступление перед зрителями, а настоящий праздник, который мы назвали Днем театра. Дети приобретали  билеты определенного цвета на свой ряд в самой настоящей кассе. Так же как и в театре, были даны три звонка. Перед просмотром спектакля воспитатели вспоминали с детьми правила поведения в театре. Надеемся, что подобные мероприятия станут нашей традицией. В детском саду создана творческая группа по театрализованной деятельности, в которую входят талантливые педагоги, увлеченные театром.  Их силами показываются кукольные спектакли для детей, ставятся инсценировки, проводятся праздники.

   С детьми старшей группы была проведена  экскурсия в театральную студию Дома офицеров. Руководитель театральной студии очень интересно рассказывал детям о театре: знакомил с театральной лексикой, профессиями, которые существуют в театре. Дети побывали в костюмерной, гримерной - комнатах, где происходит таинство преобразования артиста, создание игрового образа при помощи грима и костюма. От этой экскурсии мы получили массу впечатлений! В своей работе я также использую грим, чтобы помочь детям лучше войти в образ того героя, которого они изображают.

   Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Существует костюмерная, которая постоянно пополняется путем кропотливого труда наших сотрудников и родителей. Видя  результат нашей творческой деятельности, родители с огромным желанием оказывают помощь в изготовлении костюмов. Сообща мы изготавливаем декорации, атрибуты, маски, парики, шьем костюмы сказочных персонажей для спектаклей.

   Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки, где представлены:

- музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики,  погремушки и др.);

- различные виды театров: теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др.;

-  шапочки для игр-драматизаций.

В группах функционируют уголки ряжения. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

   В старшей группе силами детей были показаны сказки: «Маша растеряша», «Кто сказал мяу?», «Сказка о глупом мышонке».

   В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов - совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры: дети должны проявлять больше творчества, импровизировать. Более сложными становятся и итоговые спектакли: «Щелкунчик», «Сказка о Снежной королеве», «Сказка о спящей красавице», «Снегурочка», «Морозко», «Как царь свою дочь замуж выдавал» и др.

 Но мне хотелось бы немного остановиться на «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Попробую кратко проанализировать работу над спектаклем с точки зрения развития у детей эмпатии – умения понять внутренний мир героев, проникнуться их нравственными переживаниями. Главная идея спектакля – победа добра над злом! В нашем театре каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Мы решили, что роль будет у каждого. Но всем хочется сыграть положительного героя. Очень нелегко было сделать так, чтобы на отрицательную роль Злой Царевны появились желающие. Объясняла, что это самый сложный характер, очень яркий образ, и играть его будет нелегко. Девочка, которая согласилась на эту роль, справилась на «отлично».

В процессе подготовки спектакля, маленькие артисты постепенно сближались с персонажами, начинали видеть то, чего не замечали прежде.

 Сопереживание героям сказки представляло собой комплекс чувств, в состав которого входили такие эмоции как радость, печаль, осуждение, гнев, возмущение, удивление, страх, сострадание.

     Как восприняли сказку зрители?

         Казалось, что они на какое-то время даже забыли, что находятся в зрительном зале: вскакивали с мест, подсказывали героям, смеялись, захваченные событиями, застывали в напряжённой позе, т.е. активно содействовали персонажам спектакля. Очевидно, что им открылось что-то новое в мире чувств, они расширили и обогатили свой эмоциональный опыт. Наша последующая задача – научить дошкольников переносить эти эмоции и чувства в реальные жизненные ситуации: учить жалеть, помогать, защищать, любить.

       После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе, я провела несколько бесед с маленькими артистами и зрителями. Дети нарисовали понравившихся героев сказки и запомнившиеся сюжеты. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, этот спектакль вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

 Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

   Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

                           Список используемой литературы:

  1. «Праздники в детском саду» Ярославль, «Академия развития» 2001г.;
  2. «Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов»,  Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.;
  3.   А.В.Щеткин  «Театральная деятельность в детском саду», Москва,
  4. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,  С-Петербург,  ЛОИРО,  2000г.;
  5. Г.П.Федорова  «На золотом крыльце сидели», С-Петербург, « Детство-пресс», 2003г.
  6. Е.А.Антипина  «Театрализованная деятельность в детском саду»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г.
  7. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
  8. И.Каплунова И.Новоскольцева  Музыкально-двигательные фантазии, Санкт-Петербург , «Композитор»,  2003;
  9. М.И.Родина, А.И.Буренина Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, С-Пб, «Музыкальная палитра», 2008 г.
  10.  М.Ю.Картушина . Театрализованные представления для детей и взрослых, Москва, «Творческий центр «Сфера», 2005г.;
  11. Н.В.Зарецкая  «Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», Москва,  «Айрис пресс»,  2004г.;
  12. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова  «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», Москва;
  13. Т.С.Григорьева Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.

                    Пекарь Булочка.

Мы поставим в печь пирог,

И достанем из печи.

Из трубы идет дымок

Такой приятный !

Там за лесом у реки

Пекарь Булочка живет

По утрам печет пирог он

Ароматный ! ! !

                     Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из за тучи .

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

                                     Театр.

   Хотите поиграть в театр?  Театр это вечные репетиции!

  Репетируют актеры, репетируют актрисы!

  Даже оркестр репетирует!

  Играют скрипки:

  Звучат флейты: фьюти-фьюти-фьюти-фью…

  Бьют барабаны: бум-бум-бум-бум-бум!

  Занавес открывается

  И на сцене появляется шайка разбойников!

  Вдруг выходит один из них и спрашивает:

 « А кто из нас будет атоманом?»

  «Я!»

  «А что ты умеешь делать?»

  «Я умею петь и танцевать!»        

                 Печенье.

 Лежало печенье в вазе на столе.

«Маша взяла его.»

«Я? Я не брала!»

«А кто?»

«Сережа взял его!»

                Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек !

И сел мотылек на грустный цветок .

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)

           Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп -хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...